26 мая 2014
3038

Продолжение сериала ИСТОРИЯ ЛОШАДЕЙ 16-20 части.

Лошади на службе в городе Астрахани и регионе (16 часть)
В 1727 году по императорному повелению в Астрахани содержался драгунский полк из 6475 всадников при вероятной численности как минимума 13 000 лошадей.
20 мая 1732 года генерал-майором А. П. Волынским, возглавлявшим Дворцовую конюшенную канцелярию, была составлена "Инструкция о приведении конских заводов в лучшее состояние и о размножении оных". В ней говорилось: "Осмотреть вам все наши конские заводы и оные разобрать по доброте и по шерстям (то есть по масти) как кобыл, так и жеребцов и приплодных от них жеребят, а именно: выбирая рослых статных лошадей и чтоб в них природных пороков не было, а именно: седлистых, острокостых, головастых, щекастых, слабоухих, лысых и прочих тому подобных...".
12 июня 1735 года в целях подготовки кадров организована при Дворцовой конюшенной канцелярии в с. Хорошове, под Москвой, специальная конюшенная школа "для детей подъячих, церковных и земских дьячков и пономарских, умеющих грамоте". В неё было набрано 80 учеников. Всем им были назначены казённое питание и обмундирование. В течение 6-7 лет они изучали общеобразовательные предметы, а потом их отдавали вольным мастерам государственных конных заводов для обучения в течение трёх лет различным специальностям по коневодству, ветеринарии, кузнечному делу и др.
16 марта 1733 года Правительством был утверждён Регламент, устанавливающий порядок работы государственных конных заводов, права и обязанности управляющего, его помощника, конюхов, коновалов и др.
С 1733 года в России стали создавать при кавалерийских и артиллерийских полках русской армии первые ветеринарные лазареты ("лековые конюшни"), "конские аптеки" и кузницы.Они были открыты и в Астрахани.
В 1737 году по Правительственному Указу было выстроены в Астраханском казённом конском заводе "для хворых лошадей лековые конюшни или конские лазареты на каждые сто здоровых лошадей по 10 отделов или стойл для хворовых". Полы в них вместо деревянных деланы "из глины с песком", а строение покрыто соломой. "Главное внимание уделялось кормовой базе, наличию хороших лугов и пастбищ, заготовке на зиму сена и овса".
В 1737 по Сенатному Указу приказывалось создать конницу в 300 казаков.В неё принимали русских,новокрещённых калмыков и татар. Им вменялась в обязанность конвойная и почтовая служба,а также содержание форпостов на Волге и в степи против кочевников-казахов, которые набрасывались нарусские селения и на калмыцкие кочевья. Вооружение их было холодное. Здесь предположительна численность 900 казачьих лошадей.
В 1740 году " в 9 придворных конских заводах имелось 1364 кобылы и 217 жеребцов с приплодом жеребят 1112 голов. В этих заводах числилось 14 отечественных и иностранных пород".
В 1750 г. Астраханская казачья команда была переформирована в шестисотенный Астраханский казачий полк, вооружённый ружьями,пистолетами,саблями,шашками и,возможно, 18 000 лошадями. Правительство России пришло к выводу, что выгоднее признать казаков, включив в систему сторожевой службы на юго-востоке страны, чем находиться с ними в постоянных конфликтах. Астраханские казаки, выделившиеся в Астраханское казачье войско, несли городовую службу в укреплённых станицах между Чёрным Яром и Астраханью.
В середине 1750-х годов в стране было 20 крупных государственных конных заводов.Существовали и частные конные заводы.
В 1756 году специальный Указ Правительства обязывал дворян выращивать лошадей, пригодных для Русской армии.
В 1766 г. Астраханский казачий полк впервые был преобразован в Астраханское казачье войско (АКВ) . В АКВ служили переселенцы с Дона, калмыки, татары.
В 1774 году в повстанческих войсках Е. Пугачёва сражались и астраханцы. Например,сотник Астраханского казачьего полка В.Горский был произведён Пугачёвым в полковники. П од Чёрным Яром, когда утром полковник И.И.Михельсон настиг Е.Пугачёва и напал на него, с обеих сторон началась сильная пушечная пальба.Пугачёв приказал своёму обозу спешить вперёд. но обоз был отбит,артиллерия была захвачена, "остальные воза и лошади были настигнуты в пяти вёрстах от места побоища".Пальба продолжалась 15 минут. Это был последний разгром у Сальниковской ватаги. Самозванец бежал за Волгу с 30 казаками, хотел пробраться в казахские степи. Но его схватили и выдали яицкому коменданту Самонову, потом генерал-поручику А.В.Суворову, возящемуся на кони. Подготовка русской конницы - дрессировка лошадей по А. В. Суворову - довольно известна на учении в его армии. Итак, казаки со всем их оружием и лошадьми были "употреблены на отпор нашествия пугачевских полчищ".
В 1776-1800 годы было 35 крупных частных конных завода (3 189 кобыл).
В 1778 г. в АКВ возросла численность лошадей до 536 голов.
21 февраля 1782 г. Астраханский губернатор М. М. Жуков отправил приказ "в поселенные астраханского казачьего полку в станицы... не мешкая из каждой отправить по 15 человек казаков при одном уряднике в Астрахань". Оставшиеся на местах казаки должны были круглосуточно контролировать территорию по луговой стороне от Чёрного Яра до Астрахани и отгонять казахов (киргизов) в степь.
В январе 1783 г. около сотни казахов на конях напали на Белужинский промысел купца Пустошкина. Ловцы сумели спастись, но разбойники угнали 30 лошадей. У казахов (киргизов) в качестве подковы для лошадей использовались особые роговые пластины.
В 1783 г. через Урал перешло до 1 300 казахов, из которых до 1 000 всадников вооружено. Большой переполох произошёл в среде астраханских казаков.
11 декабря 1790 года "подлинной вершиной полководческой славы русского военного гения" А.В. Суворова стал штурм турецкой крепости Измаил. Суворов имел 31 000 войск, в том числе всего 2 500 кавалеристов и донских казаков, имевших лошадей. "Слабостью пехоты, которой предстояло идти на штурм, было то, что почти половину её составляли казаки, потерявшие на войне лошадей. Их укороченные пики и сабли не могли заменить в рукопашном бою ружья с багинетами, которых казаки не имели, как и выучки пехотинцев".
В конце 1790-х годов была основана "Экспедиция государственных конских заводов" и разработан "Устав государственных конских заводов", который предусматривал породное улучшение лошадей государственных и частных заводов.
В 1796 г. астраханские казаки в кордонской страже разбили в Рын-Песках казахскую воровскую конницу ( в 300 лошадей), которая стремилась "на разорения дербетовских калмыков, там кочующих". Они взяли 14 всадников в плен.
В 1796 г. часть астраханских казаков участвовала в очередной русско-иранской войне. В составе русской армии под командованием В. А. Зубова астраханская конница сражалась при взятии Дербента, Баку, Кубы и Шемахи.
В 1799 г. Астраханское казачье войско преобразовано в Астраханский казачий полк (АКП).
К началу 1800 годов в России имелось 250 крупных частных конных заводов.
С 1801 г. всех казахов успокоило разрешение императора Павла I султану Букею (Бокей-хан) ( 174 2- 1815 ) поселиться на русских землях . В том же году орда Букея в 6 265 кибиток ( 5 000 казахских семей, около 31 300 человек, предположительно 65 000 лошадей) перекочевала на правый берег Урала . Султан не был в состоянии держать в уезде своих поданных, но был "любим" своим народом, что не мыслил спокойной жизни без казачьей охраны первоначально в 25 коней, а затем по его же просьбе доведенной до 50 всадников. В правление султана Сыгая конницу довели до 100 казачьих и 50 калмыцких лошадей при 2-х орудиях. Хан Джангер в 1827 году основал Ханскую Ставку,Центр Букеевской Орды в Рын-Песках. Орда с 1876 года подчинялась Астраханскому губернатору Н.Н.Биппену. По переписи 1897 года в тех местах было 213 тысяч казахов (возможно, 600 000 лошадей).
В 1801 г. в АКП включились городовые казачьи команды: Саратовская, Камышинская и Царицынская, остатки волжских казаков, некоторое количество калмыков и татар.
Астраханские казаки несли конно-полицейскую службу в Астрахани, Саратове и некоторых уездах. Конный наряд казаков в Астрахани (с населением 30 тыс. человек) доходил до 60 всадников. Служба состояла в объездах города, для чего в каждый полицейский участок ежедневно назначались 4 казака. Ежедневно назначались по два конно-вестовых казака к губернатору и полицмейстеру.
В 1803 г. количество строевых лошадей в АКП достигало 1600 голов. АКП занимал уже 16 юртовых станиц и 57 хуторов.
В 1806 году был основан Калмыцкий Базар ( до 1927 г.)- торговое поселение как место торговли скотом в 7 верстах от Астрахани на правом берегу Волги. В нём поселились калмыки (кочевья), татары и армяне . Было 28 дворов, где насчитывался 171 житель. Калмыки пригоняли лошадей и домашний скот ежедневно для торга, а то и еженедельно. На Калмыцком Базаре (ныне Приволжский рабочий посёлок Трусовского района) находятся деревянный хурул, мельница; было 10 столяров, изготовляющих принадлежности калмыцких кибиток. К началу XX века Калмыцкий Базар стал важным центром Калмыцкой степи ("восточные ворота Калмыкии"). Здесь проживали калмыки, русские, татары.
В 1807 г. во время чумы в Астрахани для обеспечения карантинных мероприятий и ввиду назревших беспорядков в город было введено 500 казачьих коней.
В 1808 г. астраханские казаки выставляли три полка.
В 1811 г. в калмыцкие полки Тюменя и Тундутова было назначено по 10 казаков АКП с целью "показа калмыкам порядка казачьей службы, присмотра за ними и других употреблений".
Для астраханских казаков войсковой праздник - 19 августа. Все праздники сопровождались соревнованиями в джигитовке.Калмыки, татары были "великолепными казаками".
На крестинах мальчика "посвящали в казаки": надевали на него саблю и сажали на коня.Дети мужского пола чиновников, урядников, казаков, по достижении 17-летнего возраста записывались на 2 года в "малолетки" и привлекались к отбыванию станичных повинностей. А при достижении 19-летнего возраста их записывали в казаки и приводили к присяге на верность службе.Срок службы - 20 лет. Итак, казак числился малолетним с 17 до 20 лет, потом служилым - до 50 или 55-ти лет, а затем ещё 5 лет домоседным и, в конце концов, отставным.
Перед войной 1812 г. Россия располагала весьма значительной иррегулярной конницей: 136 казачьих полков, 100 000 всадников. В это число входило три астраханских.
В Отечественную войну астраханцы воюют против французов в рядах русской конницы, а часть их в 1813 г. находилась на персидской границе.
Славной страницей истории астраханских казаков в составе Калмыцких полков Тундутова и Тюменя является их участие в Отечественной войне 1812 г. Казаки на конях взяли в плен около 90 000 вражеских солдат и офицеров, отбили 300 орудий. Однако из-за малочисленности АКП и в связи "с острой необходимостью во внутренней службе на кордонах", АКП не мобилизовали на боевые действия.
7 мая 1817 годаиз Астраханского полка было создано Астраханское Казачье Войско.Его численность достигло около 9 000 человек, а лошадей-примерно 27 000 голов.
В 1816 г. астраханские казаки выставляли одну полуроту конной арттиллерии 6-ти орудийного состава.
В 1823 г. 2-ой Астраханский казачий полк принимал участие в делах против лезгин в Дагестане.
В 1828 г. и в 1877 г. во время войн России с Турцией астраханские казачьи полки находятся на Кавказском фронте, в 1828 г. участвуют в войне с Персией.
В 1830 году был открыт казачий пансион для детей при гимназии на 30 воспитанников для детей штаб- и обер-офицеров.Там дети обучались общению с лошадьми.
В 1835 году первый фотографический снимок сельскохозяйственного животного был сделан с жеребца Лебедя орловской рысистой породы и опубликован в журнале "Коннозаводство и охота". Несколько позднее стали фотографировать и других сельскохозяйственных животных.
В зависимости от производственного назначения и возраста лошадей содержат индивидуально или группами.

Астраханские всадники в Отечественной войне 1812 года (17 часть)

7 апреля 1811 г., в преддверии неизбежной войны с Наполеоном, Александр I издал указ, в котором предписывалось генерал - лейтенанту Н. Ф. Ртищеву, будущему Астраханскому генерал - губернатору (с февраля 1812 по октябрь 1816), сформировать два полка из калмыков, проживающих в Астраханской, Саратовской, Кавказской губерниях и в пределах Войска Донского. В указе гласило: "Всем им быть "о двуконь"".
Для призыва на войну рекомендовалось собрать калмыков из родов Хошеутова, Чучеева и Ордениева. Роды эти обладали большими табунами лошадей, из которых легко можно было выбрать хороший конский состав, и кроме того, они "отличались смелостью и другими воинскими качествами". Места офицеров и урядников должны были занять калмыцкие зайсанги - род дворян. Не остались в стороне от ратных трудов астраханские калмыки и на сей раз, когда Россия оказалась под дамокловым мечом иноземного порабощения Наполеоном.
Летом 1811 г. были сформированы два астраханских калмыцких полка, каждый по 500 человек из степняков улусов Астраханской губернии. По 1000 лошадей основных и запасных.Их организовали нойоны Джамба Тундутов и Тюмень - Джиргалан.Тюмень-Джиргалан собрал лучших наездников кочевья обеспечил их обмундированием, вооружил и дал в командиры снова своего старшего сына Серебджаба Тюменя.
Полк Тундурова имел 17 офицеров 10 урядников, 500 рядовых, сверх штата 3 гелюнга и 4 волонтёра (по другому источнику: 12 офицеров, 481 человек нижних чинов),1000 лошадей, 268 винтовок, 137 сабель, 445 пик.
В составе полка капитана Тюменя числилось 17 офицеров ( 10 урядников, 500 рядовых, сверх штата 3 гелюнга, 28 волонтёров, лекарь ( по другому источнику: 23 офицера и 517 рядовых, из них 37 человек содержались сверх комплекта за счёт владельца). На пятьсот чинов полка Тюменя приходилось 480 ружей, 150 сабель и 328 пик. Каждый всадник имел два коня - под седло и под вьюк.
К калмыцким полкам были прикомандированы 40 урядников и казаков Астраханского Казачьего Войска в качестве переводчиков и инструкторов с лошадями. Эти отборные Астраханские казаки, в возрасте от 20 до 40 лет, должны были знать в совершенстве калмыцкий язык, быт и нравы калмыков, должны быть "отважны, расторопны и иметь исправных коней".
Каждый полк должен был иметь своё оружие, одежду, снаряжение и выступать в поход "о двуконь". "Калмык и лошадь - одна душа".
31 августа 1811 г. генерал - лейтенант Ртищев доложил Александру I о том, что в полку Тюменя "... люди одеты единообразно и вооружёны исправно, лошади все хороши...>>, что в полку Тундутова "люди одеты не хорошо и до половины не вооружёны".
В начале мая 1812 Астраханские калмыцкие полки из Киева вышли к Луцку Волынской губернии, где командующий Второй армией генерал от инфантерии П. И. Багратион (он же бывший воспитанник Астраханского пехотного полка) устроил смотр полкам. Астраханские калмыцкие полки оказались "недостаточно вооружёнными и не имели единой формы".
Достоинства и преимущества калмыцких полков и их воинов состояли в том, что "эти полки действовали всегда впереди с удивительной стойкостью и мужеством".
Калмыцкая кухня несла в себе отпечаток кочевого скотоводческого быта калмыков. В питании использовались молоко, отваренные в походном казане баранина, конина и говядина. Варили мясной бульон, приправляли его сырым репчатым луком, лапшу с мясом и луком, крупные пельмени. Питались сыром, творогом, сметаной, простоквашей из коровьего молока и кумысом из кобыльного. Алкогольным напитком была молочная водка (арака, арька).
До отмены при Александре II обязательной для дворянства воинской повинности все дворяне обязаны были отслужить в армии, в основном в элитных кавалерийских полках, на своих собственных лошадях. Небольшие конные заводы верховых лошадей были во многих дворянских усадьбах.
Все рекруты, в числе которых были астраханцы, поступали в Резервную армию, специально сформированную вблизи границы. Для пополнения конским составом были собраны лошади не только из Астраханской губернии, совсем не пострадавшей от нашествия врага. Остановив наступление и разместив войска по квартирам, Кутузов дал командирам подробные указания о порядке отдыха войск и питания ослабевших за поход солдат, об организации сбора из госпиталей выздоравливающих, починки оружия, обмундирования, обуви, обоза, конской амуниции, проверки боевых припасов, замены ослабевших лошадей, пополнения сухарных запасов.
В Отечественную войну в России иррегулярная конница имела 6 казачьих войск, в том числе Донское-80 полков, Астраханское-3 полка,Уральское-12 полков- все по 578 человек. Всего 136 казачьих полков и команд и около 200 000 лошадей.
В армии Наполеона I в 1812 года было 4 кавалерийских корпуса (около 40 000 человек). Русская кавалерия в 1812 году состояла из 65 кавалерийских полков (5 гвардейских, 8 кирасирских, 36 драгунских, 11 гусарских, 5 уланских ). Из большей части полков было сформировано 11 кавалерийских дивизий, сведённых в 5 кавалерийских корпусов. Другая часть полков была объединена в отдельные кавалерийские дивизии. Вся русская кавалерия , в том числе и драгунская, вела бой только в конном строю.
У Наполеона было 28 000 кавалеристов, а у Кутузова -17 000 кавалеристов, притом у русских лёгкая кавалерия из 7 000 казаков не считалась регулярной кавалерией, так как казаки не могли вести бой в плотном строю против пехотных каре и колонн, плотных построений конницы. Видно превосходство армии Наполеона над Русской армией в большей численности регулярной кавалерии. Количество тяжёлой кавалерии - 6 тяжёлых кавалерийских дивизий у Наполеона- было почти в два раза больше, чем у Кутузова - две русской кирасирской дивизии, при ней же 1-я кирасирская дивизия состояла из 3 полков, одним из которых был Астраханский кирасирский полк ( http://www.borodinobattle.ru/sootnoshenie-sil/sootnoshenie-sil.html ). Подобное соотношение сил давало подавляющий перевес французской армии во фронтальном столкновении. В те времена тяжёлая кирасирская кавалерия являлась основным ударным, наступательным родом войск. В тяжёлой кавалерии вес коней колебался в районе 600-700 кг, значительно превышая вес быстрых и малых по массе пород коней (450-500 кг) у лёгкой кавалерии, к которой относились гусары, драгуны, уланы и казаки.
В тяжёлую кирасирскую кавалерию, во времена Наполеона, набирали только рослых (170-180 см) и сильных всадников, которые имели шлем, кирасу, палаш или тяжёлую саблю, 2 пистолета и гладкоствольное ружьё (калибр 16,51 мм, вес 4 кг). "Благодаря весу своих коней, "броне", физической силе и вооружению кирасиров, тяжёлая кавалерия одним своим наскоком, в сомкнутом линейном боевом порядке, сминала вражескую пехоту и лёгкую конницу, прорывалась во фланг и тыл противника, угрожая ему полным разгромом".
"Слабое место" у тяжёлой кавалерии представлялось тем, что "кирасирских коней необходимо было обязательно кормить фуражным зерном, в отличие от коней в лёгкой кавалерии, способных кормиться подножным кормом". Поэтому поджёг сенных складов в Москве по приказу генерал-губернатора Москвы Ф.Растопчина и направление М.И. Кутузовым летучих отрядов - подразделений лёгкой конницы в тыл войск Наполеона "лишили французскую армию фуража, чем обрекли почти всех коней на голод и гибель. Отступающая от Москвы армия Наполеона, оставшись без коней, была вынуждена бросать пушки и обоз".
Всего при Бородино Русская армия имела, по ряду оценок, 23 070 человек конницы, 77 314 пехоты, 14 500 артиллеристов при 636 орудиях, 8616 казаков и 31 700 ополченцев.

Летом 1812 году в Русской армии было около 15 000 казаков, на выносливых лошадях и вооружённых пиками. Они играли важную роль: проводили разведку и использовались как кавалерийское охранение на флангах армии. Около 7 000 казаков принимали участие в Бородинском сражении.
В армии Наполеона было 610 000 человек при 1372 орудиях артиллерии и 182 000 лошадей. На войне потеряно 552 000 человек (90 %), 1 222 орудий артиллерии (89 %) и 167 000 лошадей (92 %).
В Бородинском сражении у Кутузова было 120 000 воинов, в резерве 9 000, у Наполеона- 185 000, в резерве 18 000. Непосредственно участвовало 111 000 русских (из них убито и пропало без вести 25 000) и 167 000 наполеонцев ( из них убито и пропало 33 500). Ранено 18 000 русских, 23 500 французов.Пленено 1 000 русских, 1 176 французов. После Бородинской битвы у Кутузова осталось 76 000 воинов, у Наполеона- 127 000 человек.
Бесспорным превосходством Русской армии было качество лошадей её кавалерии, которая вообще превышала французскую.

На Бородинской панораме - музее Москвы навеки запечатлены моменты: "Грозно движутся в бой Астраханские кирасиры во главе с генералом Бороздиным - вторым" и " Через полуразрушенную деревню Семёновскую проходят Астраханские гренадёрские полки". Именно эти полки отличались "повышенной мобильностью, прекрасно вписались в "скифскую" стратегию, избранную командованием Русской армии на начальном этапе, особенно в рамках партизанской войны". Несокрушимая вера людей, глубоко потрясенных грозной опасностью, в то, что внезапно явился спаситель Кутузов, - вот как можно назвать это чувство, непреодолимо овладевшее народной массой. "Говорят, что народ встречает его повсюду с неизъяснимым восторгом. Все жители городов выходят навстречу, отпрягают лошадей, везут на себе карету".
Артиллерия у Кутузова к концу тарутинского периода была гораздо сильнее, чем у Наполеона. По минимальным подсчётам, у русских было от 600 до 622 орудий, у Наполеона - около 350-360. При этом у Кутузова была хорошо снабженная конница, а у Наполеона не хватало лошадей даже для свободной перевозки пушек. Конница французов вынуждена была всё более и более спешиваться.
Под влиянием амазонки надела гусарский мундир героиня 1812 года Надежда Дурова на коне.
Астраханские калмыки-казаки отличались от других умением показать себя лучше многих других конников. Невозможно переоценить достоинства этих воинов как стрелков, наездников и разведчиков. Для верховой езды казаки использовали лошадей местных пород, обычно настолько низкорослых, что англичане классифицировали их как пони ( в коневодстве к пони относятся лошади с ростом в холке менее 160 см). Казачьи лошади " способны покрывать огромные расстояния со скоростью пяти миль в час" и " при такой скорости оставляют позади более быстрых". Они "могли кормиться даже с уздой". Астраханские казаки шли в атаку обычно "лавой" (но никогда в строю), с воплями "ужаснее военных кличей канадских дикарей", "страх мчится впереди атакующих", пиками владели " также ловко, как лучшие фехтовальщики Европы - своим оружием". Калмыцкие всадники нередко становились "настоящим кошмаром" для французских воинов. Наполеон считал российских казаков "лучшими кавалеристами в Европе".
Франция, захватив почти всю Европу, держала под ружьём крупнейшую в мире армию в 1,5 млн. человек, 650 000, из которых с 12 (по старому стилю) июня вторглись в Россию.
Кутузов завершает рапорт: "Всё войско Донское имеет предписание упреждать, сколько возможно, неприятельский марш ... Под Красным, юго-западнее Смоленска, за шесть боев со 2 по 6 ноября 1812 года Русская армия оставила французские корпуса без лошадей, орудий". Кутузов точно рассчитал, что Наполеону не удастся обеспечить фуражом более 50 000 лошадей.
Во время отступления из Москвы солдаты Наполеона ели павших лошадей, используя вместо соли и приправ порох, что вызвало многочисленные пищевые отравления. Армия Наполеона мало-помалу разлагалась в условиях тяжёлейшего отступления. Измотанные казачьими налётами, страшно хоть волком вой страдавшие от непривычных морозов, остатки "Великой армии" порой смело сопротивлялись и даже иногда добивались определённых успехов, как, например, при Березине, когда казалось, что всё потеряно. Но к началу 1813 года масштаб катастрофы был виден невооружённым взглядом. Из 650 ООО солдат, пришедших с Наполеоном в Россию, кампанию пережило лишь около 93 ООО. В центральную группу, которой командовал лично Наполеон, в 1812-м входило около 450 000 человек, и только 25 000 из них в конце года во второй раз перешли Неман.
В сентябре 1812 года п о приказу Михаила Кутузова в 12 губерниях были учреждены подвижные магазины. Каждая губерния должна была выставить 800 действующих и 100 резервных лошадей, 400 повозок (и дополнительно 5 резервных) и 413 погонщиков.
"Русский крестьянин помогал по мере сил русской регулярной армии уничтожить кавалерию Мюрата, заморив голодом её лошадей, сжигая овёс и сено, за которыми приезжали фуражиры Наполеона, а иногда истребляя и самих фуражиров. Таково было фактическое тесное сотрудничество крестьянства и армии в деле истребления лошадей французской кавалерии, а затем и лошадей артиллерийских частей на походе и в боях. Блестящий успех кавалерийского рейда Уварова и Платова, внесшего такое смятение в тылу Наполеона, не менее блестящее достижение русских конников, уже в конце Бородинского боя истребивших лучшую часть польской конницы Понятовского, обнаружили воочию всё преимущество русской кавалерии над наполеоновской. Полностью бессилие конницы агрессора проявилось в разгар русского контрнаступления".
В Отечественной войне 1812 года русская кавалерия сыграла значительную роль в разгроме наполеоновской армии.
В 1812 году Россия пережила крайне тяжёлую войну с Наполеоном, из которой вышла победительницей, но ущерб конному хозяйству страны был нанесён весьма колоссальный. Русская армия потеряла 185 000 лошадей, то есть 93% конского состава.
Калмыки - потомки воинственных ойратов - "славились как бесстрашные и ловкие воины, прекрасные кавалеристы". Калмыцкие всадники - воины, "будучи мастерами дальних переходов "о двуконь", могли отменно поддерживать в походах физические кондиции своих скакунов, а сами отдыхать и даже спать при необходимости в седле и неожиданно появляться там, где противник их не ожидал. Быстрота передвижения, манёвренность, внезапность, умелое управление боевыми единицами в походе и в бою основывались на давних традициях, берущих своё начало со времён Джунгарского ханства. В течение ста с лишним лет калмыцкое ханство выставляло на поле брани тысячи, десятки тысяч конников, защищавших южные рубежи России, а также сражавшихся со шведами на западе. Славой покрыли себя полководцы Мазар - Батыр, Дондук - Омбо, Чакдоржаб и другие".
То, что возникли "столь необычные полки, выделявшиеся подчас необычным внешним видом", оглушило народы Европы, как обухом на голове ударило, послужило почвой для появления разного рода легенд, мифов, преданий.
Таким образом, Астраханские калмыки, немногочисленный народ, вложили лепту в защиту родных полей от нашествия вооружённых народов Европы с Наполеоном во главе.
16 (28) апреля 1813 года Кутузов скончался, его тело отправили для погребения в Петербург, везли по русской земле, во многих местах встречавшие его люди выпрягали лошадей и везли гроб на себе. При въезде в Петербург патриоты выпрягли лошадей и снова на себе довезли останки любимого полководца до могилы. Этим вниманием к праху великого русского полководца граждане России выражали свою признательность великому патриоту, возглавлявшему борьбу русского народа против захватчиков.
На своих лошадях наши казаки провоевали всю войну, прошли по Европе, участвовали в торжественном вступлении российских войск в Париж, и на них же вернулись в родные Калмыцкие и Донские степи. Такое не удавалось ни одной коннице в мире.
Во многих битвах на территории нашего края вплоть до 1920-х годов огромную роль играла кавалерия: рыцарская конница, уланы, гусары, драгуны, кавалергарды, конногвардейцы, казаки - и у всех своя, особенная манера боя, а значит и свои требования к породе, выучке, экстерьеру основного партнёра - лошади. Упряжные и вьючные лошади перевозили пушки, боеприпасы,продовольствие, раненых солдат и т.д.
В 1814 году в России существовали 1339 конных заводов, главным образом частных, где содержались не менее 281 580 маточных кобыл и 22 140 жеребцов.
В 1816 году астраханские казаки были усилены полуротой конной артилярии.
В 1817 году учреждено Астраханское казачье войско во главе с войсковым атаманом.
29 апреля 1820 г. в Астрахани на воду был спущен первый волжский пароход, имеющий машины против 60 лошадей, названный "Волга", построенный на средства купца Евреинова на заводе Берда в Мологе.
В 1823-1831 годы сборный полк в 500 всадников участвовал в охране Кавказской линии.
В мирное время астраханские казаки выставляли один полк из 676 казаков и офицеров. Возможна численность свыше 2 000 лошадей. В военное время они выставляли три полка при возможной численности 12 000 лошадей.
В зиму 1828 года в Киргизской орде Астраханской губернии (при губернаторе А.С.Осипове) погибло более 1 млн овец и 364 450 голов скота,в том числе и лошадей.Причины:гололедица, снежные вьюги,отсутствие запаса корма на зиму, на подножном корму, пасьба под открытым небом, в лютый мороз.
Служба казачьего войска всегда находится в прямой зависимости от состояния коневодства.

Кирасирские лошади в Астрахани (18 часть)

Драгуны оставались единственным родом кавалерии в России, пока в 1731 году императрица Анна Иоанновна, обожавшая верховую езду, по представлению фельдмаршала Миниха не учредила кирасирские полки... Когда-то рыцарская конница, закованная в доспехи и сидящая на тяжёлых конях, царствовала на полях сражений. Конец её был связан с повсеместным распространением огнестрельного оружия.
В XVI веке на смену рыцарям пришли стрелки, просто посаженные на лошадей.Самым заметным отличием первых кирасирских доспехов от рыцарских было отсутствие поножей.
В русско-турецкой войне 1735-1739 годов наша регулярная кавалерия столкнулась с бесчисленными полчищами вражеской феодальной конницы. Кирасиры на своих тяжёлых лошадях были хорошими наездниками, но в тяжеленных кирасах успешно воевать с быстрым, имеющим численный перевес противником, они не могли. Война, затеянная немецкой администрацией Анны Иоанновны, закончилась для русского государства бесславно...
В России всерьёз задумались о создании лёгкой конницы. Помимо регулярных казачьих полков, требовалась регулярная легкая кавалерия.
Русское коннозаводство и коневодство благодаря монаршему попечению в 1737 году получило 8 арабских кобыл, жеребцов из Испании, Мекленбурга и Неаполя. Не оставлял лошадей своими заботами и Бирон, друг и советчик императрицы, отличный наездник. Устав 1746 года предписывал кирасирам, чтобы они "лошадей во власти имели бы, крепко сидели в седле, подаваясь корпусом несколько назад, прямо не нагнувшись вперед, но более назад и крепко в том сидении прижав к седлу колени, а не оборачивая ног икрами и каблуками к лошади...".
В битвах XVII века появились кирасиры, одетые в железные кирасы, защищавшие грудь от ударов и пуль.Кирасиры были тяжёлой конницей, предназначенной преимущественно для нанесения прямого "шокового" удара по противнику. К концу царствования Павла I русская кавалерия располагала 13 кирасирскими полками; к 1803 году их число было сокращено до шести. К этим шести полкам в 1811 году добавился Астраханский. В каждом кирасирском полку по штатам полагалось иметь 977 человек и 781 строевую лошадь. Приобретавшийся в Германии конский состав обходился казне почти в три раза дороже драгунских лошадей. Именно необходимость выведения своей породы мощных строевых коней привела к появлению в России первых конных заводов. В дальнейшем лошади для кирасирских полков поступали исключительно с российских конных заводов.
К лошадям тяжёлой кавалерии предъявлялись особые требования. Они должны были упрямо идти галопом вперед, в прямом смысле слова пробивая вражескую оборону и при этом нести на себе изрядный вес всадника в кирасе, шлеме и с палашом. Резвость для них считалась функцией.
12 октября 1811 российский император Александр I поручал генерал-майору, Георгиевскому кавалеру Николаю Михайловичу Бороздину 2-му формирование Астраханского кирасирского полка (АКП) с назначением его шефом (в России кирасиры появились лишь в 1731 при смене рейтарам). В Астраханский кирасирский полк отбирали самых рослых (170-180 см ростом во времена Наполеона ) и сильных всадников, которых сажали на самых высоких и крепких лошадей, для фронтальной атаки в сомкнутом строю ("колено в колено"). Один вид грузных коней (тяжёлых пород весом 600-700 кг) наводил страх на пехоту. Все кирасиры носили каски и железные кирасы (весом по 9,2 кг) - стальные латы, защищавшие спину и грудь. Отсюда масса такого конного бойца была "столь велика, что он оказывался способен опрокинуть любого противника - хоть пешего, хоть конного". Перед атакой кирасир "не могли устоять никакие войска; именно поэтому кирасир бросали в бой в самый решительный момент сражения, чтобы переломить ход битвы в свою пользу". Сидели кирасиры исключительно на немецких седлах с попонами. Рост кирасирской лошади был не менее 160 см. Блеск кирас, огромные кони и гиганты-всадники на них, двигающиеся сплошной стеной на врага под завыванье труб-всё это казалось тогда воплощением величественной воинственности. Эффект от этого вида оказывается всё более психологическим; но в сражениях с лёгкой конницей прок есть. Кирасиры считались главной ударной силой кавалерии.
Кирасиры составляли порядка 10% всей регулярной кавалерии. По традиции, хотя с конца 17-го века вооружались эти войска уже за казённый счет, формировались они из знати.
Астраханский кирасирский полк состоял из четырёх эскадронов. Каждый эскадрон состоял из четырёх взводов. Два полка составляли кирасирскую бригаду.В России численность эскадронов была принята в 128 коней; эскадроны делились на два полуэскадрона и 4 взвода , по 16 рядов в каждом. Маршевые эскадроны , отправляемые в военное время на укомплектование полков действующий армии из запасных кавалерийских частей , имеют по 160 коней.
"Фуражисты" для армии и для лошадей покупали хлеб, сено, овёс. Для "сбережения лошадей" солдаты ездили на них один или два раза в неделю, даже на маневрах боялись не справиться с лошадью или испортить её, падали с коней при преодолении простейших препятствий. Всё остальное время у них уходило на чистку палаше, ружья, седла, сбруи, лошади (два раза в день).
Только в Конной гвардии и кирасирских полках предусматривалась должность берейтора - специалиста по обучению тонкостям выездки. Нижние чины и офицеры получали большее, чем драгуны, жалование, при этом даже рядовые кирасиры имели "капральский ранг" и не подлежали наказанию палками. После гвардии служба в кирасирах считалась наиболее почётной.
Первым командиром АКП был назначен полковник Каратаев (Коратеев) Василий Иванович, а шефом - тот же Н. М. Бороздин.
Обучение конницы было основано на прусских началах.

Первый ипподром (19 часть)

Человек в силу определённой необходимости преобразовывал природу лошади, видоизменяя при этом её формы и функции. Возникло многообразие конских пород - от могучих тяжеловозов до миниатюрных пони, от лёгких пылких скакунов и нарядных резвых рысаков до неказистых, неприхотливых местных лошадей. В итоге насчитывается свыше 250 пород лошадей. Одни из них имеют мировое значение, культивируются во многих странах, другие - лишь на своей родине.
В 1834 году для любителей хороших лошадей состоялось официальное учреждение Московского общества охотников рысистого бега. Это был первый в России ипподром на Ходынском поле, который существует и по сей день и носит название Центрального московского ипподрома.Через три года по примеру москвичей подобное общество начало создаваться и в Астрахани.Вскоре начало развиваться и такое направление коневодства, как спортивное.Скачки и бега стали излюбленным развлечением дворян. Сначала в них принимали непосредственное участие владельцы лошадей, заинтересованные в выигрыше своего питомца. Все недостатки лошади, будь они приобретенные или врождённые, являются порочностями. Пороком в лошадях могут являтся не только экстрьерные недостатки, но и скверный характер. Подобные явления в жизни лошади играют не малую роль, например: на ипподромах эти лошади больше проигрывают. "Жизнь есть обмен веществ" и всякому понятно, что организму животного необходимо предоставить материал для вознаграждения его расходов, иначе оно весьма скоро само себя израсходует.
Итак, жизнь спортивной лошади проходит на ипподроме. Ипподром в переводе с греческого - место для бега лошадей. Как гласят исторические хроники, первый ипподром был сооружён в 680 году до н.э. на берегу реки Алфей на территории древней Олимпии. На нём проводились состязания конных колесниц. Ипподромы тогда представляли собой вытянутый прямоугольник, с одной стороны закругленный.
Теперь на первом ипподроме в Астрахани сооружались скаковые и беговые дорожки, конкурсное поле, трибуны, конюшни с просторными паддоками (площадки для прогулок лошадей), ветлазарет и др.Обучение жеребёнка начиналась с азов. Его приучали к недоуздку, привязи, чистке, проводке в поводу, расчистке и ковке копыт и многим другим процедурам. Одновременно он проходи физическую закалку. Нагрузка на организм животного в процессе заводского тренинга повышалась постепенно. Занятия проводились на специальной огороженной с обеих сторон дорожке. В летний период для жеребят устраивали "летний лагерь" с пастбищем. После успешного окончания курса индивидуальной подготовки лошадей допускали к заводским испытаниям.
Для специалистов коневодства ипподром - испытательный полигон, где на практике проверяли результаты селекции.
К концу XIX века конные бега могли посещать жители 24 городов России.
В 1842 году открылся журнал "Коннозаводство"; под нынешним названием выходит с 1960 года.
В 1880 году в стране существовало 24 ипподрома и зарегистрировано 280 рысаков, а в 1905 - 59 и 2900 соответственно.А в Астрахани сзади сада "Аркадия",на Болдинской степи находился ипподром Обществаскачек и конского бега.Влево от ипподрома был "конный базар".Киргизы вдвоем или втроем на спине одной лошади стремились на конный базар с целью "продажи пригоняемого ими скота и закупки муки, матерей, чаю и т.п." и возвращались с него на ночлег,на постоялые дворы. В конце реки Кутума по Коммерческому мосту,постоянно переполненному народом, шумела "беспрерывная езда легковых и ломовых извочников".
В дождливое время набережная Варвациевского канала нередко бывала непроходимой, а жители и гласные депутаты Думы "мечтают об устройстве мостовой на набережной канала, и не обыкновенной,а асфальтовой...Тогда набережная, если иметь в виду пристрастие астраханцев к рысакам, превратится в настоящий ипподром".

Проект конно-железной дороги в Астрахани (20 часть)
Быстрорастущий город, каковым являлась Астрахань, требовал развития новых видов транспорта, более экономных и вместительных по сравнению с тем, что могли предоставить извозчики. Последние исправно платили налоги, пополнявшие городскую кассу.
В Астрахани употребляется ругательное слово "арбешник". На Исадах действовали профессиональные арбешники.Это название произошло от слова "арба"- татарской двухколесной телеги.Арбешники перевозили с бахчей и с Исад арбузы,дыни,капусту и прочие овощи.
В декабре 1884 г. вопрос о сооружении в Астрахани конно-железной дороги возник в стенах городской Думы.Конно-железная городская дорога (конка) - вид общественного транспорта , широко применявшегося до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу. Наиболее распространённой областью применения конного трамвая был городской транспорт. Конный трамвай представлял собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом. Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей , управляемая кучером. В вагон конного трамвая обычно впрягали одну или двух лошадей, реже использовались мулы и зебры.
20 января 1886 г. Дума признала реализацию этого проекта желательной и поручила управе "снестись с другими городами" (Петербургом, Киевом, Тифлисом, Варшавой и др.) для изучения опыта проведения конно-железной дороги. Появлению конно-железной дороги предшествовали специальные кареты дилижансов и омнибусы на конной тяге, но их громоздкость, направленность на дальние рейсы и отсутствие постоянных рейсовых маршрутов не позволяет говорить о них, как о городском транспорте. Кстати, омнибус по латински означает "для всех" и предполагался для людей, не имеющих возможности воспользоваться индивидуальным транспортом.
Идея поставить "общественные кареты" на рельсы появилась ещё в первой половине XIX века, после возникновения железных дорог. Использование лошадей в качестве тягловой силы позволяло устранить неудобство и казавшиеся опасности паровых двигателей и, вместе с тем, конный трамвай позволял воспользоваться удобствами перевозки грузов по рельсовым путям.пассажирские вагоны и грузовые платформы с помощью одной или пары лошадей, управляемых кучером, начали свое движение по улицам города.
Пассажирские вагоны рассчитаны вмещать до 20 человек. Кучер управляет упряжными лошадьми, с передка, сидя на козлах, или с грядок повозки.
По аналогии с железнодорожным транспортом у конного трамвая проекцирован первый класс, в нём пассажиры будут восседать под крышей. В каждом экипаже кондуктор,с литерными билетами,предположитедьно, по 2.5 копейки с версты (1 верста - 1,06 километра) за первый класс и по 1.5 копейки с версты за второй класс.Оплата же за грузы будет определена перевозчиком самостоятельно.
Движение конки в Астрахани предусмотрено начать в 7 часов утра и заканчивать в 22 часов вечера. В ночное время плата могла быть вдвое выше. Каждый вагон должен был быть оснащен тормозами, фонарями и номером. Скорость вагонов предложено ограничивать 12 верстами в час, но при этом наименьшая скорость между конечными разъездами должна была быть не менее 7.5 верст в час.
До того времени в качестве городского транспорта уже использовались омнибусы. В сравнении с ними колесо конки испытывало меньшее трение качения, что позволяло лошади перемещать больший груз. Однако не устранялись другие недостатки.
Рабочий день лошади был ограничен физическими возможностями животного (четыре-пять часов). В среднем на один вагон конного трамвая приходилось по десять лошадей, которые к тому же требовали ухода.
Ещё в 1831 году французский инженёр Луба предложил устраивать рельсовые пути по улицам больших городов для перевозки легких пассажирских вагонов лошадьми. В Нью-Йорке им была организована компания по строительству конно-железных дорог и через полтора года, 14 ноября 1832 года, первый вагон конки двинулся по маршруту Нью-Йорк - Гарлем. Вскоре новый тип железных дорог распространился в Европе.
В 1836 году мещанин Иван Эльманов спроектировал конно-рельсовую дорогу, которую назвали Дорога на столбах. Он, как бы в виде протеста против намерений ввести в России паровой двигатель, спроектировал первую в Росии коннорельсовую дорогу. Рельсы для конки в России использовались плоские и желобчатые на деревянных лежнях. Для загородных колейных дорог русский изобретатель И. Н. Ливчак предложил оригинальную конструкцию, в которой обитые железом деревянные рельсы укладываются на деревянном полотне из прочно связанных брусьев с дощатым настилом, уложенным поверх земли.
Любопытно,что первые в мире городские конные трамваи открылись в США: Балтиморе в 1828 году , в Нью-Йорке в 1832 году и в Новом Орлеане в 1835 году,что за 1890 год протяжение конных железных дорог считалось: в Америке - 8955,8 км; в Германии - 1286 км; в России - около 600 км; в Голландии - 592 км; во Франции - 508 км.
В России конные трамваи были построены в Санкт-Петербурге, Москве (1872), Казани (1875), Минске (1892), Самаре, Екатеринбурге, Воронёже, Новочеркасске, Ростове, Новгороде, Риге и т. д. Общая протяжённость коннорельсовых путей на 1890 год составила около 600 километров. В большинстве случаев конка строилась с участием иностранного капитала. По достижении пенсионного возраста, лошади попадают в "дом престарелых".
Комиссия в составе гласных И.Н. Плотникова, Г.В. Тетюшинова, Н.И. Артемьева, П.И. Шавердова, М.С. Уварова под председательством городского Астраханского головы В.М. Лазаревского изучила заявление потомственного почетного гражданина Г.Е. Маллисона и тайного советника Н.А. Рубинского о постройке в Астрахани концессионным способом конно-железной дороги. После этого комиссия выработала проект условий концессии и 23 марта 1887 г. представила городской Думе доклад.Конно-железные перевозки было предусмотрено обложить налогом &mdash ежегодно, в городскую казну планировалось выплачивать с каждого пассажирского двухэтажного вагона по 40 рублей. С каждого одноэтажного же вагона причиталось бы по 30 и 40 рублей соответственно. А за товарный вагон или платформу предусмотрено выплатить по 10 рублей. Зимой, в случае необходимости, вместо вагонов предполагалось использовать сани, но они оплате не подлежали бы.
В управу поступали новые предложения (от доверенного Русской компании промышленных коммерческих предприятий в Брюсселе господина Висковатого; Л. Блюмера; купцов Полякова и Мереинеса и др.).
В 1894 г подтвердило своё желание строить в Астрахани дорогу акционерное общество городских и пригородных конно-железных дорог в России.
8 февраля 1895 г. вопрос был рассмотрен, наконец, на третьем очередном собрании Астраханской городской Думы. Городской голова И.Н. Плотников обратился к гласным с просьбой высказаться о необходимости строительства дороги и способе строительства: хозяйственном или концессионном.
Разгорелась дискуссия. Гласный Н.Д. Веров признавал конку ненужной ("благодаря мостовым ...пути сообщения в Астрахани хороши"), она "значительно уменьшит доход города от извозчиков".
Гласный П. А. Хлебников утверждал, что дорогу следует построить на городские средства, отказавшись от услуг концессионеров. С.М. Бутков вообще не понимал, зачем обсуждается вопрос, однажды уже разрешенный.
Закрытой баллотировкой было решено конно-железную дорогу в Астрахани устроить: 35 голосов "за", 5 - "против". На положительный исход голосования повлияли и много-численные заявления домовладельцев, просивших гласных ускорить решение вопроса о конно-железной дороге, которая, по их мнению, могла облегчить сообщение с центром города жителям окраин.
Для составления плана сети конно-железной дороги была создана очередная комиссия под председательством городского головы, куда вошли гласные Астраханской городской думы: И.К. Петров, Х.Н. Сергеев, А.Н. Алексеенко, А.А. Бекунов, И.В. Беззубиков, М.И. Молчалов, П.А. Орехов. Дальнейшее движение вопроса затягивалось из-за устаревших проектов, трудностей в согласовании условий и т.д.
Конный трамвай в Астрахани при осуществлении его проекта показал бы себя как удобный и доступный городской транспорт, поистине достойный звания "общественный". Но время и техническая мысль не стоят на месте: городские власти обратили свои взоры на перспективный, современный вид транспорта - электрический трамвай. В последующем сторонники конки становилась ярыми противниками внедрения электрического трамвая .
В 1896 г. собрание городской Думы закрытой баллотировкой высказалось за устройство электрического трамвая концессионным способом, была назначена комиссия под председательством городского головы Ивана Николаевича Плотникова для разработки условий концессии. Утверждённый в том году план строительства электрического трамвая положил конец "конному" веку. Реализации проекта устройства конно-железной дороги в Астрахани так и не последовало.Таким образом, конка была предшественником электрического трамвая.
24 июня 1900 г. (по новому стилю) состоялось торжественное открытие движения трамваев. Общая площадь, занятая трамвайными путями, составила 7 689,11 квадратных саженей". Первыми были открыты линии "Болда" и "Отрадное".Всего было построено 9,23 км пути, работало 15 моторных вагонов по 20 сидячих мест и 24 места для стояния . Тариф на проезд был установлен: 5 копеек - в I классе, 3 копейки - во II классе. Бесплатным проездом пользовались только учащиеся в форме и полицейские.
Последовательное увеличение "таксы на извозчиков" делало данный вид сообщения невыгодным для владельцев, многие из которых оставляли привычный промысел. Астраханский трамвай, получивший "прописку" в нашем городе в 1900 г. благодаря усилиям деп утатов городской Думы, в 2007 г. решением городских властей завершил свой славный "исторический бег" по улицам Астрахани. Закончилась 107- летняя история трамвая в Астрахани, одного из самых низких в мире.

Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член

Российского Общества историко-архивистов.Астрахань
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован