14 октября 2016
545

Все начинается с дороги

Высокие скорости и новые технологии, развитие отечественной промышленности – все это требует не только самого лучшего автотранспорта, но и самых лучших дорог. И у тех, кто должен нам их обеспечить, в воскресенье, 16 октября, свой праздник – День дорожника. С каким настроением и какими достижениями встречают его профессионалы рассказывает руководитель Агентства по дорожному хозяйству Дагестана Загид Хучбаров.

 

– В минувшем году Президент Владимир Путин призвал удвоить темпы роста дорожного строительства в ближайшие 10 лет. Эти слова мы приняли как призыв к действию и успешно выполняем поставленную задачу. В 2008 году подрядными организациями была уложена 101000 тонн асфальта и разработано 750000 кубомет­ров скального грунта, а в 2015-м уже соответственно 228000 тонн и 1800000 кубометров. Построено и реконструировано 80,6 км автомобильных дорог (в 2008 году – 39,1 км). Таким образом, по темпам роста регион вышел на первое место в России. И останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Впрочем, общее состояние сети автомобильных дорог территориального значения в целом еще требует больших усилий  организационного и финансового характера. Особенно остро стоит задача переустройства автомобильных дорог и мостов в предгорных и горных районах. В текущем году была поставлена задача – отремонтировать 93 дорожных объекта, построить и  реконструировать  60, спроектировать 118.  Это внушительная цифра, если даже сравнить с показателями пятилетней давности.

 

– Какова география строительства дорог в 2016 году?

– Она, как всегда, обширная. Ежегодно мы стараемся перераспределять силы по всему Дагестану, поскольку объектов дорожного строительства хватает на всей его территории. На сегодняшний день ремонтные и строительные работы ведутся одновременно в 33 районах.

 

– Как обеспечивается качество строительных и ремонтных работ?

– Чтобы строить такие же дороги, как в Европе или Америке, надо перенимать и передовые принципы проектирования. В проекте должно быть учтено всё.

Во-первых, это использование только качественных строительных материалов. Взять, к примеру, вяжущие материалы. Сегодня самый качественный битум в России производится в Саратове, поэтому мы используем только его. Далее необходимо обеспечить его хранение и использование без потери качества. Здесь мы отошли от традиционных способов хранения битума подземным способом. Недостаток таких хранилищ в том, что прогрев битума в так называемых битумных ямах производится с помощью электрических тенов, которые за счет высокой степени нагрева пережигают битум, ухудшая его физико-механические свойства. А некачественный битум – это уже заведомо некачественный асфальт, не выдерживающий никаких нормативных сроков эксплуатации. Вот вам одна из причин низкой долговечности наших дорог.  Поэтому нами были построены два надземных битумохранилища-термоса емкостью по 2000 тонн каждое, начато строительство еще одного. Прогрев битума в них идет за счет разогретого масла, циркулирующего по специальным регистрам с постоянной температурой 120 градусов. Теперь мы можем покупать битум в любое время года и хранить без потери качества. Для уменьшения влияния человеческого фактора асфальтобетонные заводы стараемся полностью автоматизировать и установить на них систему удаленного мониторинга. Все это позволяет обеспечивать стабильно высокое качество асфальтобетонной смеси.

Кроме того, используем установки для промывки песка и щебня, получаемых на месте путем дробления каменных материалов. Качество железобетонных изделий, приготовленных из этих материалов, по определению не может быть плохим. Испытания подтверждают их высокую прочность.

Во-вторых, большое зна­чение имеет использование «умной» высокопроизводительной дорожно-строительной техники и технологий. К примеру, в начале нынешнего года в АО «Мостоотряд-99» впервые была применена технология 3D-нивелирования на дорогах Дагестана. Ее суть в том, что в бортовой компьютер работающей техники вводятся необходимые проектные данные, в результате управление рабочим органом механизмов выполняется в автоматизированном режиме. Все работы производятся с точностью до миллиметра, так что ошибки и человеческий фактор исключены. Машинисту остается только управлять. Трудно переоценить роль этой системы при производстве работ в горных условиях, где создание проектных уклонов дорожной одежды, особенно на виражах и серпантинах, – процесс непростой. Для обеспечения ровности покрытия нами внедрена технология укладки асфальтобетонной смеси с использованием перегружателей.

Еще одно условие успеха – повышение квалификации инженерно-технического персонала и в целом подготовка кадров для дорожной отрасли. Было принято решение, что из каждого района республики два студента проходят обучение в профильном вузе страны. При этом ему будут выплачиваться подъемные в 100000 рублей и стипендия за отличную учебу в 10 тысяч рублей. В этом году мы отобрали 12 человек, которые успешно сдали ЕГЭ и учатся на дорожников в Москве, Волгограде, Лермонтове, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге.

 

– Как идет процесс доведения дорог с асфальтобетонным покрытием до районных центров?

– С 2010 года действует целевая программа «Развитие территориальных автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан на период 2010-2015 гг. и до 2020 года». В прошлом году дороги с асфальтобетонным покрытием дошли до трех районных центров – Кураха, Мехельты, Цуриба. В настоящее время стратегической задачей является связать дорогами еще шесть районных центров. Так, в конце 2018 года дорога дойдет до центров Ахвахского и Цумадинского районов, в 2019 году – Тляратинского и Кулинского. Останутся два самых тяжёлых района, расположенных ближе к Кавказскому хребту, – Цунтинский район и Бежтинский участок. Туда мы, наверное, дойдем не ранее 2020 года. Но все равно это хороший показатель, учитывая, что в предыдущие годы ни до одного из этих районных центров асфальтированные дороги так и не дошли.

 

– Загид Гаджиевич, вы опытный производственник и управленец одновременно. Что вам ближе?

– Я прошел стройку от начала и до конца. Начиная от азов строительства, проектирования, научно-исследовательской работы и заканчивая руководством крупным производственным предприятием. В настоящее время мне больше интересны технологии управления проектами. Мне кажется, сегодня одна из главных проблем в нашей стране – это умение грамотно управлять. Если взять экономику строительной отрасли, то в советское время у нас был аналог современной теории управления проектами, но потом этот опыт был во многом утерян. Сейчас по сути управление идет стихийно. Это усугубляется невысоким профессионализмом людей, принимающих решения. А ведь дорожная отрасль – сложная отрасль. Строить взлетно-посадочную полосу даже сложнее, чем возвести гидроэлектростанцию.

Некоторые считают, что в кризисное время надо беречь ресурсы – деньги и материалы. А я считаю, что наш главный ресурс – это люди. И основная задача, которая стоит сегодня перед отраслью – это повышение компетентности кадров и конкурентоспособности компаний и руководителей в целом. Об этом регулярно говорит Президент Владимир Путин. Но пока эти слова мало кто берет на вооружение, они словно «затухают», пока доходят до исполнителей. Я вижу роль Агентства по дорожному хозяйству Дагестана в том, чтобы на практике показать актуальность этого вектора развития. Думаю, это правильный выбор. Мы все вместе с Главой республики Рамазаном Абдулатиповым нацелены на результат. Теперь остается нашу методику успеха распространить и на другие отрасли.

 

Сабина Исрапилова

 

Источник: газета "Дагестанская правда" от 14 октября 2016 г.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован