Эксклюзив
Гущин Виктор Викторович
06 июня 2017
542

Путин ответит на вопросы россиян в ходе "Прямой линии" 15 июня 2017 года

Main 9502193

"ПРЯМАЯ ЛИНИЯ": КАКОЙ БЫТЬ ЗАВТРАШНЕЙ РОССИИ?
 

ДОСУЖИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НАКАНУНЕ ОБЩЕНИЯ В.ПУТИНА С ГРАЖДАНАМИ РОССИИ.

Виктор ГУЩИН, политолог, публицист.

Автор книги "Умение предвидеть. Как этому научиться".

С момента возвращения в Кремль   в 2012 году и вплоть до сегодняшних дней В. Путин находился в весьма парадоксальной ситуации: с одной стороны, вроде бы запредельный политический рейтинг, - особенно после присоединения Крыма к России, - а с другой, страна четвертый год к ряду топчется на месте. ВВП не то чтоб на нуле, а стремительно снижается, - ещё недавно по этому показателю мы были на пятом месте, сейчас на двенадцатом, - бедность увеличивается, уровень жизни падает, неуверенность растет. В 2016 году 67 процентов россиян на треть сократили расходы на питание. Что делать в такой ситуации совершенно не ясно.

В этих условиях президент был    вынужден искать совершенно оригинальные подходы к стратегическим и тактическим аспектам собственной   политики.  Причем, не только на предмет предстоящих очередных выборов, но и на более далекую перспективу. Высочайший политический рейтинг по сути дела обязывал его идти на выборы, но с какой именно Программой, не известно.

Отсюда   и получившие огласку сомнения В. Путина в отношении того, кто именно станет будущим президентом России. Несколько дней назад, если точно, то 14-го мая на пресс-конференции в рамках участия в международном Форуме ЕврАзЭС «Один пояс - один путь» на высшем уровне в Пекине и 30 мая во время визита в Париж президент опять повторил, что время для объявления его личного участия в предстоящих выборах ещё не пришло.

Он делал и продолжает делать такие заявления вовсе не из политического кокетства, а по убеждению, глубокому и обстоятельному: в собственной победе на выборах В. Путин, конечно же, ни секунды не сомневался, точно также, как и в том, что сама по себе победа на выборах как у Б. Ельцина в 1996-ом году без четкой программы необходимых преобразований, предопределяющих не только текущее, но и будущее развитие России, чревата неминуемым крахом. На мой взгляд, такого рода сомнения терзали Президента вплоть до нынешней весны, пока не была найдена формула, по которой предстояло действовать. Не особенно рискуя ошибиться попытаюсь вкратце обрисовать как это скорее всего будет выглядеть.

На предстоящей традиционной «Прямой линии» непосредственного общения президента с гражданами России, проведение которой впервые за 15 лет без объяснения причин перенесено с апреля на более поздний срок В. Путин объявит, не столько о предстоящих в 2018 году президентских выборах, - об этом и так все давно знают, -  сколько о проведении в России   управленческой реформы по типу Земской, которая должна проложить дорогу созданию новой системы государственного Управления.

Таких "переносов" традиционных «Прямых линий» за годы путинского правления не случалось ни разу. Подобных решений из-за пустяков не принимают. Для этого наверняка потребовался неординарный, по сути дела исторический повод, которые не придумывают, а создают…Уверен: сегодня В. Путин и его команда именно этим и занята: напряженно работает над составлением   стратегической Программы назревших преобразований. Как только закончат, сразу будет объявлено о конкретной дате проведения «Прямой линии». Если не вся она, то её ключевая часть   на этот раз наверняка будет посвящена обсуждению стратегической Программы строительства завтрашней России.

Это Программа будет призвана воплотить в себе вовсе не решение вопроса о ещё одной "шестилетней президентской ходки» В. Путина в Кремль, а неразрывную связь политической судьбы главы государства и будущего России. В результате на предстоящих выборах избиратели будут голосовать не столько за главу государства, сколько за провозглашенный В. Путиным политический курс строительства Новой России. А президентство - это уже как бы так, в придачу.

Расчет здесь явно идет на то, что такое решение, в котором политическая судьба самого Путина и будущее России как бы сливались воедино на десятилетия, а может и сотню лет вперед, при нынешнем высочайшем политическом рейтинге Президента, - вот когда этот рейтинг сыграет свою решающую роль, - люди в таком случае, чего ни предложи, скорее всего будут вынуждены   "поверить на слово".

Такой "предвыборный маневр" В. Путина только на первый взгляд может показаться неожиданным, даже спекулятивным, если угодно, хотя на самом деле, он шел к нему уверенно и целеустремленно практически с момента прихода к президентской власти в 2000-ом году. Мне это несложно доказать, поскольку я ещё 17 лет назад, в ноябре 1999-го года, (См. «Независимая газета», 12.11.1999 г. прогностический комментарий «Отчизна-мать в предвкушении нового мученика. Досужие размышления о политической судьбе Путина»,) взял за правило строго регистрировать не только политические действия В. Путина, но даже намерения их предпринять. В 2015 году весь этот реестр с соответствующими пояснениями и комментариями был включен в книгу «УМЕНИЕ ПРЕДВИДЕТЬ. КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ.» (См.  http://www.proza.ru/2016/05/23/505, Глава «Я взял за правило предугадывать намерения Путина». стр. 60-104).

Сейчас воспроизвожу из неё только перечень фактов, имеющих прямое отношение к процессу реализации идеи прямого Народного Самоуправления. Ключевое событие здесь это отмена в 2004-ом году прямых губернаторских выборов. Власть – не должность, а право принимать решения. Отменой не согласованных с Кремлем губернаторских выборов В. Путин показал и доказал, если на пути к достижению целей Народного Самоуправления будут возникать препятствия и преграды, входящие в противоречие с коренными национальным интересам страны и её народов, он найдет в себе силы эти преграды преодолеть или устранить.

О том, что первое, что необходимо будет сделать пришедшему у власти новому президенту России это отмена прямых губернаторских выборов, я обращал внимание ещё в мае 1999-го года в   прогностическом комментарии «Выборы губернаторов довершат распад России. Мы снова будем жить в удельных княжествах». (См. «Независимая газета», 28.05.1999 г.) Эта угроза как раз и была предотвращена знаменитым   президентским Указом В. Путина от октября 2004 года. В. Путин прокомментировал свой Указ чуть ли ни словами из моей статьи, опубликованной за пять лет до этого...

«Российская Федерация – не конгломерат «удельных княжеств», а возможность и обязанность Центра и регионов совместно и согласованно решать вопросы жизнеобеспечения российских граждан». Это если по сути, если же говорить о поводе принятия Уаза, то для этого он был   психологически очень мудро отнесен к неотложным мерам упрочения единства страны перед лицом   террористической угрозы, потрясшей Россию до основания событиями в Беслане   1 сентября 2004   года...Только под этим предлогом В. Путину  удалось "сломать хребет прямым губернаторским выборам" и, следовательно, сохранить целостность России...

Теперь наступила очередь «переформатирования» парламентской демократии, выстроенной на основе доверия избирателей к органам власти, исчерпавшей свой функциональный ресурс, к системе прямого Народного Самоуправления, когда право принимать государственные решения   шаг за шагом будет переходить непосредственно к гражданам России. Риска с постепенным упразднением «депутатского корпуса» будет ни   чуть не больше, чем с отменой губернаторских выборов. К этому уже давно всё подготовлено. Реальные рычаги текущего жизнеобеспечения страны на сегодняшний день сосредоточены в руках Путина, что прекрасно видно из нижеследующего перечня.

2000-2012 годы. За эти годы было принято свыше 300 (по подсчетам Илларионова, бывшего помощника Путина) президентских Указов и Постановлений Правительства о перераспределении прав и полномочий между органами представительной и исполнительной власти в пользу исполнительной. На сегодняшний день в смысле функциональных полномочий у представительной власти не осталось ни одной позиции, которые не были бы продублированы органами   исполнительной власти или вновь образованными общественными структурами, созданными   следом за Общественной Палатой, которая была сформирована Указом президента ещё в 2005 году. 

2011 год. По инициативе В. Путина накануне его возвращения на президентский пост в пику многопартийному плюрализму создан Общероссийский Народный Фронт. Выступая на его учредительном съезде В. Путин сказал: «Общероссийский народный фронт должен действительно стать широким общественным движением, чтобы у всех граждан страны была возможность ставить свои, народные задачи, добиваться их исполнения, сдвигать с места те вопросы, которые тонут в бюрократическом болоте, напрямую вносить свои предложения, которые затем станут законами и государственными решениями».

2012 год, май. Издание шести президентских Указов по сути выводящих вопросы жизнедеятельности государства и осуществления социальной политики, то есть конкретной жизни людей, за пределы полномочий и нормативной-правовой практики Законодательной власти. Исполнение этих Указов было поставлено под   ежегодный контроль непосредственно В. Путина и органов Общероссийского Народного Фронта. Последний из таких отчетов Правительства состоялся совсем недавно, 4 мая 2017 года.

На сегодняшний день выполнено 167 поручений из 218, что составляет 76 процентов общего числа, поставленных на   контроль поручений. Достигнуто уже немало, -  сказал президент, - но «сложных проблем и нерешенных вопросов всё-таки остается гораздо больше, чем того, что удалось сделать».   Считаю, что в этом контексте имеет смысл майские указы перечислить. Не исключаю, что их число к моменту предстоящих выборов может значительно возрасти.

Так постепенно, что называется явочным порядком, необходимость в существовании представительных органов власти в России отпадет сама собой, на что нас вот уже более 20 лет ориентирует п.3, Статьи 3 Конституции РФ: «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум».

Вот эти Указы. «О долгосрочной государственной экономической политике», «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Полагаю, никто из депутатов Госдумы не станет возражать, что в последние годы, а именно с мая 2012-го, ставших особенно сложными в экономическом отношении, взятыми президентом под личный контроль решениями удалось не только предотвратить резкое понижение жизненного уровня российских граждан, но и позволило государству исполнить взятые на себя социальные обязательства.

Опыт реализации майских президентских указов 2012 года неопровержимо доказал, что даже полное упразднение Госдумы и вообще нынешних органов представительной власти в пользу расширения прав и полномочий Народного Самоуправления, никаких существенных осложнений не принесёт. Наоборот, за счет сэкономленных на содержании депутатского корпуса средств, можно было бы сразу увеличить вдвое пенсии и заработные платы бюджетникам. Да это и понятно: действительный быстрый положительный эффект приносят только реформы, которые начинаются не с придумывания и внедрения чего-то нового, ещё неведомого, а с упразднения старого, исчерпавшего свой функциональный ресурс.

12 декабря 2013 года. Ежегодное Послание президента Федеральному Собранию РФ, в котором В. Путин три с лишним года назад совершенно не случайно обратил внимание на необходимость возродить российское Земство как народный управленческий институт, в интересах проведения социально-экономических преобразований, которые бы по темпам, масштабам и эффективности не уступали Столыпинской реформе.

Именно тогда я понял, - сначала возродить былое российское Земство, а затем довести его до полномасштабного Народного Самоуправления, -  это ключевая стратегическая идея В. Путина, от которой он уже никогда не откажется. А что ещё остаётся делать человеку, поставившему себя в один ряд со Столыпиным?!Во всяком случае именно на этом направлении деятельности мне удалось   отследить сквозную целевую осмысленность действий В. Путина начиная с 2000-го года  по сей день.

Теперь под углом сказанного президентом в декабре 2013-го года нам предстоит рассматривать всё, что происходит вокруг сегодня. Вот эти   слова. «Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение…Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяет качество жизни…

Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы.

Районный уровень фактически выхолощен. Его полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы. Кроме того, местная власть должна быть устроена так - а ведь это самая близкая власть к людям, - чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой. В этой связи обращаюсь к Всероссийскому совету местного самоуправления, Конгрессу муниципальных образований, к губернаторам, членам Федерального Собрания, правительству Российской Федерации. Давайте посмотрим на эти проблемы еще раз со всех сторон, чтобы наконец привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени.

Повторю, считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году - в год 150-летия знаменитой Земской реформы, совершить рывок, найти грамотные кадры для проведения крупных прогрессивных преобразований. В том числе для аграрной реформы Столыпина и переустройства промышленности в годы Первой мировой войны».

Не исключаю, значительная часть нынешнего политического российского истеблишмента по всей видимости сочла, что события российско-украинско-евро-американского кризиса, разразившегося в феврале 2014 года, проведение коренного реформирования системы управления вообще исключили. На мой взгляд, совершенно напрасно. Это была роковая ошибка. Такое пренебрежительное отношение к поставленным президентом целям недопустимо. Это многим в путинском окружении ещё может горько аукнуться. 

Необходимость радикального реформирования системы государственного управления на основе максимального расширения и углубления непосредственного участия рядовых граждан в принятии государственных решений, за годы кризиса только возросла, более того, благоприятные перспективы осуществления реформы, ориентированной на самоуправление   при самом активном участии граждан, стали гораздо очевидней.

22 июня 2016 года. Выступление В. Путина на заключительном заседании   весенней сессии Государственной Думы. Начало речи было вроде бы «во здравие»: «Мы с вами вместе хорошо поработали», а вот её завершение прозвучало, почти что «заупокойной»: «Не думайте, что на предстоящих 18 сентября выборах главными будут кандидаты в депутаты и партии. Вовсе нет. Это прежде всего избиратели, их интересы, чаяния и заботы. Их успех целиком и полностью будет зависеть от того, насколько эти интересы будут обеспечены или защищены».

27 июня 2016 года. Через пять дней на предвыборном съезде «Единой России» В. Путин вернулся к высказанной мысли в новом её обрамлении: «Смысл выборов состоит не в состязательном соперничестве кандидатов в депутаты и политических партий с их идейно-политическими платформами и предвыборными программами, которые, хотим мы того или нет, разъединяют людей, а в поиске путей к обеспечению широкого  общественного согласия, в сосредоточении усилий практически каждого гражданина страны на достижении стоящих перед страной стратегических целей и реализации перспективных, прорывных проектов».

30 сентября 2016 года. Под этой датой в моём календарном мониторинге политических намерений   В. Путина, о котором я уже упоминал чуть выше, содержится следующая запись: «Начали появляться признаки того, что проблема совершенствования государственного управления на самом высоком уровне действительно стала рассматриваться под новым углом зрения. В. Путин и Д. Медведев провели совещание, на котором было констатировано, что «сейчас государственная машина неповоротлива и несет на себе черты переходного периода, сохраняя и часть советских управленческих механизмов, и переходные черты 1990-х гг. и «наши последующие новации». В результате, эта система зачастую имеет довольно низкий КПД. Нередко уже согласованные на всех уровнях и законодательно обеспеченные решения, не дают тех результатов, на получение которых были рассчитаны. По мнению президента Института современного развития И. Юргенса, если в ближайшие 5-6 лет система государственного управления не претерпит радиальных изменений к лучшему, Россия окажется в глубокой стагнации, из которой уже не сможет выбраться».

27 октября 2016 года. Выступление В. Путина на Международном дискуссионном Клубе «Валдай» на тему «БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ: КОНТУРЫ ЗАВТРАШНЕГО МИРА». Смысл выступления президента России сводился к тому, что многовековая эра торжества представительной демократии как формы государственного Управления завершился. Она исчерпала свой функциональный ресурс и на будущее должна уступить принадлежащее ей место более эффективным способам обеспечения коренных интересов стран и народов.

11 декабря 2016 год. На этот раз в ежегодном   Послании Президента Федеральному Собранию в отличие от аналогичного документа 2013 года развернутого сюжета о Народном Самоуправлении нет, присутствует лишь одна фраза, имеющая к нему отношение. Зато какая! «У нас в России   ничего не получится, если не   сумеем привлечь граждан к принятию государственных решений методом прямой демократии».

20 мая 2017 год. Председатель ЦИК Э. Памфилова рассказала на пресс-конференции о радикальных переменах в механизмах голосования, свидетельствующих, на мой взгляд, о начале практического перехода от традиционного формирования представительных органов власти к созданию системы прямого Народного Самоуправления, то есть к принятию механизмов, обеспечивающих возможность прямого волеизъявления граждан по методам проведения референдумов. Таких признаков два.

Во-первых, претерпит серьезное изменение практика выдачи открепительных талонов, нацеленная на то, чтобы к очередным президентским выборам, - они пройдут в марте 2018 года, - упорядочить контроль за их выдачей и использованием, а затем, за счет создания общефедерального   избирательного реестра, открепительные талоны можно будет упразднить вообще. На всех последующих выборах, где бы человек ни находился он сможет проголосовать без всяких предварительных забот и осложнений на любом из ближайших избирательных участков. И уже никто и ни где ничего не сможет «вбросить» в избирательные урны.

Во-вторых, и это, пожалуй, главное, радикально изменится порядок формирования Избирательных округов и Избирательных комиссий. По действующему до сих пор закону они нарезались и формировались с ориентировкой на предстоящие выборы, - в законодательные органы власти раз в пять лет, а президентские - раз в шесть. Теперь это можно будет делать не позднее, чем за 70 ней до проведения выборов.  В чем смысл и предназначение изменений, произведенных в электоральном регламенте?

В российском избирательном законодательстве уже есть похожий термин: это норма подготовки референдумов - не менее 90 дней, а нарезки Округов и формирования Изберкомов - 70. Сроки практически совпадают, причем именно в том соотношении, в каком необходимо: сначала   объявление даты проведения референдума, затем в течении 20 дней нарезка Округов и формирование Комиссий.  

Совершенно ясно, что новая нарезка округов и сроки комплектование избирательных комиссий отныне будет проводится не под выборы, как таковые, то есть раз в 5-6 лет, а под   участие российских граждан в референдумах, которые отныне по всей видимости планируется проводить в России регулярно. Первый из них и может как раз состоятся по вопросу об одобрении стратегической президентской Программы преобразования России. Отныне есть основания считать, что п.3, ключевой Статьи 3  Конституции РФ, наконец-то воплотится в жизнь. Процесс, что называется пошел…

Полагаю, после ознакомления с вышеприведенным перечнем конкретных шагов по направлению к созданию системы прямого Народного Самоуправления число читателей, разделяющих мою точку зрения не только на предстоящие президентские выборы, но и вообще на перспективы страны должны будут согласиться, что социальная идея реализации «Нового русского проекта будущего», о чем начинают говорить всё чаще, на сегодняшний день у России и её народа есть. Она не столько появилась, сколько   созрела - это идея прямого Народного Самоуправления.

Все политики   от мала до велика, от крайне правых до крайне левых, а также тех, кто между теми и другими, утверждают одно и то же: они в своих убеждениях, идеях, в практической деятельности исходят исключительно из интересов страны и народа, но в итоге каждый «тянет одеяло» на себя. В какой форме эти интересы должны выражаться и воплощаться, никто не знает. Точнее, знают и понимают, но   говорить об этом не хотят.

Сделать это можно только одним способом: получить достоверные данные об уровне зрелости общественного сознания на каждом из направлений исследования. Эти данные и являются как раз для системы управления конкретным воплощение понятия «совокупного интереса». Иного нет и быть не может.  В нормативно-правовом смысле этот результат можнообеспечить только передав гражданам страны право непосредственно участвовать в принятии государственных решений, а это неизбежно приведет   к ликвидации представительной власти и депутатского корпуса, уже давно исчерпавших свой функциональный   ресурс.

На этот счёт только социальная идея Народного Самоуправления обладает всеми необходимыми признаками и качествами. Её смысл и предназначение состоит в том, чтобы  консолидировать  расколотое событиями 1991- 1993 года российское общество, вернуть ему идейно-политическую, социально-экономическую, национально-государственную дееспособность. Эта конструктивная   идея не придумана, тем более не высосана из пальца. Она созрела как раз ко времени, воплощает в себе как лучшие индивидуальные качества людей, прежде всего стремление каждого участвовать в созидании собственной   жизни, так и коллективные общественные интересы, а именно, сделать страну во всех отношениях действительно передовой и наиболее успешной.

На мой взгляд, идея Народного Самоуправления обладает наивысшим мобилизующим эффектом. Она воплощает собой максимально возможный творческий потенциал личности с   многократно усиленными созидательными устремлениями общества. Эта идея никому и ничему себя не противопоставляет, ничего не отвергает из оправдавшего себя опыта и в то же время ничего не навязывает из того, что было бы чуждо людям, противоречило их интересам. Для реализации этой идеи не хватает лишь    одного: осознания, как говорил В. Вернадский, что это просто необходимо сделать...

Именно переход к Народному Самоуправлению    превращает людей из разномастного, погрязшего каждый в своих заботах   населения, в полноценных и полноправных граждан страны, непосредственно участвующих в принятии решений, по которым предстоит жить. Если при традиционной демократии власть, принимая решения от имени народа, так или иначе  эксплуатирует народное доверие, то при самоуправлении  граждане страны выражают свою волю напрямую. Только право на непосредственное участие каждого в принятии государственных решений независимо от того, кто ты и зачем ты, делает людей действительно равными. В этом смысле понятия «Народное Самоуправление» и «Гражданское общество» однокоренные. Одно без другого существовать не может. Это две стороны одной медали, обладание которой Россия давно заслужила.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован