Эксклюзив
Малый Алексей Алексеевич
26 апреля 2017
1013

Сфера обращения с отходами в Московской области – первые итоги общественного мониторинга ОНФ

Main unnamed  2

По оценке Минприроды России и данным Счетной палаты РФ сегодня в стране накоплено около 100 миллиардов тонн отходов производства и потребления, для их захоронения использовано практически четыре миллиона гектаров земли. Ежегодный прирост составляет около 5 млрд. тонн отходов I-V класса опасности, из них порядка 35 - 40 млн. тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), что в свою очередь резко увеличивает размер экологического ущерба окружающей среде, наносит непоправимый вред здоровью населения нашей страны.

Об особой остроте данной проблемы свидетельствует и тот факт, что в переработку идет всего лишь 4 - 5% указанного объема из-за отсутствия в регионах современной экономической и промышленной  инфраструктуры использования вторичного сырья. Данный факт серьёзно усложняет решение задач по обеспечению экологической безопасности государства. В течении последних трех лет вступившие в законную силу нормативные акты возлогают на субекты Российской Федерации реализацию утвержденной модели, в сфере  обращения с отходами на их территориях. Однако, органы муниципальные и местного самоуправления исключены из системы принятия решений, что в свою очередь после принятия территориальных схем и програм оставит их как и раньше один на один с данной проблемой в связи с их территориальной удаленностью, отсутствием в бютжетах средств (они централизованны в субъект), инвестиционно не привлекательны. Концентрация средств, как тарифных так и дотационных, без учета жизненно необходимых интересов органов местного самоуправлния (так как все обекты размещения отходов находятся на их территориях) повлекут за собой коррумпированность и безнаказанность в сфере обращения с отходами и уже реально будут угрожать национальной безопасности страны.

Президент РФ В.В. Путин обратил на это особое внимание и в ходе «Прямой линии» 14 апреля 2016 года дал поручение провести мониторинг состояния пунктов приёма ТКО по всей стране с целью восстановления порядка и законности в этой отрасли.

В течение двух десятилетий данный вопрос неоднократно становился предметом обсуждения на Государственном совете РФ, пути его решения были обозначены в указах и поручениях Президента РФ.

Активисты и эксперты Общероссийского народного фронта в рамках выполнения поручений своего лидера В.В. Путина, на базе ОНФ сформировали базовую коммуникационную площадку для эффективной координации и выработки решений по наиболее острым проблемам в рамках реализации законодательных требований в сфере обращения с отходами. В Подмосковье постоянно проводятся экспертные совещания, специальные рейды, ведется целевой мониторинг существующей ситуации.

По результатам анализа современного состояния в сфере обращения с отходами в Московском регионе необходимо отметить следующие ключевые проблемы:

1. Сложившаяся схема размещенных объектов обращения с отходами ранее предназначавшихся для обслуживания муницыпальных нужд, а также в связи с жизненной необходимостью (Московских отходов) на данный момент соответственно носит несистемный и даже стихийный характер, не отвечает установленным  требованиям.

2. Новая территориальная схема и региональная программа обращения с отходами разрабатываются на устаревших данных и непроверенной  информации, без проведения мониторинговых исследований, математического моделирования прироста населения и развития промышленных предприятий, соответственно росту объёмов отходов при отсутствии утвержденной в области единой схемы территориального планирования, что соответственно говорит о недостаточно профессиональном подходе.

3. Территориальная схема и региональная программа обращения с отходами Московской обпасти не учитывают сложившуюся логистическую составляющую между Москвой и Московской областью, требует, на наш взгляд, интеграции, создания единой платформы при разработке территориальных схем города и области. Система взаимоотношений органов управления г. Москвы и Московской области в сфере обращения с отходами не выстроена в продуктивном режиме: город длительное время практически без компенсаций и учета внутренних возможностей области по размещению отходов Москвы, эксплуатирует полигоны Московской области. Также не учитывается, что 4,5 миллиона Москвичей (дачники) выезжают в Московскую область и не оплачивают централизованно по тарифу за образованные отходы. Соответственно это ложится на бютжет области и создает дополнительную нагрузку на природные ресурсы (экосистему) Подмосковья.

4. Территориальная схема и региональная программа Московской области обращения с отходами предусматривают применение западных технологий по утилизации отходов, без глубокого изучения морфологии образуемых отходов, социального статуса образователей отходов, а также индустриальных нагрузок на территории, что чревато появлением тупиковой ситуации, в вопросе их экономической и практической эффективности по безопасной утилизации отходов. Применение "свободно ориентированных" технологий в последствии может привести к геометрическому росту тарифов и дополнительных дотаций из бютжета.

5. Действующие полигоны в подавляющем большинстве эксплуатируются со сверх нагрузкой, что является следствием абсолютно не продуманной позиции руководства МО. Делать ставку только на закрытие полигонов без постепенного альтернативного введения новых обектов (сортировок для уменьшения объемов под захоронение, подготовка территорий для обектов комплексной переработки) привело к существующей ситуации состояния полигонов и соответственно многочисленному росту стихийных свалок.

6. Выявлены факты бесконтрольного трансграничного  перемещения и размещения на территории Московской области отходов 1 и 2 класса опасности, в том числе медицинских отходов г.Москвы, что сидетельствует об отсутствии взаимодействия органов управления Москвы и Московской области и соответственно многократно повышает санитарно-эпидемиологические риски в регионе.

7. Общественный экологический контроль в сфере обращения с отходами требует практической консолидации. Многие общественные экологические организации действуют непланомерно, разрозненно и как следствие неэффективно. Нет единой структуры оперативно осуществляющей координацию и взаимодействие общественных организаций и исполнительных органов власти Московской области.

Решение проблемы обращения отходов Москвы и Московской области невозможно без широкого привлечения профессионального экспертного сообщества. Не теоретиков, умеющих красиво говорить, а независимых профессионалов и активной общественности. Открытого освещения планируемых решений ответственных органов исполнительной власти Московской области, отражение существующих проблем в СМИ на постоянной основе. Введения планомерного общественного контроля как за объектами обращения с отходами, так и за деятельностью органов власти, ответственных за положение дел в данной сфере.

В рамках программы подготовки и проведения Года экологии - 2017 вопросам переработки отходов и ликвидации накопленного экологического ущерба уделяется большое внимание. Особенно много мероприятий запланировано в нашем Московском мезорегионе (г. Москва и Московская область), поскольку он является наиболее проблемным с точки зрения существующих организационно-технологических решений в области обращения с отходами.

Лидер ОНФ В.В. Путин в ходе Форума действий выступил за создание общественного геоинформационного ресурса, на котором любой пользователь мог бы оставить сообщение и обозначить на интерактивной карте незаконную свалку, которую соответственно должны взять под контроль региональные власти и предпринять меры по ее ликвидации силами коммунальных служб, волонтеров при содействии Общероссийского народного фронта. В Московской области такая работа уже началась.

В Год экологии Общероссийский народный фронт запустил проект «Генеральная уборка». Проект направлен на повышение эффективности общественного контроля со стороны активных граждан за санитарно-гигиеническим и экологическим состоянием своего региона. Только масштабный и регулярный общественный экологический мониторинг за состоянием дел в сфере обращения с отходами, анализ его результатов, разработка и реализация соответствующих мер могут минимизировать риски нанесения ущерба окружающей среде Московской области.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован