Эксклюзив
25 октября 2011
10060

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Основной вывод, который можно сделать по итогам разработки и реализации `Стратегии-2020` ... заключается в том, что экономика оказалась в руках не тех политиков...

Основные выводы

Постперестроечные российские руководители оказались во власти
отсталой, инфантильно-провинциальной философии: "рынок всё отрегулирует сам". Он и отрегулировал: всё, что не обещало немедленного обогащения, было закрыто или
заброшено"[1].

Р. Гринберг


Основной вывод, который можно сделать по итогам разработки и реализации "Стратегии-2020" и, в целом всей экономической политики последних десятилетий заключается в том, что экономика оказалась в руках не тех политиков. И дело не только в либеральной идеологии и в качестве нашей финансово-экономической элиты. Дело в том, что сама российская элита оказалась не восприимчива к тем глобальным изменениям, которые происходят в мире. Она оказалась не способна создать что-то своё, принципиально новое, национальное. Все ее способности сводились к некритическому повторению не самых лучших западных идей и авторов.

Для того чтобы создать что-то свое, качественно новое - продукт, услугу или идею - нужны способности и новая элита. Ее представители, конечно же, есть. Проблема в том, чтобы их допустили к власти.

1. Эти и другие примеры иллюстрируют, что основополагающие политические приоритеты стратегии развития России до 2020 года должны быть ясно сформулированы и в концепции и в прогнозе социально-экономического развития России, а также в том самом "пошаговом плане", о котором говорил В. Путин. При этом они могут и должны формулироваться обязательно на политическом уровне, а не на уровне макроэкономической экстраполяции, как это сегодня делает МЭР. Поэтому они должны быть разработаны (группой советников, экспертов) и предложены высшему политическому руководству страны, за которым будет принятие окончательного решения.

Пример тому - оценки, сведенные в таблицу в прогнозе МЭРа[2]:



Заменить этот качественный анализ количественными моделями, как показывает весь опыт, нельзя. Это может быть сделано в предварительном порядке, например, в рамках межведомственной группы, ориентированной непосредственно на политическое руководство, которая может и должна привлекать как правительственных, так и независимых экспертов.

2. Кроме того, такая концепция социально-экономического развития в минимальной степени должна зависеть от инерционных макроэкономических прогнозов, которые, как показывает практика последних лет, гораздо менее достоверны, чем экспертные (качественные) оценки экспертов и политиков. Подобные прогнозы не просто инерционны, но и изначально ошибочны потому, что экстраполируют существующие тенденции, а не формулируют политическую и экономическую задачу. Более того, они изначально сдерживают потенциал развития.

Политические цели, тем более общенациональные сверхзадачи, сначала превращаются в прогноз, который затем становится стратегическим планом, конкретизирующим социально-экономические задачи, сознательно формируя тенденции развития, а не наоборот. Так, в Китае, например, сознательно устанавливают политическую задачу по темпам роста ВВП, корректируя её в ту, либо иную сторону.

3. Наконец, реализация намеченных целей предполагает изначально ответ на вопрос, как это сделать, который также лежит в политической плоскости. Наиболее эффективные меры (изменение денежно-кредитной и бюджетной политики, замораживание тарифов, отмена налогов, стимулирование производства и экспорта наукоемкой продукции, антимонопольная политика и др.) - это политические решения высшего уровня, требующие согласованных действий и плана всех ветвей власти. Без этого политическая стратегия и концепция социально-экономического развития будут неизбежно "расстыкованы".

4. И последнее. Долгосрочная стратегия и концепция социально-экономического развития не могут существовать вне идеологии и без информационной поддержки, которые становятся важнейшими политическими элементами управления всеми государственными институтами, структурами и обществом, а также инструментом мобилизации общества. Реализация сколько-нибудь масштабной и долгосрочной стратегии без идеологической составляющей невозможна. Речь идет не только о пропаганде, но об общественной мобилизации, согласовании воли сотен тысяч управленцев, т.е. эффективном государственном управлении.

Иными словами, "Концепция" должна стать, во-первых, политическим документом, во-вторых, идеологическим, а, в-третьих, - правовым, обязательным для исполнения (может быть, как и бюджет, Федеральным законом).

5. Важно понимать, что организационные и институциональные изменения несут в себе инерцию, которую необходимо учитывать. Если слишком часто и резко менять стратегические установки, государственное управление перестает на них реагировать. Это произошло в современной России, где уже привыкли к резким и частым, но не обязательным изменениям. Как заметил А. Кокошин, "При произведении изменений в системах управления, направленных на повышение их эффективности, необходимо постоянно иметь в виду и возможные негативные последствия таких изменений. Одним из важнейших, практически невидимых извне параметров системы управления является институционная память организации. Для нашей страны с ее специфическими историческими традициями она является особо ценной. Во-первых, значительно меньшая часть вопросов деятельности организации отражается в нормативных документах, памятных записках, протоколах и т.п.; во-вторых, доля секретных и совершенно секретных документов (с далеко не всегда обоснованной засекреченностью) в отечественной системе стратегического управления традиционно намного выше, чем в подавляющем большинстве стран Запада, а документы с грифом имеют ограниченное хождение даже и внутри организации, существенно сужая число носителей институционной памяти"[3].


______________

[1] Гринберг Р. Экономика в руках политиков // Известия. 2011. 25 февраля. С. 4.

[2] Основные параметры прогноза ... С. 36-37.

[3] Кокошин А.А. Политология и социология военной стратегии. М.: КомКнига, 2005. С. 191-192.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

25.10.2011

www.allrus.info

 

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован