Эксклюзив
18 августа 2010
5951

Тезисы академика-секретаряОтделения общественных наук (ООН) РАН А.А.Кокошина к Круглому столу Института современного развития и ООН РАН

"Роль неотехнократии в обеспечении модернизации России
и развитии в стране инновационной экономики"
(на основе монографии "Технократия, технократы и неотехнократы"
(М.: Издательство ЛКИ, 2009 - 208 с.)

- Опыт становления современной экономики в различных странах мира показывает, что успех достигается там, где в системе принятия государственных решений заметную роль играет технократия, где возникает оптимальное соотношение между публичными политиками, бюрократией, идеократией, медиакратией и технократами.
- Неправомерно говорить о том, что технократы должны играть доминирующую роль в системе экономической, а тем более политической власти, как это, например, постулировали некоторые идеологи технократии на Западе в 1920-1930-е годы. Но технократия не должна находиться и на глухой периферии принятия решений, особенно в области промышленно-экономического развития, обеспечения здоровья наций, по вопросам обороны, в решении крупных экологических проблем и др.

- Мировой опыт показывает, что технократы могут входить в состав правительств, парламентов, играя важную роль в рационализации и оптимизации процессов принятия решений. И вообще, каких-то непреодолимых барьеров между публичными политиками и технократами, между чиновниками (бюрократами) и технократами нет. Во многих странах именно технократам принадлежала заслуга в формулировании алгоритмизируемых целей и задач, программ, проектов, имевших изначально общий политический и даже идеологический характер.

- В современных условиях правомернее говорить о неотехнократии и неотехнократах. Неотехнократия - это неотъемлемая часть современного "информационного общества" и "общества, основанного на знаниях". Особенностью современной высококвалифицированной неотехнократии является сочетание естественно-научных, инженерных и экологических знаний, с одной стороны, и понимание закономерностей развития социума - с другой. Это в свою очередь предполагает деидеологизированный подход к общественным наукам, особенно к политологии и социологии, применение общей логики науки к построению общественно-научного знания.

- Такого рода неотехнократии свойственно и понимание закономерностей техноэволюции, особенно техноэволюции информационно-коммуникационных систем и средств, развития различных "информационных полей" в мировой экономике, социальной сфере, в мировой политике и в военно-стратегических отношениях. Сегодня последнее - одно из требований в обеспечении долговременного, ориентированного в будущее видения процессов, в которые надо вписаться, чтобы иметь по-настоящему современную экономику, и которыми надо учиться управлять, познав их.

- Одно из национальных достояний России - способность разрабатывать и вводить в действие крупные сверхсложные технические системы, основанные на достижениях точных наук. Эта национальная особенность России не нашла еще должного признания ни в российском бизнесе, ни в российском политическом классе.

- Исчезновение фундаментальной науки, которое может произойти в России в ближайшие годы по большинству направлений, обернется для нас даже более тяжелыми последствиями, чем исчезновение ряда производств. История учит, что в отличии от многих видов промышленности фундаментальная наука, будучи утрачена, может быть восстановлена - даже при выделении достаточных ресурсов - усилиями лишь нескольких поколений или останется вообще не восстановленной. (Способность осуществлять фронтальные фундаментальные исследования есть, помимо России и США, еще у 2-3 стран в мире.) Надо постоянно иметь в виду, что наука - это особый социокультурный феномен, носителем которого являются люди со специфическим взглядом на мир, на свое место в нем, люди, готовые на многие самоограничения ради возможности творческого поиска в познании мира. Власть должна понимать сущность этого феномена и создавать необходимые комфортные условия для реализации творческого потенциала ученых.

В последние годы в нашей стране популярным стало (у значительной части политического класса, в госаппарате, в бизнесе) узкоутилитарное представление о науке: если она не дает экономического эффекта, не трансформируется быстро в коммерчески реализуемые технологии, то такая наука стране де не нужна; не нужна при этом и такая отечественная наука, достижениями которой преимущественно пользуются в других странах. Это неверная логика, не соответствующая реальностям современной высоко технологизированной цивилизации, где одним из важнейших условий обеспечения субъектности страны в процессе глобализации, ее реального суверенитета является обеспечение понимания страны политическим классом, интеллектуальной элитой, бизнес-элитой динамики происходящих изменений, которые в весьма значительной степени измеряются, оцениваются в естественнонаучных и инженерно-технических категориях, ставших неотъемлемой частью современной многомерной культуры.

Так что функция науки в нашем обществе, в нашей стране состоит не только в том, чтобы создавать технологическую базу для новых продуктов, видов услуг, новых систем вооружений и технических средств для спецслужб и правоохранительных органов. Она призвана, в числе прочих задач, постоянно производить новое знание, которое позволяло бы обеспечить понимание того, что происходит в науке и технике стран, опередивших Россию и стремящихся нарастить свой отрыв от остальных государств ради сохранения своих доминирующих позиций и в мировой экономике, и в мирополитической системе. Это создает основу для развития в нашей стране через 10-20 и более лет тех производств, которые мы еще не сможем развивать в среднесрочной перспективе.

- Важной особенностью современной науки стало то, что наряду с наукой теоретической и наукой экспериментальной появилась наука вычислительная, фундаментом, основанием которой был универсальный язык естественных наук - математика.

- Роль теоретического знания намного больше, чем представляют себе многие политики и работающие на них аналитики. Наличие теории (глубоко отработанной, базирующейся на солидной информационной базе) позволяет более эффективно и оперативно агрегировать большие объемы данных, выигрывать время, столь ценное для процесса принятия политических решений в первой сфере.
- Одна из важнейших задач для неотехнократии в нашей стране - обеспечение развития стратегического планирования. Применение стратегического планирования означает значительно более высокий уровень управления, нежели рефлексивное ситуационное управление.

- Очевидно, что создание системы стратегического планирования предполагает и формирование соответствующих органов государственного управления со значительной ролью неотехнократии, органов, опирающихся в т.ч. на независимые от госаппарата, от исполнительной власти исследовательские центры.

- Стратегия имеет устойчивую тенденцию трансформации из искусства в науку - в рамках более общей тенденции формирования и развития науки об управлении. Во многих случаях выработка стратегии должна опираться на глубокое понимание революционных изменений, происходящих в различных сферах. Эти изменения необходимо рельефно выявлять на значительно более длительном историческом фоне и в более широком и общем контексте социальной (социокультурной) динамики.

- При осуществлении стратегического планирования необходимо иметь в виду, что каждое государство, соответствующее общество одновременно существует в нескольких пространственно-временных системах координат, что особенно наглядно проявляется в условиях глобализации. Во-первых, это общемировая глобальная система координат; во-вторых, это система координат, специфическая для определенного региона, в котором находится данная страна; в-третьих, это пространственно-временные координаты для конкретной страны. При рассмотрении положения страны в современном мире следует учитывать каждую из таких систем координат, присущее им разное историческое время.

- В современных условиях в России стратегическое планирование может быть как индикативным, так и директивным (для сравнительно ограниченного числа направлений национального развития). Оба вида планирования должны осуществляться в тесном партнерстве между государством (как исполнительной, так и законодательной властью) и бизнесом. Очевидно, что роль бизнеса должна быть более значительной в индикативном планировании.

- Индикативное планирование является преимущественно методом косвенного воздействия на субъекты экономической деятельности. Не сковывая инициативу частного бизнеса (и государственных компаний или государственно-частного капитала), оно создаст очень важные сигналы для бизнеса, для стратегического планирования корпораций, ориентируя их в т.ч. в мировой экономике, в экономике отдельных регионов в смежных отраслях. Одна из важнейших задач индикативного планирования состоит в определении приоритетов в национальной политике развития на определенный период времени.

- Одним из важнейших компонентов политического планирования является определение целей, целеполагание, а также трансформация сформированных политическим языком целей в формулы задач, способов их решения, необходимых для этого ресурсов (в т.ч. организационных, управленческих), имеющих операционное значение. Это один из наиболее сложных аспектов любого вида стратегического планирования.

- В свою очередь эффективное целеполагание может прежде всего осуществляться на основе максимально детально проработанных определений национальных интересов нашей страны. Понятие национальные интересы активно используется многими публичными политиками, дипломатами, руководителями спецслужб, военачальниками, однако далеко не всегда под этим подразумевается то, что может служить отправной точкой для определения долгосрочных целей и задач при осуществлении планирования национального развития нашей страны.

- Исторический опыт учит, что успеха во внутреннем развитии и на международной арене добиваются прежде всего те страны или нации, где формируется устойчивое, сравнительно общепринятое представление о национальных интересах, свойственное как политическому классу, так и деловому сообществу, как "верхам общества", так и большей части его "низов". В современной России, где после распада СССР и "шоковой терапии" первой половины 1990-х годов скачкообразно возросло социальное расслоение населения, существует реальная угроза неустойчивости представлений о национальных интересах. Такого же рода угрозу представляет и растущий разрыв в уровне подушевых расходов различных регионов Российской Федерации.

- Особое внимание необходимо обращать на революцию в военном деле, которая все больше определяет характер будущих войн и вооруженных конфликтов. Использование достижений революции в военном деле теми или иными (или негосударственными акторами мирополитической системы в т.ч.) может привести к возрождению применения военной силы в гораздо больших масштабах, чем мы наблюдаем в настоящее время, вплоть до попыток осуществления крупномасштабных структурно-системных изменений в мировой политике не периферийного, а центрального значения.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован