28 марта 2008
1667

Владимир Городецкий: Города не выбирают

Новосибирцы неравнодушны у тому, каким будет облик столицы Сибири

Сегодня Новосибирск переживает настоящий строительный бум. Но почти каждый инвестиционный проект вызывает бурную реакцию горожан. Мэр Новосибирска Владимир Городецкий ответил на вопросы, волнующие читателей "РГ".

- Какие основные проблемы сдерживают развитие Новосибирска?

- Еще шесть-восемь лет назад бюджет города позволял только-только выплачивать зарплату и выполнять текущий ремонт. Теперь ситуация иная: за семь лет бюджет города вырос почти в семь раз, а за последние три года - в 2,2 раза. В нынешнем - 2008-м - он составляет 28,4 миллиарда рублей, и порядка 6,2 миллиарда в нем - это бюджет развития. Кроме того, федеральный центр запустил ряд программ, по которым на условии софинансирования выделяются деньги для регионов.

Из насущных проблем главной я считаю развитие дорожно-транспортной сети. Построим хорошие трассы - город будет развиваться, инвесторов станет больше. Обратите внимание: только мы сдали станцию метро "Березовая роща", как рядом сразу выросли новые здания. Только наметилась перспектива строительства третьего моста, как стали появляться заявки на участки, которые раньше не были востребованы.

Вторая проблема - в городе мало бизнес-центров, конгресс-залов, гостиниц, необходимых для проведения серьезных бизнес-форумов. Впрочем, не увидел я условий для организации таких мероприятий и в соседних регионах. У себя в городе мы уже выделили 37 гектаров земли на берегу Оби в районе ул. Горской для строительства громадного выставочного бизнес-центра - 67 тысяч квадратных метров - самого большого за Уралом. Там же будут построены два четырехзвездочных отеля и то, чего так не хватает городу, - концертный зал на 3 тысячи мест. Строительство начнется в октябре.

- Новосибирску в 2007 и 2008 годах федеральный бюджет выделяет по миллиарду "на дороги". Николай Трофимов, водитель со стажем спрашивает, как тратятся эти деньги?

Городецкий На протяжении 17 лет не затрачивалось ни рубля, в том числе и местного - на развитие дорожно-транспортной сети. Порой главной задачей было к Дню города закончить ямочный ремонт. Прошлый год для нас стал здесь переломным, в 3,2 раза увеличился бюджет отрасли (включая федеральный миллиард). Новосибирцы пока увидели только начало изменений, невозможно 17-летние долги ликвидировать за два года. К федеральному миллиарду мы добавили два своих, и это дало хороший эффект.

Средства из Москвы направлялись с условием: тратить только на новое строительство и реконструкцию, но не на капремонт. А для этого необходимы готовые проекты. Многие города просто не справились с этой задачей. У нас же были готовые проекты. Федеральные средства Эти средства позволили закончить строительство Ипподромской магистрали, реконструировать ул. Большевистскую: расширить ее до трех полос, сделать разделительную полосу, построить несколько надземных переходов. Третий объект - это новый мост через шлюзы, четвертый - продление трассы от улицы Кирова до Ключ-Камышенского плато, но эта работа только начата. Ключ-Камышенское плато - это перспективная площадка под застройку емкостью около 3 миллионов квадратных метров, но сейчас туда нет нормальной дороги. Эту трассу планируем достроить в 2009 году.

Мы уже защитили проекты по освоению федерального миллиарда в 2008 году: 430 миллионов направим на продолжение Кировской магистрали, будет продолжена реконструкция улицы Большевистской уже в Первомайском районе и до границы с Бердском, намечено строительство двух надземных переходов - на ул. Звездной и Морском проспекте, а также развязки перед въездом в Первомайский район.

- Ольга Кравцова жалуется: вечером автобусы в отдаленные районы ходят лучше, чем в Октябрьский район, где она проживает.

- Я этот вопрос проконтролирую. Большая часть автобусного парка города принадлежит частникам. Понятно, что в вечернее время им не так выгодно работать, как в час пик. Поэтому мы планируем в договоры, заключаемые с частными извозчиками, включать и графики движения транспорта. Кроме того, в течение полутора лет мы введем в действие систему спутникового наблюдения, которая позволит отслеживать всю маршрутною сеть - где какой транспорт находится, где возникают проблемы.

- Наших читателей-пенсионеров беспокоит, что в ряде регионов резко подскочили цены на хлеб. Вы контролируете ситуацию в Новосибирске?

- Подобные вопросы с помощью административного ресурса решить нельзя. Мы живем в рынке и регулировать цены не можем, нов городе существует система социальной поддержки малообеспеченных горожан. За прошлый год по системе социальных дисконтных карт новосибирцы получили суммарную скидку в 24 миллиона рублей. Есть также дисконтные карты для студентов. Нами заключено соглашение с десятком торговых сетей о том, чтобы торговая надбавка на продукты первой необходимости не может превышать 10 процентов. Сегодня хлеб в магазинах этих сетей стоит от 12 до 15,8 рубля. По выходным дням проводятся ярмарки, в которых бесплатно могут участвовать сельхозпроизводители. Анализ показывает, что цены по основным товарным группам на этих временных рынках на 20-24% ниже.

- Нашего читателя волнует судьба Центрального рынка. Там происходит сокращение торговых мест, где продают продукты, в том числе фруктов и овощей.

- Центральный рынок по решению его нового владельца стал универсальным рынком - там продаются продовольственные и промышленные товары. Но скоро будут строиться новые павильоны, где планируется расширение торговых мест. А уличная торговля будет постепенно сокращаться.

- Не придется ли опять организовывать новые уличные рынки?

- По каким-то более узким сегментам товаров - не исключено. Посмотрим.

- Житель Академгородка не может устроить ребенка в садик, в то же время из 18 детсадов Сибирского отделения РАН 10 используются не по назначению?

- Решение задачи мы начали с возвращения детских садов из аренды. Вводили в среднем в год 1700-1800 мест. Такими темпами проблему не решить, поэтому с прошлого года начали строить новые сады. В 2008 году сдали два - на ул. Земнухова и ул. Маяковского. Это новые современные здания. В 2008 - введем восемь, а еще десять будет реконструировано из старых, в итоге у нас должно прибавиться 3250 мест для детей. В течение трех лет мы планируем проблему решить. Но за ней встает другая: кто будет в новых детсадах работать? Зарплата там одна из самых низких - 4,5 тысячи. С 2008 года мы ввели муниципальные надбавки для работников дошкольного образования от 1 до 2 тысяч рублей. Деньги не большие, но это все-таки повышает мотивацию. Поддерживаем мы и инициативы по строительству частных детских садов.

Что касается детсадов СО РАН, мы подписали соглашение с председателем Сибирского отделения Николаем Добрецовым о мерах по развитию социальной инфраструктуры Академгородка. Приняли план мероприятий, по которому мы часть объектов принимаем в собственность - в том числе ряд детских садов.

- В Москве начался судебный процесс над руководителем "Социальной инициативы". Какова судьба новосибирских инвесторов этой фирмы?

- "Социальная инициатива" работала в 27 городах, и когда ее руководство обратилось к нам, мы выделили компании земельный участок под застройку. Видимо, в работе фирмы с инвесторами с самого начала были заложены элементы обмана, но тогда мы о них не знали. Всего инвесторов в нашем городе было более трехсот человек. На сегодняшний день обязательства "Социальной инициативы" взяла на себя другая организация, подавляющему большинству инвесторов возвращены деньги, около сорока человек перезаключили договора и для них будут построены два дома.

- В Первомайском сквере все меньше места для гулянья, в Нарымском также идет строительство, жалуются читатели из Центрального района.

- В Первомайском сквере высажено в полтора раза больше деревьев, чем было срублено. Рядом с Нарымским сквером под застройку отдана площадка, на которой стояли бараки. Зато сквер обустроен, появилось освещение на входах, фонтан. Никакого строительства в самом Нарымском сквере не было и не будет.

- А вот туалетов в Нарымском сквере нет.

- Согласен, это проблема. Когда мы на День города выставляем биотуалеты - это не уровень столичного города. Проблема будет решена.

- Есть ведь и планы по парку перед оперным театром?

- Это пока существует в качестве идеи. Реконструкция площадки перед оперным театром - ее часть. Она заключается в постройке подземной площади с парковкой на 3000 мест и торговым центром.

- Но это же один из символов города!

- Парк перед оперным театром создан 30 лет назад, сегодня мы можем создать и более современный и более красивый. Только надо добиться понимания и доверия новосибирцев. Прежде чем принять решение, мы еще не раз будем выносить этот вопрос на общественный градостроительный совет. Будем обсуждать. Да, кто-то будет не согласен, а кто-то протестовать по заказу. Но что делать? Не развивать город? Ничего не строить? Так мэру было бы спокойнее, но это не правильно.

- Мнение горожан о власти доходит до вас, вы чувствуете обратную связь?

- Информация приходит как в ходе личных встреч, так и по целому ряду каналов. Эффективнее заработала общественная приемная. Люди там подобрались чуткие, которые способны боль людей пропустить через себя, разобраться. От них информация идет к исполнителям и ставится на контроль. Раз в месяц у меня планерке заслушивается отчет - какие меры приняты. Есть в мэрии и система реагирования на негативные материалы, которые вышли в СМИ.

Григорий Кроних,
"Российская газета", No 67 от 28.03.2008

http://www.gorodezky.ru/speech/publications/6233/

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован