26 мая 2014
2830

Продолжение сериала ИСТОРИЯ ЛОШАДЕЙ 7-10 части

Печенеги и лошади (7-я часть)
В VII веке арабы решили покорить мир. Их быстроногие бравые кони, могли преодолевать огромные расстояния без воды и пищи. Столь мощная и выносливая конница обусловила их многочисленные победы.
Рабочим скотом у евреев и других восточных народов по преимуществу считался вол и осёл, а лошади верховые или колесничные употреблялись только царями и полководцами, потому-то лошадь ценилась у них очень дорого. Известно, что египтяне отдавали Иосифу своих лошадей взамен хлеба во время голода. Египет тогда славился разведением лошадей, но у евреев употребление и умножение коней не было поощряемо законом.
В VIII - IX веках печенеги сложились как союз кочевых племён. Они практиковали кочевое скотоводство (овцы, коровы, волы, лошади) и не строили постоянных поселений. Это был чисто кочевой народ, богатством которого являлись стада лошадей и баранов, а также оружие . Печенегов хоронили вместе с конями и баранами.
Если в Европе стремена стали известны ещё в VI веке, проникнув в Византию через Иран, то половцам это изобретение было известно лишь в 10-м веке. Появление стремени решительно изменило соотношение сил между пехотой и конницей и привело к настоящей революции в военном деле. С этого времени пеший перестал считаться воином. Если у половца весил такой конь, как пара колесничных лошадей античности или как четыре скифских лошади, то он, сидя на спине такого чудовища, рыцарь мог не обращать внимания на пехоту. Если в Европе появление стремени привело к резкому увеличению роста лошадей, то лошади половцев в средние века совершенно не изменились. В степях половцы продолжали разводить лёгких, стремительных и неутомимых в беге скифских лошадок.
Лошадей применяли не только при полевых работах, но и в доставке товаров из одного конца страны в другой. Особенно зависела от транспортного снабжения армия, которая в силу огромных пространств остро нуждалась не только в быстрой доставке приказов и распоряжений командования, но и в качественном и своевременном снабжении.
Слово " лошадь" восточные славяне переняли у тюркских наездников, оно звучало как " алоша". Тюркские племена кочевали в южно-русских степях и близко соприкасались со славянами Приднепровья. Слова же "конь", "кобыла", "жеребец" чисто славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку.
"Люди степей были не похожи на крестьян-земледельцев: они видели на 20 километров, за несколько миль слышали топот коня и чуяли запах костра. Они были неразлучны с конём; они могли спать в походе, прильнув к шее лошади, и могли несколько дней обходиться без пищи. Любопытно, что на Руси лошади стали использоваться в хозяйстве ещё в VI - XIII веках, что верховая езда стала известна в IX веке, а с начала XI века стали применяться и стремена, что в набег на хазар русские отправлялись либо на лодках, либо верхом.
Перед походом печенеги устраивали смотр: каждый воин должен был иметь три запасные лошади, два лука, два колчана, саблю, напильник для стрел, шило, иголки, нитки и кожаную флягу для кумыса. Любой воин кочевого племени отправляется в поход, имея три лошади (как необходимейший минимум - две). Одна везёт поклажу (небольшой "сухой паек", подковы, запасные ремни для уздечки, всякую мелочь вроде запасных стрел, доспеха). Со второй на третью лошадь время от времени нужно пересаживаться, чтобы один конь всё время был чуточку отдохнувшим - мало ли что стрясется, порой приходится вступать в бой "с колес", т. е. с копыт. На запасных лошадей грузили седельные сумки с сушеным мясом и сухим молоком - это было всё, на что мог рассчитывать воин в походе: монгольская армия не имела обоза. Чингис-хан говорил, что воин в походе не должен быть сытым: от сытой собаки на охоте нет проку. Если же голод становился нестерпимым, то монгол вскрывал вену своей лошади и пил кровь - ему хватало полулитра крови в день, а лошадь могла выдержать такие кровопускания две-три недели; степные лошади были необычайно выносливы и могли даже, разрывая снег, искать сухую траву".
Конина является достаточно жестким мясом, чаще употребляют мясо молодых лошадей до 3 лет. Но наиболее питательным и приятным на вкус является мясо жеребят 9-12 месяцев. Чаще всего сначала лошадиное мясо коптят или маринуют, затем отваривают. Оно становится мягким после двух часов варки. Любопытно, что конина является обычным и любимым блюдом у кочевых народов, используется в пищу в Казахстане, Киргизии, Швейцарии (готовят во фритюрнице), Италии ("спагетти с болонским соусом"), у якутов, японцев (сашими), татар. В Швеции, Бельгии и Франции (сосиски из измельченной конины) конину любят употреблять в сыром виде. Конина всегда была важной частью (иногда и ключевой) рациона кочевых тюркских и монгольских народов Азии, что из мяса лошади делаются, восточная казы-карта, махан, сервелат, варёная колбаса, бесбармак, шужук, жал, казы и чучук. Они ценятся особенно.
Джигитовка - это скачка на лошади резвым галопом, во время которой всадник на полном ходу соскакивает с лошади и вскакивает на неё, поднимает предметы с земли, висит на боку или под брюхом лошади, исполняет акробатические номера, стреляет в цель. Само название "джигитовка" происходит от тюркского "джигит" - лихой всадник.
С 8-го века соль добывали на крупнейшем в Европе солёном озере Баскунчак Астраханского края. Однажды, когда "озеро совершенно обмелело, дно озера, образованное из соляных кристаллов, обнаружилось и соблазняло ездока прокатиться по белоснежной поверхности. Какой-то лихач решился воспользоваться случаем, чтобы сократить путь. Не жалея ни себя, ни лошади, ни собаки, провожавшей его, он пустился по дну озера. Благодаря быстрому бегу и добрым копытам, конь счастливо перенёс всадника", но собака погибла. Лошади искони были не только средством передвижения, но и верными друзьями хозяина.
Любимым построением перед боем был клин. Острие клина состояло из 35-45 рыцарей либо всего из пяти. Тогда в следующих двух рядах было 7 рыцарей, затем шли ряды по 9, 11, 13 воинов, за ними строилась в каре вся рыцарская конница (13-14 человек в каждом ряду). В крупных сражениях участвовало девять и больше клиньев, которые составляли три боевые линии. Иногда конь, стоя на задних ногах, совершал несколько резких прыжков вперёд, тем самым разрывал кольцо окружения. Часто оцепление нападавших конь преодолевал с помощью высокого прыжка, при этом он сильно бил копытами. Молниеносные удары обладали сокрушительной силой и были опасны даже для рыцаря в доспехах. Резвые скакуны высоко ценились владельцами.
В 9- 11 веках большая часть "конницы" ездила на низкорослых рабочего типа лошадёнках без стремян и для боя спешивалась. Спешивались и князья, используя быстрые половецкие лошади "фари" в качестве элитного транспорта в тот период.
С 12-го века пехота стала постепенно возвращать свои позиции. "Боевых коней ведь могли себе позволить очень немногие. И те, у кого их не было, не всегда были согласны сдаться без боя тем, у кого они были. Пехота стала вооружаться пиками, прятаться за баррикадами, палисадами и рвами, или занимать позицию на холмах".
В 13-14 веках печенеги как единый народ перестал существовать, слившись частично с торками (гузами), половцами, венграми, русскими, византийцами и монголами.

Половецкая степь - Дешт-и- Кипчак и лошади (8 часть)

В начале 11-го века половцы (половчане, куманы, кипчаки) из Заволжья продвинулись на территорию Астраханского края, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем половцы пересекли Волгу и дошли до её низовий, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кыпчак или, в русских источниках, Половецкая степь. С этого периода половцы абсолютно доминировали в нижневолжских степях в течение двух веков, до прихода монголов. Это было раннеклассовое кочевое общество.
Можно предположить близость слова "конь" к старославянскому слову "комони". Относительно старорусского слова, обозначавшего коня, есть фразы у Даля: "Комонь м. стар. конь; поныне в песнях, особ. свадебных: Воротите вы комоней: комони, кони добрые". Факт, приручение лошади, вероятно, стал причиной появления термина коньман...".
Со второй половины 11-го в. до монголо-татарского нашествия половцы производят постоянные нападения на южную Русь: опустошают земли, грабят скот и имущество, уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, или продают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Свои нападения половцы делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них пленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. В этой битве половецкая конница сыграла решающую роль: сделав два заманивающих манёвра два дня подряд, половцам удалось вызвать на преследование тяжёлую кавалерию графа Луи дё Блуа, а за ним и всю рыцарскую конницу. Половцам удалось заманить их в места, в которых их ожидали в засаде болгары. Так погибло всё рыцарское войско".
Половцы были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Главным занятием половцев было скотоводство (разведение коров, коней, овец, верблюдов), вследствие чего они кочевали с одного места на другое. Тем не менее, они имели и постоянные летние и зимние стойбища. Поначалу половцы вели так называемое таборное кочевание, впоследствии (с конца XI века) сменившееся другим типом кочевья, когда за ордами, куренями и аилами закреплялись определённые участки земли под пастбища. Природа половецких степей немало способствовала развитию и процветанию кочевого скотоводства. С другой стороны, положение кочевников было довольно трудным в холодные зимы. Половецкие ханы вели роскошную жизнь. Главной пищей простых кочевников были мясо, молоко и просо, любимым напитком - кумыс.
Культурная полоса на Нижней Волге оказалась такой близкой от степи, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйство. Основным населением городов и степи оставались половцы. В степи также действовал феодальный закон - вся земля принадлежала феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники.
К концу XI века князья и бояре на Руси взгромоздились на боевых "богатырских коней". А с начала XII века , подобно тому, как это двумя веками раньше произошло в Европе, главной силой на русских просторах стала тяжёлая кавалерия. Лёгкие же половецкие лошади в этот период продолжали использоваться конными лучниками.
В 1-й половине 12-го века всего в восточноевропейских степях кочевало не более 15 орд (примерно 600 000 человек). Это были весьма представительные объединения вместе с окружающими кочевья стадами. Они были "похожи на города на колёсах". Кочевническо-е хозяйство ( кони, верблюды, овцы) у половцев было высокоразвитым. В среднем малая семья из пяти членов для ведения кочевого хозяйства имела стадо, соответст-вующее по поголовью 25 лошадям (1 лошадь = 5 коров + 6 овец). Степные богачи имели во владении 10 000 коней и 100 000 голов овец (по Ибн Фадлану). Такие огромные разме-ры передвигавшихся по степям соединенных кочевий можно представить. По всей видимости, это были орды по 40 000 человек.
2 декабря 1109 года боярин Владимира Мономаха Дмитрий Иванович с полком захватил у Дона (Донца) в плен 1000 половецких кочевий по 35-40 человек. Это уже целая орда. "Удался этот отчаянный набег, потому что зимой кочевни-ки были, как правило, ослаблены, заняты поисками наи-более удобных пастбищ, а если зима была суровой, то просто спасением скота от голодной смерти. И сами они, и их кони зимой нередко голодали и, во всяком случае, не были способны к решительным действиям. Надо ска-зать, что это обстоятельство отлично было известно на Руси: обычно русские отправлялись в степь за полоном и в последующие годы зимой (иногда подчеркивается, что зима была "лютой") или ранней весной, когда по-ловцы ещё не оправились от тяжелой зимы и, главное, не могли быстро маневрировать по степи из-за весеннего отела скота".
Кипчакские воины носили одежду из овечьих шкур и имели каждый по 10-12 лошадей. Основной силой кочевников, как и у любых степняков, были отряды лёгкой кавалерии, вооружённой луками (отряды легковооружённых конных лучников). Половецкие войска отличались манёвренностью, однако зачастую скорость их передвижения сильно замедлялась в связи с громоздким обозом , состоящим из телег с багажом. Некоторые повозки оснащались арбалетами и были пригодны для защиты во время нападений противника. Во время внезапных нападений противника половцы умели стойко обороняться, окружая свой стан повозками.
Тяжёлая конница у половцев, как и у всех кочевников, была: эти всадники были защищены кольчугами, шлемами с масками и бармицами, сравнительно небольшими круглыми щитами, панцирями из больших прямоугольных пластин, а вооружёны были копьями, луками, мечами, саблями.
В XI-XVI веках латный турнирный доспех весил до 40 кг, а прочее вооружение вместе с копьём ещё 25 кг. Полная конская броня (с нагрудником, с накрупником, с пластинами, защищающими шею и лоб) весила около 20 кг. Вес очень массивного седла - примерно 15 кг. Сам рыцарь мог весить 80-90 кг. В среднем обмундирование средневекового рыцаря весило 150 - 180 кг. Рыцарские лошади были способны выдержать на спине вес всадника в доспехах и были сильными, крупными и выносливыми. Их конница была практически неуязвима, она легко преодолевала пересеченную местность. Всадники были быстры, а лошадь часто ценой собственной жизни спасала всадника. Половцы высоко ценили за это свих преданных скакунов, всячески старались беречь своих лошадей.
В поход и в бой рыцарь отправлялся не один: с ним были обычно оруженосец, два лучника, пеший копейщик и два слуги (пеший и конный). Это боевое подразделение носило наименование "копьё". 25-80 копий составляли "знамя".
У половцев появлялись более или менее постоянные зимовища и летники.
Половцев хоронили вместе с конями или их чучелами, с конской сбруей.
Половцы были разбиты и покорены Бату-ханом (Батыем).

Коневодство в домонгольский период (9 часть)
Конный завод - коневодческое хозяйство, занимавщееся тогда воспроизводством лошадей для всех видов человеческой деятельности. Элементы завода имели место у местных степняков на протяжении примерно 2000 лет разводивших арабскую и ахалтекинскую лошадь. Уже тогда старались отбирать на воспроизводство лучших жеребцов и кобыл: самых ярких по экстерьеру, удобных на аллюре, самых резвых и самых выносливых. Уже в те времена скрещивания с другими лошадьми запрещались.
В 11-м веке лошади по законодательству Ярослава Мудрого ценились "очень высоко". Виновный в убийстве чужого коня должен был уплатить в казну 12 гривен и 1 гривну потерпевшему, а за убийство свободного крестьянина - всего 3 гривны. В иных случаях смертная казнь применялась за бытовое убийство либо требовался выкуп в пользу родичей потерпевшего. "Размер выкупа определялось социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере". Не богатый виновный "обязан был продать своих детей и таким образом уплатив выкуп". Похитителя лошадей традиционно били плетьми очень жестоко. Розыск скрывшегося вора (или любого преступника) "вoзлaгалcя на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня".
Русская конница в домонгольский период была малоподвижна и немногочисленна, именно с этим историки связывают поражения княжеских дружин при Калке (1223 г.) и в сражениях с монголо-татарами.
В Древней Руси были лошади милостных, сумных и поводных (товарных) пород. Милостные - местные верховые лошадки высшего качества, которыми князья награждали своих подданных, на этих лошадях ездили высшие чины княжеской дружины. Милостных жеребцов использовали, как улучшателей в табунах, что говорит о наличии в Древней Руси зачаточных форм коннозаводства ещё до монголо-татарского нашествия.
Сумные лошади - предназначались для перевозки сум и вьюков. Обычно на них ездили рядовые дружинники.
Подводные (товарные) лошади использовались только в обозах.
В 11-12-х веках началось становление коннозаводства в Западной Европе. Проектирование и строительство конюшен осуществляется с учётом метеорологических данных, направления коневодства, системы содержания лошадей, их пола и возраста. Конюшня должна быть хорошо устроенной, удобной для размещения животных и выполнения производственных процессов. При строительстве конюшен предусмотрены все факторы, способствующие обеспечению нормативного микроклимата. Отопительные системы в конюшнях применялся крайне редко, с расчётом в основном на теплоту, выделяемую животными. Сенник располагается, как правило, ближе, чем 5-6 м. от построек. В конюшне сено никогда хранилось и не хранится в целях пожарной безопасности. В денниках и конюшне стены и пол делаются ровными, пороги - не выше 5 -10 см., двери в денниках - широкими и высокими. Площадь отгороженного стойло в конюшне, где лошадь стоит без привязи, рассчитывается, как обычно, на более 2,5 на 3 м., или 2,5 на 2,5 м. Родильные денники 3 на 3 м. Там тёплое отделение в хлеву для лошадей, которым нужен особый уход. Конюшню строили и строят обязательно светлую, просторную, иначе у всего живого при недостатке света происходит недостаток витамина "D"; при недостатке света у лошадей снижается аппетит, что сказывается на их упитанности и работоспособности. Особенно важно это для жеребых кобыл и молодняка. Жеребость может затянуться, что послужит одной из причин аборта. Молодняки в тёмных конюшнях очень отстают в развитии и имеют ослабленный иммунитет, быстро утомляемы, менее активны.
Коневодство как профессия на территории Астраханского края устойчиво развивалось до монголо-татарского нашествия. Рыцарских коней не набирали из крестьянских лошадей. Их разводили в конюшнях в замках или около них в особых усадьбах. Заведовали этими конюшнями маршалы. Это был придворный чин. Любопытно, что а рабские кони жили в конюшнях, питались зерном, финиками и сушёной рыбой и предназначались только для войны, что за день арабы проходили те же 100 км, что и татары, но каждый конь нёс двух воинов в доспехах.
В 13-м веке коневодство на Руси достигло значительного развития - самые многочисленные табуны и большие конюшни принадлежали князьям, боярам и монастырям. Поголовье пополнялось за счёт покупки и захвата лошадей у половцев, печенегов и народов, кочевавших в степях, а также за счёт поборов у населения.
Выведением различных пород лошадей занимаются в специальных заведениях - так называемых конных заводах.
С начала 14-го века на Руси существовали княжеские "стада коневые".
В 15-18 веках завод занимался, прежде всего, "ремонтом" лошадей для кавалерии. Слово "ремонтировать" тогда означало пополнять конный состав войска (армии) новыми, молодыми лошадьми.
В Средние века сложились две принципиально различные разновидности сёдел: европейская и азиатская. "Европейские сёдла конструировались с целью обеспечения наибольшего удобства для боя на копьях. Азиатские сёдла предназначались для быстрой езды, стрельбы из лука и нанесения ударов саблей.
Для боя на копьях всадник должен был держаться в седле, "как на болтах". Поэтому европейское военное седло имело спинку и высокую луку. Обычно спинка доставала только до поясницы. Впрочем, высокие спинки сёдел польских рыцарей были исключением. Посадка должна была позволять всаднику не только прочно держаться в седле, но и срочно покинуть его, если конь начинал падать. Замешкавшийся всадник мог быть раздавлен упавшим конём. Европейское седло успешно выполняло задачу придания всаднику максимальной устойчивости при ударах с разных сторон. Стащить рыцаря с коня было трудно даже баграми. Зато рыцарское седло не защищало от толчков снизу. Седло со спинкой сковывало движения всадника. При нападении сзади рыцарь защищаться не мог".
Коневоды старались вывести сильных, тяжёлых лошадей, которые могли бы нести на спине рыцаря в полном вооружении. За лошадьми ухаживали опытные работники - конюхи, за ростом и развитием пристально наблюдали знающие ветеринары и тренеры, обучающие животных в соответствии с их предназначением. Они ухаживают за амуницией, подбирают её для лошади индивидуально, очищают все кожаные изделия от грязи и смазывают специальной мазью, чтобы амуниция была мягкой и не натирала тело лошади. На непроверенной амуниции выезжать нельзя. Рабочая бинтовка не должна быть слабой. Нельзя допускать, чтоб завязки болтались или были заправленными внутри. Завязки заправляют снаружи ног лошади. Денниковая бинтовка, наоборот, не должна быть слишком тугой, а завязки лучше заправить внутри. Любая бинтовка производится на ватник. Для коней применялись подковы, прибиваемые гвоздями (они же были изобретены кельтами или римлянами). С тех пор подковы почти не менялись.
Любопытны следующие предметы:
- предметы одноконной дуговой упряжи: хомут с гужами и супонью, седёлка с подпругой, чересседельник, подбрюшник, дуга (упряжь), шлея, уздечка с удилами и поводьями, вожжи, зга (диалектное) - кольцо у дуги, через которое продевают повод оброти;
- предметы одноконной бездуговой упряжи: хомут с гужевыми мочками, за которые крепят постромки, ремённые горты (вместо гужей), скрепляющие хомут с оглоблями; - предметы пароконной упряжи: хомуты (иногда заменяемые шорками), нагрудные ремни, постромки, шлеи, уздечек с удилами и парных вожжей.
Главный элемент сбруи верховых лошадей - седло. Седло по назначению бывает кавалерийским, спортивным, вьючным и дамским.
Простые пастухи, не обладавшие большими стадами и пастбищами, как правило, попадали в экономическую зависимость от аристократов, дававших им скот "на выпас" при условии выплаты половины приплода.
Лошадь стала главным животным, которое приносили в дар Богам (вместо быка). Лошадь стала олицетворением Неба и плодородной Земли, мужской силы и женского начала.
Домашнюю лошадь использовали не только в пищу, но и под седлом и в упряжи. Любопытно, что в средние века на пирах у даймё подавали блюдо из конины, ценность которого состояла в его баснословной дороговизне. Лошадь на Хазарии ценилась невероятно высоко. Так человек с древних времён совершенствовал качества лошади, создавал породы, которые отвечали его потребностям. На данный момент созданы три основных типа лошадей: верховой, упряжной и тяжеловозный. Внутри типов создано свыше 200 пород и породных групп лошадей. Что же касается боевых качеств астраханской конницы в период до нашествия монголо-татар, то она являлась относительно многочисленной и к тому же слишком мобильной, и в связи с этими положительными обстоятельствами усматриваются причины многочисленных побед астраханских татар в столкновениях с русскими, например, во время битвы на реке Калке в 1223 году.

Штрихи к лошадям (10 часть)
Издавна лошади вели подвижный образ жизни.
У них хорошо развиты сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Дышат лошади только через ноздри. Число вдохов и выдохов в состоянии покоя, в пределах 8 - 16 в минуту, а у быстроаллюрных лошадей на рыси и галопе доходит до 120.
У лошадей высокоорганизованная нервная система. На внешние раздражители легко вырабатываются условные рефлексы, которые сохраняются на долгие годы.
В большинстве своём лошади добронравны и при правильном воспитании полностью доверяют человеку. Лошади - добрые животные, при нормальном обращении и воспитании они никогда не ударят, не укусят. Когда изначально неправильно воспитывали лошадь, когда-то причинили ей боль, то это может вызвать трудности в общении с ней.
Ржание - самый распространённый способ передачи информации у лошадей. Короткий и высокий звук лошадь издаёт при болезненных состояниях, фырканье - сигнал опасности. У лошадей различают 96 - 97 звуковых сигналов. Они могут означать "призыв друзей, отпугивание врагов, призыв детёнышей, встречу с особью другого пола, страх, злость, ярость, панику ...".
У лошадей удивительная память на места и предметы, и они могут вспомнить дорогу, по которой проходили несколько лет назад. Лошадь изумительно ориентируется в дождь и в пургу, днём, и ночью. Писатель А. И. Куприн писал: "Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктами и физиологическими чувствами. Слышит лошадь лучше кошки, обоняние тоньше собаки, она чувствительнее к ходу времени и переменам погоды... Нет ей равной на земле животного".
Самок лошадей называют кобылами, самцов - жеребцами или конями. Молочность кобыл повышается до 6 - 7 лактации, а иногда и до 10 - 12.
В возрасте от года до двух лет у лошадей наступает половая зрелость. В 3 года, когда организм достаточно окрепнет, у кобыл наступает физиологическая зрелость - животные способны к воспроизведению себе подобных без ущерба для развития организма. Жеребцы физиологически созревают в 3 - 5 лет. Полного развития лошадь достигает к 4 - 5 годам. Кобыла рождает, как правило, одного жеребёнка. Период лактации длится 6 - 8 месяцев, и при хороших условиях кормления и содержания от кобылы можно получить до 15 - 20 кг молока в сутки.
Живут лошади до 25 - 30 лет. Поэтому видный жеребец может стать главой целого семейства, в котором обитает не одна сотня детей, внуков и правнуков. У кобыл судьба иная: они не успевают оставить после себя более 10 - 12 детей.
Поступок жеребой кобылы в конце беременности "своеобразен". Она делается "спокойной, чаще всего ходит шагом, пасется позади остальных кобыл". За 2 - 3 дня до окончания беременности "будущая мама готовит для выжеребки сухое ложе". В своём деннике жеребая "уминает, разравнивает сухую подстилку и оберегает её от загрязнения". Кобылы "жеребятся преимущественно в ночное время, когда прекращаются шум и суета на конюшне". При табунном содержании за 2 - 3 дня "до выжеребки жеребая кобыла выбирает себе подругу-воспитательницу из старых ("опытных") кобыл". Кобыла- наставница крутится "постоянно вблизи будущей матери, оберегает и защищает её от возможных опасностей". После выжеребки наставница шефствует над новорождённым, "облизывает его, что является важной гигиенической мерой".
Более скороспелыми являются лошади скаковых и тяжеловозных пород. Лошади - позднеспелые животные. Полного развития они достигают в возрасте 5 - 7 лет, в зависимости от породы, пола и т. д. Воспроизводительная способность сохраняется почти до конца жизни. Это относится и к рабочим качествам.
Возле взрослых коней едва не всегда находится трёхлетний, иногда двухлётний жеребец. Особенно многочисленны случаи крепкой привязанности между взрослыми кобылами, между самцами и самками 2-х и 3-х лет. Животные стараются всё время присутствовать. Когда они по случаю расставались, то обычно "беспокоятся, скликаются, ищут друг друга". Кобыле характерен подзыв голосом: громкое ржание - сигнал, подающийся с большого расстояния, обычно когда мать ищёт жеребёнка. Ей также присуще тихое ржание наподобие мычания, когда жеребёнок "рядом и мать как бы удостоверяется в его присутствии". Жеребята различают ржания любых лошадей и по голосу собственной матери безошибочно выбирают направление поиска. Жеребята одного пола в возрасте 1-3 лет чаще водятся втроём-вчетвером. Важное значение для запоминания запаха партнёров имеет груминг.
Лошади имеют достаточно большую продолжительность жизни - в среднем 20 лет, но при хороших условиях содержания они могут жить до 25 - 28 лет. Рекордная продолжительность жизни лошади - 56 лет. У лошадей смерть от голода наступает в течение 18-27 дней; поскольку жир и мышцы претерпевают самое сильное изменение при отсутствии или недостаточности питательного материала, то голодающий организм живёт за счёт своего жира и мяса.
У лошадей почти круговое зрение - 300 градусов. Однако острота его уступает человеческому, лошади относительно близоруки. Поэтому они часто бывают пугливыми. У этих животных зрение цветное, но менее контрастное, чем у человека. Лошади часто плохо видят в темноте. Зрение - самый слабо развитый из органов чувств у лошади. Лошади имеют недостатки и пороки органов зрения. К ним относятся катаракта и кератит, в результате которых образуется бельмо роговицы глаза.
У лошади настолько тонкий слух, что она отлично улавливает микроскопические звуки, человеческому уху недоступные. Она очень чутко отзывается на звук голоса и интонации. Совершенно, точно что лошадь понимает некоторые человеческие слова, она безошибочно распознает голоса людей, знакомых им. Она различает малейшие шорохи, которые человек вообще не воспринимает, не только улавливает частоту звука, но и различает отдельные команды, мелодии, дифференцирует. Слух развит намного сильнее зрения, важнее его:во время сна она продолжает прислушиваться. Лошадь превосходно различает звук шагов своего хозяина и узнает его ещё до того, как он появится в дверях конюшни. Подвижные ушные раковины всегда, как локаторы, поворачиваются в сторону источника звука. Лошадь, внимательно прослушивая звук, играет либо прядет ушами. Осмотр ушей важен. Слабая или полная неподвижность ушей может быть признаком паралича соответствующих мышц и, как правило, связана с ослабленным слухом или полной глухотой. Возможны разрывы и обмораживания ушей. У неё двигаются уши, они останавливаются только в том случае, если лошадь оглохла. Топот копыт табуна лошадь может услышать с совершенно невероятного расстояния. При купании вода может проникнуть в уши и повредить их, поэтому если животное выйдя на берег отфыркивается, встряхивается, перекатывается на земле, чистит уши. Эти животные "предчувствуют" землетрясения или схождение лавин намного раньше, чем их ощущает человек. Всем катаклизмам предшествуют акустические проявления, которых наш слух воспринять не может, а лошади чутко улавливают каждое изменение в нормальном звуковом фоне. Уши - это индикатор настроения лошади. Расслабленные уши - лошадь спит, напряжённые - насторожена чем-то, повернуты немного назад - лошадь испугана, а если уши прижаты к голове, значит, злится.
У лошади сильно развито обоняние. Она посредством очень высокого обояния способна улавливать запахи, не доступные человеку. Ни одно животное, кроме собаки, не может сравниться с лошадью и тонкостью обоняния.
Хорошо развито тактильное (кожное) чувство, даже больше, чем у человека. Наиболее чуткие у лошади - губы и копыта. Поэтому говорят: "Лошади видят ногами дорогу". Это даёт возможность дифференцированного управления лошадью. В зимнее время в непогоду "в степи лучше положиться на чутьё лошади, на её инстинкт - ночью, в метель она сама может отыскать дорогу к жилью, осторожно минует провалы, заметённые снегом, обрывы". Кроме того, лошадь изумительно на удивление "отыскивает брод в реке, а в безводных местах находит самый короткий путь к воде".
Известны истории природных инстинктов лошадей. Поскольку лошади раньше людей чувствуют подвижку льда и отделение ледяных полей от берегового прибоя, то опытные рыбаки используют лошадей на подлёдном лове рыбы, зная, что лошади "начинают беспокоиться, срываются с места и неудержимым галопом несутся к берегу по известным только им направлениям", что "нельзя терять ни минуты и следует доверяться лошадям, они не обманут". Народная мудрость утверждает: "Добрый конь из воды вытащит, из огня вынесёт". Лошади на суше великолепно чувствовали подземные толчки и своевременно и прежде людей ушли от этого опасного места. Их чутью доверяют люди, следуя направлению животных.
Умственные способности лошади весьма средние, эти животные превосходят в проявлении рассудочной деятельности разве что овцу. Однако этот фактор для человека благоприятен, т. к. справиться с таким животным гораздо легче.
У лошадей прекрасно развита память. Многие люди считают лошадей весьма умными животными из-за проявлений именно этой особенности.Лошадь может быстро передвигаться и везти большой груз. Чистокровные верховые скакуны развивают на короткой дистанции максимальную резвость
- свыше 60 км в час, тяжеловозы способны провезти груз свыше 20 тонн.
При выполнении напряжённой работы лошадь сильно потеет для предотвращения перегрева. Этим объясняется большая потребность лошадей в воде и соли. Лошадь, освободившаяся от интенсивной работы, сначала заботливо и сосредоточенно осматривает какую- либо площадку, обнюхивает её, затем с охотой валяется в ней в течение 3 - 5 минут в любой момент дня на протяжении каждого года.
Масть - один из главных признаков лошади. Она является наследственным признаком лошади и определяется цветом покровных волос головы, шеи, корпуса и конечностей и защитных волос гривы, хвоста и щеток. Масть лошади: Белая (так называли арабских лошадей светло-серой масти), Каряя (чёрная с тёмно-бурым отливом; (вороная в загаре либо пепельно-вороная), Игреняя (народное название игреневой масти), Изабеловая (в старину светло-соловая лошадь; согласно Словарю В. И. Даля, так обозначалась буланая масть с красноватым оттенком). Основных мастей четыре - Серая, Вороная, Гнедая, Рыжая. Все остальные масти - это подмастки. С учётом оттенков у лошадей их насчитывается более 50 . Основные одноцветные масти: Вороная, Рыжая, Соловая, Бурая. Самая распространенная масть это рыжая, она чаще всего встречается во многих породах. Чуть меньше, по сравнению с рыжей, встречается гнедая разных оттенков.
Лошадь имеет относительно небольшой желудок, поэтому кормление должно производиться часто, небольшими порциями. Вволю кормить лошадей нельзя, особенно зерновыми кормами. Зерно овса используют как концентрированный корм для лошади. Возделывают овёс на зелёный корм в чистом виде, либо в смеси с викой, горохом и чиной. Главнейшее преимущество овса перед другими кормами состоит в том, что он содержит все необходимые для организма лошади питательные вещества в надлежащем количестве и в наилучшей пропорции; отличаясь в то же время высокой удобоваримостью, он уже через два часа после скармливания переваривается лошадью, тогда как ячмень подвергается лишь чуть заметному действию желудочного сока, а рожь и пшеница остаются почти без всякого изменения. Не кормят лошадей, когда у них во рту узда. После каждого пользования железо тщательно моют.
При правильном обращении лошадь достигает наибольшей рабочей продуктивности лишь к 20 годам. Рост и формирование идут до шести лет. Наиболее надёжными признаками возраста лошади служат изменения в её зубной системе.
Губы лошади могут иметь различные ранения; часто встречаются разрывы углов рта, жесткие мозолистые образования, которые препятствуют управлению лошадью и использованию её в работе. Лошадь сама себя лечит. Она растирает ушибленные, поражённые места. Она периодически трет их о различные предметы, массирует губами, зубами, ногами или копытами.
Крылатый конь в мифологии разных стран мира символизировал солнце. Космическая лошадь ассоциировалась с чистым интеллектом и мудростью, невинностью и непорочностью, жизнью и светом, быстротой мысли, и скоротечностью времени, проворством и силой. Гиппогриф обладал чутким звериным инстинктом, магическими силами. Крылатым конём могли обладать и управлять лишь истинные герои.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован