11 февраля 2004
5708

Стратегическое управление обороной.

Военная наука обогатилась новым фундаментальным трудом

Стратегическое управление в области национальной обороны весьма редко затрагивается исследователями и остается слабо разработанной темой в отечественной политологической и военной литературе. В этой связи весьма полезным выглядит труд А.А. Кокошина "Стратегическое управление. Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России".
Пробелы в организации стратегического управления неоднократно оборачивались для нашей страны излишними потерями, а подчас и тяжелыми поражениями, примером чему может служить и война в Афганистане 1979-1989 гг., и "первая чеченская война" 1994-1996 гг. Крупные проблемы стратегического управления были в нашей стране и на начальном этапе Великой Отечественной войны, что неоднократно отмечалось еще такими авторитетнейшими авторами, как Г.К. Жуков и А.М. Василевский.
Значение оптимально построенной системы стратегического управления в нашей стране многие недооценивают и по сей день. Эта система все еще недостаточно разработана. Нуждается она и в соответствующих федеральных законах. Поэтому доныне весьма современно звучит фраза древнего китайского мыслителя, видного представителя "школы бинцзя" ("школы военной философии") Суньцзы: "Все люди знают ту форму, посредством которой я победил, но не знают той формы, посредством которой я организовал победу". Между тем ключевую роль в организации победы играет именно система стратегического управления, которая является предметом исследования нового фундаментального труда А.А. Кокошина.
Большим достоинством данной книги является то, что она написана автором, давно и плодотворно занимающимся исследованием крупных военно-политических проблем, включая стратегическое управление, и вместе с тем обладающим большим практическим опытом работы в качестве одного из руководителей Министерства обороны РФ (первого заместителя министра обороны), а затем государственного военного инспектора - секретаря Совета обороны и секретаря Совета безопасности России. Плодотворную деятельность по укреплению обороноспособности и безопасности нашей страны А.А. Кокошин продолжает и в качестве депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, будучи активным членом ряда соответствующих парламентских и государственных комиссий, депутатских объединений.
Сочетание практического опыта и научного знания предмета позволило автору осветить многие проблемы стратегического управления, которые его предшественники по изучению данной темы упускали из виду. Особенно интересным представляется ее освещение применительно к высшему звену управления - на уровне главы государства или главы правительства, Совета безопасности, Совета обороны или их аналогов.
Важно то, что в своем анализе современных проблем стратегического управления автор опирается на основательную историческую базу и теоретические размышления, изложенные в главах V-VIII.
В период своего пребывания на высоких должностях А.А. Кокошин, будучи гражданским человеком, уделял большое внимание мнению, знаниям, опыту военных профессионалов, что не могло не сказаться на результатах и его практической деятельности, и научных изысканий. В военной среде, в частности, известно тесное и плодотворное сотрудничество Андрея Афанасьевича с такими видными военачальниками, как Н.В. Огарков, В.П. Дубынин, М.П. Колесников, В.П. Миронов и другими.
Известно также, что автор настойчиво отстаивал в госорганах интересы обеспечения обороноспособности страны и добивался реализации ряда важнейших проектов по обеспечению наших Вооруженных Сил новейшей техникой. И высокопоставленные профессиональные военные, и руководители оборонно-промышленного комплекса России помнят, что при активном, а подчас и решающем участии А.А. Кокошина в тяжелейшие 1990-е гг. были созданы многие важнейшие системы оружия, которые так необходимы для обеспечения обороноспособности России, нашей безопасности, нашего суверенитета в условиях ухудшения международной обстановки, роста роли военного фактора, нарастания общей стратегической неопределенности. В их числе - лучшая в мире межконтинентальная баллистическая ракета "Тополь-М", система космической навигации ГЛОНАСС, тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", малошумные многоцелевые атомные подводные лодки, научно-технические разработки для развития морской составляющей стратегических ядерных сил, дальнобойного высокоточного оружия в обычном снаряжении, систем боевого управления.
А.А. Кокошин детально рассмотрел теоретические вопросы соотношения политики и военной стратегии. При этом автор, развив ряд тезисов, которые были обозначены им в труде "Армия и политика", опубликованном в 1995 г., убедительно показал, как может по-разному, с прямо противоположным знаком интерпретироваться ставшая хрестоматийной формула Клаузевица, гласящая, что "война является продолжением политики, но иными средствами". При этом автор монографии доказал, что нюансы в соотношении политики и военной стратегии имеют самое прямое отношение к построению систем управления, к степени эффективности их функционирования.
Значительный интерес представляет первая глава книги о стратегическом решении, поскольку это - действительно ключевая точка процесса стратегического управления. Данный вопрос так подробно почти не рассматривался в отечественной литературе. Причем А.А. Кокошин в качестве стратегических рассматривает не только решения, связанные с боевым применением Вооруженных Сил, но и вопросы их строительства.
Оправданно включение в книгу раздела о роли разведки в стратегическом управлении. В нем убедительно продемонстрирован сложный характер взаимоотношений между разведорганами, органами высшего военного управления и политическим руководством.
Изучение опыта зарубежных стран и контакты с высшими должностными лицами иностранных государств позволили автору провести сравнительный анализ систем стратегического управления не только Соединенных Штатов Америки и западноевропейских государств, но и Китайской Народной Республики. Обращение к китайскому опыту имеет особое значение и вызывает повышенный интерес как в силу возрастающей роли великого азиатского соседа России в мировой политике, так и из-за почти полного отсутствия в нашей стране публикаций о системе стратегического управления в КНР, которая заметно отличается и от систем управления западных стран, и от системы, существовавшей в СССР. Значительная часть книги А.А. Кокошина посвящена современной системе стратегического управления в России. Не вызывает сомнений обоснованный тезис автора о превращении Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в подлинный "мозг армии" (чему в монографии посвящена специальная глава), о том, что Генштаб должен быть неотъемлемой частью Министерства обороны, тесно взаимодействующей с другими компонентами этого органа стратегического управления. Этот тезис Кокошина базируется на подробном рассмотрении автором того, что представляли собой генеральные штабы и военные министерства в истории различных государств, в том числе императорской России и Советского Союза. Автор наглядно показал, к какому расстройству системы стратегического управления в Российской империи привело выделение Генштаба в орган, подчинявшийся императору в обход военного министра. Говоря о современной системе управления в Минобороны, о роли Генштаба, автор справедливо пишет о том, что перегруженность ГШ административной работой ослабляет его возможности по оперативному управлению Вооруженными Силами в соответствии с указаниями президента и министра обороны. Он обоснованно отстаивает соблюдение принципа единоначалия в Вооруженных Силах РФ в цепочке президент - министр обороны - начальник Генерального штаба. При этом автор отнюдь не ратует за лишение Генштаба распорядительных функций.
Хотя сейчас во главе Минобороны стоит гражданское лицо, известный политический деятель, тезис о дальнейшей "гражданизации" МО вызывает неоднозначную реакцию в среде профессиональных военных. Это связано как с давними традициями, сложившимися в нашей стране, так и с тем, что в России фактически отсутствуют готовые кадры гражданских управленцев для военной сферы, что признает и сам автор. Очевидно, что развитие "гражданизации" Минобороны требует больших целенаправленных усилий в подготовке соответствующих кадров с привлечением к этому делу военных профессионалов высокого уровня. Без этого "гражданизация" военного ведомства может только ухудшить положение дел с управлением в важнейшей для безопасности государства сфере. За это, кстати, ратует и автор "Стратегического управления".
Книга А.А. Кокошина как в ее исторической, так и в теоретической части содержит обширные сведения и основанные на собственном опыте автора суждения, касающиеся системы стратегического управления в России и ряде зарубежных государств. В целом приведенные в труде выводы и обобщения, подкрепленные богатым фактическим материалом, представляют большой интерес для читателя не только с академической, но и с практической точки зрения. Отметим, что Андрей Афанасьевич не обошел "острых углов" в этой работе, выдвинув целый ряд дискуссионных идей, что, безусловно, пойдет на пользу делу.

В.Г.КУЛИКОВ
Маршал Советского Союза, в 1971-1977 гг. начальник Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, с 1977 г. по 1989 г. первый заместитель министра обороны СССР - главнокомандующий ОВС государств-участников Варшавского Договора

"Военно-промышленный курьер", N 5 (22) за 11 февраля 2004 года,
http://vpk-news.ru/articles/1148
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован