06 апреля 2009
3097

Виктор Кокшаров: Средний Урал рассмотрит вопрос вхождения области в `УП-УП` в 2010 году

В планах по реализации мегапроекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" Свердловской области отводится чрезвычайно важное значение. Этот регион занимает выгодное географическое положение, именно отсюда начнется строительство железнодорожной магистрали Полуночное - Обская. Кроме того, край обладает колоссальным промышленным, научно-техническим и интеллектуальным потенциалом. Многие компании, предприятия, организации региона сегодня готовы участвовать в освоении богатейших недр Приполярного и Полярного Урала. Об этом рассказал председатель Правительства Свердловской области Виктор Кокшаров.

Программу освоения новых территорий Приполярного и Полярного Урала трудно переоценить. Этот проект связан с созданием новой горнорудной базы не только для промышленности Свердловской области, но и всей России. Он имеет колоссальное стратегическое значение. С чем это связано?

Как известно, металлургия региона, которая в структуре экономики Свердловской области сегодня составляет 52 %, развивается на базе собственных месторождений руд черных и цветных металлов более 300 лет - с петровских и демидовских времен. В результате местные недра в значительной степени истощены.

В связи с этим уральским металлургам приходится завозить, скажем, рудный концентрат, другое дефицитное сырье со средним транспортным "плечом" в 2,5 тысячи километров. На Урал сейчас ежегодно доставляется 60 млн тонн сырья: две трети потребляемой железной руды, 72 % хромитов, 80 % медного концентрата, 90 % угля, 100 % марганца. Причем не только от соседей - Украины и Казахстана, но и из других частей света - Австралии, Монголии, Африки, Южной Америки. Согласитесь, это очень накладно, негативно сказывается на себестоимости, а значит, и конкурентоспособности нашей продукции, национальной безопасности государства.

Реализация проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" позволит решить проблемы эффективного развития промышленности региона, обеспечения его отечественным сырьем на десятки, сотни лет вперед. Тем более, оно находится рядом. Такая экономия позволит нам, помимо прочего, иметь дополнительные ресурсы для воплощения инвестиционных процессов на предприятиях, более энергичной реализации их социальных программ. Наконец, данный проект создает новый тип социально-экономической интеграции субъектов Федерации, обеспечивает встраивание мощного конкурентоспособного Урала в общероссийскую и мировую экономики.

Мы в этом максимально заинтересованы, поэтому всячески поддерживаем "Стратегию-2020", а наши металлургические, машиностроительные, транспортные, строительные предприятия, научные и проектные организации обязательно примут активное участие в осуществлении проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный".

Больше того, мы видим в нем перспективную нишу для размещения на предприятиях Свердловской области заказов на поставки на Север целого спектра необходимых машин, оборудования, металлоконструкций, строительных материалов - всего того, что вскоре потребуется для сооружения автодорог, железнодорожных магистралей, освоения месторождений полезных ископаемых и т.д. Наш регион производит широкий спектр разнообразной, востребованной, зачастую уникальной продукции. И в освоении Севера мы видим обширный рынок для ее сбыта...

Потребовала ли программа освоения недр Приполярного и Полярного Урала внесения каких-то изменений в Стратегию экономического развития Свердловской области до 2020 года?

Безусловно. Данная программа заняла в ней очень важное место. В основные параметры этого документа были заново заложены такие показатели, как повышение в региональном валовом продукте доли машиностроения, увеличение выпуска инновационно емкой и иной современной продукции, которая очень скоро понадобится на Крайнем Севере. Так, только на начальном этапе реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" потребуется 400 тысяч тонн рельсов (почти четверть их годового производства в России), 750 тысяч тонн металлоконструкций, стальных труб, медного проката. И все это способны сделать металлургические предприятия Свердловской области.

Кроме того, благодаря мегапроекту продолжится дальнейшее освоение северных территорий нашей области. Это, если хотите, перенос центра тяжести экономического развития из южных районов Среднего Урала, связанных с перенаселением и растущей нагрузкой на инфраструктуру, на север.

Собственно, мы уже давно участвуем в проекте, поскольку за счет средств областного бюджета строим автомагистраль Ивдель - Ханты-Мансийск. Надеемся, нынче из федеральной казны мы также получим на эту дорогу-новостройку оговоренные деньги, и все пойдет в соответствии с намеченным планом. В 2010 году область должна ввести дорогу в эксплуатацию, что позволит создать трансконтинентальный транспортный коридор "Европейская часть страны - Сибирь". С открытием новой автодороги многие свердловские предприятия получат прямой выход в динамично развивающиеся центры нефте- и газодобычи Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, к морским портам. А главное - в будущем именно в районе Ивделя станут концентрироваться основные логистические возможности проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный".

Во-вторых, мегапроект поспособствует дальнейшему развитию производительных сил всего Среднего Урала, наших традиционных промышленных центров (Екатеринбург, Нижний Тагил, Первоуральск, Полевской, Каменск-Уральский), которые, повторюсь, готовы поставлять для нужд огромной стройки все, что потребуется. В этом у меня нет сомнений.

Можно ли сказать, что мегапроект привнес в отношения власти и уральского бизнеса необходимость каких-то корректив, согласования действий, уточнения определенных позиций?

По всем позициям мы обычно находим с бизнесом общую точку зрения. В данном случае задача органов власти - объединить, нацелить субъекты хозяйственной деятельности на выполнение наиболее важных, в том числе - государственных, задач. Поэтому прежде всего мы видим себя в роли современного организатора, который способен показать ведущим компаниям и промышленным предприятиям региона очевидные перспективы и необходимость участия в проекте "Урал Промышленный - Урал Полярный".

С этой целью уже в ближайшем будущем совместно с корпорацией "УП-УП" планируем провести в Екатеринбурге организационное совещание, на которое пригласим всех заинтересованных промышленников Среднего Урала. Для чего нужна такая встреча? Чтобы люди осознали, оценили важность предстоящей программы, увидели масштаб своего участия в осуществлении проекта, предложили конкретные шаги по его реализации.

Более того, по поручению губернатора Эдуарда Росселя нынче разработана и прошла широкое обсуждение, экспертизу, а правительством региона утверждена Программа развития кооперации на территории Свердловской области до 2020 года. По расчетам аналитиков, она позволит уральским предприятиям сократить долю импорта в своей продукции на 15 %.

Замечу, сегодня доля региональных корпоративных поставок в себестоимости продукции предприятий нашего региона составляет лишь 25 %, тогда как в развитых зарубежных странах этот показатель составляет 70-80 %.

Не случайно, что в новой программе аккумулированы 137 проектов развития внутриобластного кооперационного взаимодействия, в которые вовлечены 17 крупных предприятий Среднего Урала. Что это даст? Реализация программы, а она, в том числе, нацелена и на участие предприятий в проекте "Урал Промышленный - Урал Полярный", позволит значительно повысить эффективность промышленного комплекса области: увеличить рост внутреннего спроса, объемы выпуска продукции (на 10-12 %), существенно сократить транспортные издержки, себестоимость продукции, эффективнее загрузить имеющиеся мощности. Есть все основания полагать, что новая программа станет мощным рычагом подъема региональной экономики.

Практически все субъекты Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа, уже являются акционерами мегапроекта. Однако Свердловской области там нет. Это какая-то особая позиция?

Мы готовились стать акционерами в 2009 году. Но для этого нужны конкретные бюджетные вливания, их надо было предусмотреть. И при подготовке первоначального варианта областного бюджета на текущий год правительство достаточно плотно изучало данный вопрос. К сожалению, на мировом рынке грянули известные события, которые затронули и Россию. Кризис существенно ограничил наши финансовые возможности, пришлось даже секвестировать региональный бюджет.

Сегодня отчетливо видно: субъекты и прежде всего - Тюменская область, ХМАО и Ямало-Ненецкий автономный округ, сумевшие сделать этот шаг раньше, оказались в более выгодном положении, тем более речь идет о территориях, богатых нефтью и газом.

Но к этому вопросу мы обязательно вернемся. Нынешняя ситуация в экономике не изменила принципиальных подходов, не повлияла на наше отношение к мегапроекту, его идеологии. Возможно, в 2010 году мы снова рассмотрим условия вхождения Свердловской области в уставный капитал корпорации "Урал Промышленный - Урал Полярный".

Надо отчетливо понимать, что наш разговор идет о стратегической перспективе России. "Урал Промышленный - Урал Полярный" очень актуален и, в конечном итоге, уверен, он будет реализован. А Свердловская область в этом важном государственном деле намерена поучаствовать самым активным образом.






www.fedpress.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован