24 октября 2007
4825

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА СИСТЕМНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Характерной чертой современной рыночной экономики является качественно новый характер ее промышленного сектора. Информатизация промышленности, необходимость адаптироваться к изменчивой глобальной ситуации в "новой экономике", нарастание доли и рост значимости интеллектуальных производств в структуре промышленности - все это качественно меняет ее современный облик. Основной инструмент, с помощью которого развитые страны изменили облик национальной промышленности, прежде всего, с позиции решения ее структурных проблем - это проведение промышленной политики, т.н. "industrial policy". На Западе этот термин чаще всего обозначает меры государства по поддержке или развитию конкретных секторов экономики. Однако в России остается дискуссионным и на сегодняшний день само понятие промышленной политики. Речь идет о понятийной многозначности, которая часто сопровождает исследование сложных систем, к числу которых относится и промышленная политика. Эта многозначность выступает как проявление принципиально разных подходов, каждому из которых присуща особая логика определения и раскрытия понятий.
*
* *
Прежде всего, "промышленная политика" и "политика промышленного развития" трактуются как синонимы. Строго с теоретической точки зрения это не совсем верно. Первое понятие, известное как "industrial policy" означает не только "секторальную политику", но также политику государства по содействию выхода промышленности из структурного кризиса за счет 1) преодоления несоответствия между возникающей новой технико-экономической парадигмой промышленного развития и институциональной структурой общества, 2) завершения структурной перестройки промышленности в рамках единства технологической, отраслевой и институциональной перестройки как важнейшего этапа циклического развития структуры промышленности.
Успехи институционально-эволюционной экономической теории способствовали привлечению внимания специалистов не только к системному анализу, широко применявшемуся в 50-е годы ХХ века, но и к формированию системного подхода на новой теоретической основе. Системная парадигма, предложенная Я. Корнаи, оказалась универсальной для обсуждения таких важнейших проблем как определение скорости трансформации, целесообразности реализации комплексного пакета реформ в целом или проведение их в несколько этапов, порядка принятия новых законов. На базе этой парадигмы могут быть выявлены изменения, которые могут быть инициированы и реализованы с участием государства или осуществлены эволюционно.
Дальнейшее развитие системной парадигмы Я. Корнаи применительно к формированию экономической политики государства получило развитие в работах многих российских экономистов . В соответствии с системной парадигмой экономика страны рассматривается как целостная система, в составе которой выделяются взаимодействующие социально-экономические подсистемы мезо-, микро - и наноэкономического уровней: отрасли, территории, корпорации, отдельные граждане, общественные группы и другие существенные для экономики образования. Имеющиеся классификации экономических систем, например, по местоположению, масштабам, распределению собственности, имманентным методам регулирования и др., имеют специфическую значимость для развития экономической теории и формирования на этой основе соответствующей экономической политики.
Представляется, что для целей формирования промышленной политики может быть использована типология экономических систем, предлагаемая Институтом экономики Уральского отделения РАН. В качестве типовых экономических систем, определяющих развитие промышленного сектора, предлагается рассматривать такие системы как систему субъектов; систему субъективных действий по развитию промышленного комплекса; систему объектов и систему конечных результатов функционирования объекта. Субъекты, как совокупность государственных и муниципальных органов, хозяйствующие субъекты, научные и общественные организации, способные влиять на развитие промышленного комплекса. Субъективные действия представляют собой совокупность действий (решений, законов) принимаемых субъектами по развитию промышленного комплекса. Объекты, как совокупность организаций, предприятий, фирм, юридических и физических лиц, реализующих воспроизводственные функции в сфере промышленности. Объективный результат может быть представлен совокупностью показателей, всесторонне и полно отражающих происходящее в объекте количественные и качественные изменения. Объективный результат всегда предполагает определенные качественные изменения в промышленном комплексе.
Каждая конкретная экономическая система осуществляет функции, во-первых, по созданию, поддержанию существования, развитию и взаимодействию других систем; во-вторых, по ограничению или прекращению функционирования или взаимодействия других систем и, в-третьих, по поддержанию своего собственного существования и развития. Каждая система проходит определенные стадии жизненного цикла. В частности, промышленная политика на разных этапах функционирования и развития промышленности реализует специфические цели с позиции формирования ее отраслевой структуры.
В условиях циклически развивающейся экономики на этапе выхода из структурного кризиса промышленная политика содействуют формированию нового типа отраслевой структуры промышленности, на этапе экономического роста - его развитию и укреплению, на этапе стабилизации - она направлена на реализацию сложившегося потенциала. В зависимости от этапа развития промышленная политика обеспечивает либо поддержку сложившейся структуры промышленности, либо формирование отраслевой структуры нового типа. В период современной структурной перестройки целью промышленной политики является формирование конкурентоспособного промышленного комплекса в результате становления нового типа отраслевой структуры промышленности, характеризующейся наличием высокотехнологичного ее ядра с преобладанием производств пятого и элементов шестого и седьмого технологических укладов (ТУ).
Однако в отечественной экономике "промышленная политика" стала трактоваться как "государственная политика в области промышленности", "государственная поддержка промышленности", "политика промышленного развития". Такие определения, в отличие от "industrial policy", предполагают реализацию определенного набора мер и действий для ответа на проблемы реального состояния промышленности в конкретный момент и на конкретной территории. Политика промышленного развития в данном понимании нацелена на решение наиболее острых, реально существующих и постоянно возникающих, но текущих проблем промышленного развития. По нашему мнению, меры, направленные на стимулирование роста промышленности в целом, могут быть фоном для промышленной политики, но не являются ее частью. Даже если какие-то меры существенно воздействуют на структуру промышленности, но не основаны на осознанном стремлении изменить эту структуру в определенном направлении, то такие меры нельзя считать элементом промышленной политики.
Существует целый ряд трактовок, которые ошибочно, с нашей точки зрения, отождествляют понятие промышленной политики с механизмом ее реализации. В частности, промышленная политика зачастую формулируется как "система мер прямого и косвенного государственного регулирования инновационного, конкурентоспособного и эффективного развития промышленности и устранения для реализации этой цели тех препятствий, которые не могут быть преодолены естественным ходом событий, то есть механизмами саморегуляции рынка". Промышленная политика понимается также как "комплекс мер государственного регулирования экономических процессов на отраслевом и корпоративном уровнях, направленный на стимулирование инновационной активности, структурной перестройки экономики и экономического роста". Трактуется промышленная политика и как "совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла его продукции".
Существует также понимание промышленной политики, связанное с формулировкой ее цели как инструмента решения экономических и социальных проблем общества. Трактовка промышленной политики как инструмента повышения эффективности производства, повышения бюджетной обеспеченности территории, уровня и качества жизни населения и т.д. также уязвима, поскольку фактически подменяет понятие экономической или социальной политики. Все вышесказанное позволяет предложить следующее понятие промышленной политики. В современных условиях промышленная политика представляет собой составную часть стратегии общественного развития, основанной на системе отношений между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями по поводу формирования структурно-сбалансированной, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом. Механизм ее реализации предполагает систему правовых, экономических, организационных и других мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования. Сущность промышленной политики заключается в обоснованном выборе ее субъектами приоритетных видов деятельности и в оказании им эффективной поддержки.

Татаркин А.И., академик РАН,
Институт экономики УрО РАН,
г. Екатеринбург, Россия

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован