24 января 2013
6893

Российский парламентаризм: эволюция неизбежна

Значительные институциональные изменения избирательной системы России, которые произошли в 2012г., продолжатся в 2013г. К такому выводу приходят многие опрошенные РБК эксперты.

Мы решили подойти к этому вопросу более детально, чтобы понять, чего нам всем ждать от демократических процессов в наступившем году.

Прорывной год?

Прежде всего в ближайшее время должен быть подготовлен законопроект о новом порядке выборов депутатов Госдумы, предусматривающий смешанную избирательную систему - выборы не только по партийным спискам, как сейчас, но и по одномандатным округам. Такую идею выдвинул в своем послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012г. президент РФ Владимир Путин. Сейчас над текстом законопроекта по поручению Администрации президента работает ЦИК РФ, документ планируют подготовить к 30 января и представить его в АП.

По всей видимости, изменится и закон о прямых выборах губернаторов. Несмотря на то что он был принят совсем недавно (в мае 2012г.), 23 января 2013 г. Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который позволит региональным властям по своему усмотрению заменять прямые выборы губернатора населением региона процедурой избрания его региональным законодательным собранием.

Если закон будет принят, придется вносить изменения и в новый порядок формирования Совета Федерации, который вступил в силу с 1 января 2013г. Однако глава Совета Федерации Валентина Матвиенко пояснила, что такие изменения будут "незначительными и неконцептуальными", поскольку останется выборность сенаторов - каждый кандидат на пост губернатора представит своих кандидатов в сенаторы.

Кроме того, В.Путин в ноябре 2012г. озвучил идею о возможности перехода к прямым выборам членов Совета Федерации, однако она пока не получила законодательного оформления.

Возможно, появятся и другие законопроекты, касающиеся выборов.

Есть такая партия

Напомним, в 2012г. было принято несколько законов, существенно меняющих избирательное законодательство: снижены требования к численности политических партий с 40 тыс. до 500 человек, восстановлены прямые выборы губернаторов с одновременным введением муниципального фильтра, а кандидаты, выдвинутые политическими партиями, освобождены от сбора подписей на парламентских выборах и сокращено число необходимых для них подписей на президентских выборах с 2 млн до 100 тыс. Для самовыдвиженцев в кандидаты в президенты число подписей сокращено с 2 млн до 300 тыс.

Новые законы появились, в том числе, в результате роста политической активности в 2012г. В то же время многие либерально настроенные политики и эксперты считают, что политические реформы пока не привели к заметному повышению реальной политической конкуренции. Такой вывод содержится в докладе, подготовленном экспертами Комитета гражданских инициатив (КГИ) экс-министра финансов Алексея Кудрина.

Представивший доклад эксперт КГИ Аркадий Любарев полагает, что к началу сентябрьской кампании 2013г. появится около 70-80 партий. Проанализировав первые итоги реформы политической и избирательной системы, он отметил ряд новшеств.

Выявилось достаточно негативное явление - так называемая патентная технология формирования партийных списков, когда партия выдвигает одних и тех же людей во всех регионах и во всех муниципальных образованиях, и эти люди фактически не имеют никакого отношения к региону.

"Это связано с тем, что стало очень легко регистрировать партийные списки, сбор подписей не нужен. С другой стороны, понятно, что они не рассчитывают на победу, но как-то раскручивают свое название и играют роль спойлера", - пояснил А.Любарев.

Доля кандидатов непарламентских партий заметно выросла из-за того, что для них отменили сбор подписей и самих партий стало больше. При этом результаты новых партий почти везде достаточно низкие. Средний результат - ниже 4%. Самовыдвиженцы, несмотря на то, что большая их часть отсеивается при регистрации, выступают наиболее успешно, кроме кандидатов от "Единой России".

"Самовыдвиженцы по-прежнему остаются главными конкурентами "Единой России", а наше законодательство сейчас как раз направлено на дискредитацию самовыдвиженцев и это, по всей видимости, вполне сознательная линия", - отметил эксперт. По его словам, наблюдается тенденция к снижению явки, и это свидетельствует о том, что реформа не дала нужного результата.

А.Любарев делает общий вывод, что политическая реформа 2012г. мало повлияла на общую политическую ситуацию - об этом говорит и снижение политической активности, и продолжение доминирования "Единой России". Необходима комплексная реформа избирательного законодательства, так как реформа пока не затронула основных препятствий для проведения демократических выборов - сильной зависимости избирательных комиссий от власти, преобладания неоптимальных избирательных систем, чрезмерно жестких правил регистрации кандидатов, допускающих произвол, отсутствия норм, препятствующих технологии "паровозов" и отсутствия действенных механизмом воспрепятствованию фальсификаций при голосовании.

На пути к демократии

Говоря о готовящемся новом законе о выборах в Госдуму, А.Любарев назвал основным моменты, наличие которых гарантирует его демократичность. С его точки зрения, необходимо сохранить возможность самовыдвижения - главное достоинство мажоритарной составляющей. Условия регистрации партийных списков должны стать "разумными и адекватными", притом что определенные ограничения необходимы. Заградительный барьер нужно снижать и дальше, до 3-4%. Очень важно разрешить создавать партийные блоки, полагает А.Любарев.

С таким подходом солидарны многие политологи, например, председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко, по мнению которого "в 2012г. при произошедших переменах целеполагание власти не изменилось - она, как была настроена на жесткий зажим конкуренции, так и осталась".

"Изменилась тактика - от прямых запретов к манипулированию. Сейчас нет ни одной парламентской партии - от "Единой России" до остальных, которая не была бы в состоянии кризиса. Получается, что нынешняя партийная система теряет доверие по всем своим компонентам. Все больший спектр политических и общественных интересов этой системой не представлены и не могут быть представлены", - полагает он.

По мнению эксперта, в ближайшие годы партийная система не изменится настолько, чтобы стать выразителем общественных интересов. "Ситуация почти безвыходная, надежда только на одномандатников", - считает он.

Очень важно, подчеркнул Б.Макаренко, следить за тем, как будет проходить работа над новым законом о выборах депутатов Госдумы. "Испортить можно. Например, забить туда муниципальный фильтр. И еще нужно убеждать гражданское общество, что участие в выборах - это серьезно", - считает политолог.

Будущее в тумане

Член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, политолог Дмитрий Орешкин также выступает за комплексную реформу избирательного законодательства. Сегодня, по его мнению, "власть вынуждена опираться на политическую провинцию в широком смысле слова". Крупные города "формируют новую повестку дня, но они не могут ее реализовать легальными методами через выборы, и не хотят, потому что они не верят в эту систему. А власть пытается эти города изъять из политической структуры, замедляет там политические процессы, уменьшает явку, чтобы минимизировать их суммарное влияние на всю политическую систему в стране. Ситуация крайне непродуктивная", - считает эксперт.

"Мне кажется, мы вступаем в качественно новую ситуацию, трагизм которой заключается в том, что, какую бы партию сейчас в Москве ни создали, ее не поддержат, потому что политика последних десяти лет привела к дискредитации в глазах самостоятельно думающего населения и парламентаризма, и партийной системы, и избирательной системы. Как выбраться из этой ситуации, я плохо представляю. Сейчас, видимо, надо думать о повестке, которую можно предложить продвинутым территориям. Если мы это им не предложим, произойдет очередной разлом, потому что провинция не хочет ориентироваться на Европу, на демократическое устройство и власть этого не хочет. И тогда Москва ментально себя вычитает из общероссийского пространства, и ей в этом помогает власть, которая апеллирует, условно говоря, к Уралвагонзаводу, с тем, чтобы он приехал в эту самую Москву и поставил ее на место. Но города - это двигатель прогресса, сейчас власть останавливает прогресс. Нас, москвичей, загоняют в сапог, а москвичи этот сапог рано или поздно прорвут и ничем хорошим это не кончится", - полагает Д.Орешкин.

По мнению главы ассоциации "Голос" Лилии Шибановой, "избирательная реформа застряла на совершенно спонтанно сделанных предложениях Медведева". Принятые в прошлом году законы позволили создавать неограниченное количество партий и регистрировать партийные списки без сбора подписей.

"Тем не менее мы увидели на этих выборах, что выиграли именно имитационные проекты, а реальные партийные проекты идут крайне слабо, фактически идет дискредитация партийной системы в глазах избирателей, что вряд ли приведет к созданию сильных оппозиционных партий", - полагает она. Л.Шибанова, как и многие ее коллеги, убеждена, что политическая реформа назрела, более того, она не должна сводиться к избирательной реформе. По ее мнению, стоит серьезно задуматься о вопросах местного самоуправления.

Президент Центра политических технологий Игорь Бунин, напротив, полагает, что политическая ситуация уже значительно изменилась. Он отметил, что в 2012г. еще не было ни одной потенциально массовой новой партии, "были пустышки или партии-спойлеры". "Сейчас выходят вперед "Родина", Аграрная партия, Партия пенсионеров, "Гражданская платформа", и это будет немного другая игра, чем в 2012г.", - убежден политолог. По мнению И.Бунина, все четыре парламентские партии находятся в кризисе, и он не видит, как нынешняя партийная система может быть сохранена на следующих выборах.

Наталья Капышина, РБК

РБК
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован