26 мая 2014
3041

Продолжение сериала ИСТОРИЯ ЛОШАДЕЙ 11-15 части.

Татарские лошади и Древняя Русь (11 часть)
Татары не только носились, как ветер, на коротких дистанциях, но и проходили за день до 100 километров. Тогда как европейская кавалерия - только 30 километров. С другой стороны, татарские кони не только были слишком слабы для боя, но и быстро уставали под седлом. Даже легковооружённый всадник должен был иметь двух коней. Если рост татарских коней составлял 140-145 см, то монгольские лошади имели всего около 130 см в холке. Естественно, огромную скорость на своих коротеньких ножках они развить не могли, и всаднику требовалось уже не два, а три или четыре таких коня. Зато в плане выносливости татарские лошади превосходили европейских. За день татарская кавалерия могла проходить до 240 км.
С X века на астраханской земле наибольшее распространение имела традиционная "великорусская" соха, вплоть до постепенной замены её железным плугом на рубеже 19-20 веков.Первоначально плуги для вспашки почвы тащили на себе сами люди, затем волы, а ещё позже - лошади. Напомню, что от римлян плуг перешёл к германцам и славянам (в эпоху Средневековья). Древнейшей бороной была борона-суковатка "в виде связанных половин недлинных еловых брёвен с длинными сучками.Она применялась при подсечно-огневой системе земледелия с ручной обработкой земли".
В конце 10-го века началось становление отечественного коневодства. В Древней Руси были лошади пород, как местных, так и привезенных с Востока и Запада.
Лошади, безусловно, - одни из самых важных животных. Оседлав лошадей, человек смог передвигаться гораздо быстрее и на более длинные расстояния, тем самым получив возможность осваивать новые земли.Татары брали дань с действительной сохи, как земледельческого орудия при двух-трёх лошадях. Соха - единица податного обложения на Руси с XIII по XVII века .
Со временем лошадей стали впрягать в повозки, сани, телеги и прочее, тем самым они помогали в перевозке грузов и людей. В степном хозяйстве лошадей часто использовали, как тягловую силу. Оценили лошадей и военные. Стоит только вспомнить, что кавалерия до появления техники считалась элитным видом войск.
В XIII веке на территории Астраханского края профессиональное коневодство достигло весьма заметного развития и устойчивого расцвета его определённых традиций. Богатые люди (цари, ханы, князья, купцы, мурзы) и монастыри имели весьма значительные по размерам табуны и роскошные конюшни. Поголовье лошадей пополнялось в то время непрерывно, особенно в период войн с половцами и печенегами, когда лошади служили в качестве военной добычи. Татары использовали в качестве подковы для лошадей специальные кожаные накладки. Любопытно, что в VIII - IX веках подковывание было известно отдельным народам (Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Дания).
Ещё до монголов земля "Дешт-и-Кипчак" была страной, богатой водой и пастбищами, дававшей богатый урожай ( пшеница, ячмень, бобы, просо, виноград, гранат, айва, яблоки, груши, абрикосы, персики, орехи, дыня, брюква, репа, капуста). Эта седая степь была покрыта кобылью, основным питанием для скота; много было и солончаковой земли. Применялись категории возделывателей земли в Улусе Джучи - "сабанчы" ( пахарь, плугарь) , "ур-такчы", "сабан сермэк" (пахать поле яровое), "сабан тимере" (плужник, лемех), "сабан йире" (яровое поле). В исламской культуре конь предвещает счастье и богатство.
Вместе с тем немногочисленность русской конницы, существовавшая в домонгольский период, послужила одной из причин поражения в сражениях с монголо-татарскими завоевателями. Монголо-татарское нашествие XIII века, разорившее и поработившее Русь, губительно сказалось на коневодстве. На коневодство Средней и Северной Руси в это же время полностью прекратилось поступление грациозных и стремительных "фарей" из-за нежелания русских князей походить на быстрых татарских наездников: русские "предпочитали ездить шагом на тихоходных, массивных лошадях, которых получали путём отбора при обильном кормлении". Были созданы специальные лазареты, в которых лечили раненых лошадей и восстанавливали силы после тяжёлых травм, чтобы как можно скорее вернуть в строй бравого коня.
Лёгкая кавалерия татар действовала примерно так же, как и скифы в древности. Пехоту татары осыпали стрелами. Копья , сабли и палицы служили только для боя с конницей. Могла быть предпринята и имитация наезда на пехоту. Но только с целью взятия на испуг. Мелкие степные кони всё равно не пошли бы на копья. Другое дело, если пехота обращалась в бегство. Для того, чтобы давить людей поштучно, достаточно велика любая лошадь.
Первым оценить преимущества быстрых и лёгких татарских лошадей для военных целей сумел русский князь Дмитрий Донской. Его конница была совершенно иной, нежели у прочих высоких сановников. Князь Дмитрий Иванович скупал у татарских купцов степных лошадей.
8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, в которой погибли десятки тысяч конных воинов - русских и татарских. Армия князя Дмитрия наполовину состояла из людей Московского княжества, наполовину из наёмников-литовцев и новгородских воинов. На Куликовом поле произошло первое страшное поражение татар, после которого стало ясно: по татарскому игу нанесён смертельный удар, а вместе с этим русские люди поняли истинную ценность быстрых скаковых лошадей, которыми пополнялись русские конюшни. Таким образом, татарские лошади, одухотворённые прилитием восточной крови, способствовали улучшению русской породы.
В XIV веке необходимость борьбы Руси с татарской конницей привела к стремлению увеличить скорость лошадей даже в ущерб их силе. Ведь для того, чтобы наступать на противника, надо не уступать ему в подвижности. Русские дружинники вынуждены были пересесть на таких же коней, которыми пользовалась панцирная кавалерия татар - уланы . Русские боевые кони стали быстрыми и неприхотливыми, но силой они уступали арабским скакунам, но и европейским верховым породам. Недостаточная ударная сила кавалерии способствовала тому, что пехота продолжала сохранять значение на Руси и в средние века.
Итак, в XIV веке на Руси особенной известностью пользовались две породы скакунов - русская улучшенная и татарская.

Увековечение лошадей (12 часть)
В начале глобального позднеледникового потепления (после длительного оледенения), то есть в период 13 тыс. лет, на тотемном столбе одного из племён были обнаружены рисунки коней.
Частые находки различных домашних сосудов с изображениеми лошадей в погребениях людей указывают на роль лошади как символа божества. Имеется множество барельефов и монет с изображением лошади. Это животное играло важную роль в жизни древних людей.
Лошади - благородные животные, которые сопровождают человека испокон веков. Они помогали людям обрабатывать землю, преодолевать большие расстояния, перевозить грузы и даже воевать. Лошади всегда были верными друзьями и союзниками, и по этой причине понятно стремление людей создавать памятники лошадям и почитать их за помощь и поддержку.Лошадь преданно служила полководцам и вдохновляла многих поэтов, писателей, художников, скульпторов.
Легендарный конь Буцефал был верным другом великого полководца Александра Македонского в его дальних суровых походах. На месте битвы с индийцами в 326 году до н.э., где он погиб, Александр Македонский основал город и назвал его именем любимого коня. Буцефал - единственный в мире город, носящий имя конкретной лошади.
Любой пейзаж с силуэтом лошади становится одухотворенным. Бронзовые, чугунные, мраморные лошади украшают дворцы, театры, мосты, дома.
В 4-3 вв. до н.э. (раннесарматский период) для знатного скифа или сармата была изготовлена массивная золотая пектораль греческой работы со сценами терзания оленя, барана и быка львами и грифонами". Ныне эта вещь хранится в Астраханском музее-заповеднике.
Одна статуя лошади была выполнена в честь античного императора Марка Аврелия.
Кимон Афинский похоронил своих кобыл возле приготовленной для себя гробницы.
Юлий Цезарь поставил своему коню мраморную статую в храме.
Нерон приказал наряжать своего коня в тогу сенатора и на каждую неделю выдавал ему определённое жалование.
Адриан, другой римский император повелел соорудить своему любимому коню Борисфену роскошный памятник с надписью, которую сам же и сочинил.
Император Коммод похоронил своего коня в Ватикане.
Конь Римского императора Гая Цезаря Калигулы жил в красивой мраморной конюшне, а корм получал из кормушки, сделанной из слоновой кости. Роскошная упряжь коня сверкала огнями драгоценных камней. Во время пиров его коня Инцитата нередко приводили во дворец, где император поил его лучшим вином из золотой чаши.
Персидский царь Кир однажды с войском переправлялся через левый приток Тигра , реку Диалу (Иран). Во время переправы любимый конь Кира утонул. Полководец разгневался на реку и решил наказать её. По его приказу персы прорыли 360 каналов, чтобы отвести воды Диалы в пески. Река перестала существовать.
С незапамятных времён лошадь являлась источником вдохновения для людей искусства: скульпторов и художников, писателей и поэтов. Они воспевали изящные формы лошади, её ум и преданность, спокойный нрав и скорость.
Каждый император, король, царь и монарх обязательно имел картину, где он изображался верхом на коне. Конь был эмблемой таких святых, как Евстафий, Губерт, Мартин Турский, Георгий, Мартин, Маврикий и Виктор.
К рубежу нашей эры у сарматной знати была изготовлена золотая обкладка наконечника пояса со сценами: "воин,убивающий копьём фантастического зверя, и воин,держащий за повод коня".Тяжеловооружённые сарматы были "защищены доспехами,набранными из пластин,сделанными из лошадиных копыт".
Тамплиеры помещали коня на свой герб; он символизировал красноречие, славу и созерцание.
Крылатый конь Пегас рождён Посейдоном, Медузой и Богом Морей и Океанов, землетрясений и родников, связан с принципом воды и влажности, несёт на себе разрушительную молнию Зевса. Посейдон часто в мифах появляется в образе коня. Имеется созвездие Пегас. Крылатый конь - символ Златоуста - присутствует на гербе и флаге русского города.
Кентавр изображается на родовых и городских гербах: (Герб Бутырского района; Герб Химок; Гербы колумбийского департамента Касанаре и Мета; Эмблема 106-ой гвардейской воздушно-десантной дивизии).
В славянской мифологии Солнце - это небесная лошадь. В христианстве образ лошади соотносится с Солнцем, смелостью и благородством, является атрибутом святых (например, святого Георгия); конь стал символом царской власти.
До наших дней живуча красивая легенда о существовании в XIII - XIV веках в Золотой Орде двух золотых статуй коней в натуральную величину. Якобы эти великолепные сверкающие стражи охраняли ворота в столицу Орды. Хан Белой (Ак) Орды) Батый, внук Чингисхана, правил в 1236-1255 годы, прославился своими военными походами. В районе современного села Селитренное Астраханской области им в 1243 году была заложена столица Золотой Орды . Батый укреплял свои огромные владения и решил украсить столицу и двор такой роскошью, чтобы переплюнуть не только монгольских ханов, но и китайского императора и индийских махараджей. Покои Батыя украшали парчовые и шёлковые ткани, персидские ковры. Изысканные блюда подавались на золотой посуде, инкрустированной драгоценными камнями. Конскую сбрую, оружие, одежду хана и его первых военачальников украшали крупные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, жемчуг. Хан завёл зверинец, где были тигры, львы, множество певчих птиц и даже слон. В пору умер любимый конь Батыя, и хан задумал сделать золотую статую арабского скакуна в натуральную величину. Мастеру, захваченному в своё время в Киеве,когда-то отливавшему колокола для православных храмов, приказали сделать золотого коня. По легенде на статую пошло 15 тонн драгоценного металла. Грандиозного сверкающего коня поставили у ворот Сарай-Бату. Батый решил, что две статуи, установленные по бокам ворот, смотрелись бы лучше. Был изготовлен второй конь, точная копия первого. Две статуи коней были сделаны из всего собранного за год в качестве дани золота (плюс рубиновые глаза). После этого убили русского мастера ,чтобы он уже не мог создать подобный шедевр.
Посол французского короля Людовика Святого, Виллем Рубрук писал: "Ещё издалека мы увидели сверкание у ворот и решили, что в городе начался пожар. Подъехав ближе, поняли, что это сияют в лучах восходящего солнца две золотые статуи коней".
В 1255 году Батый умер. После правления его сына Сартака за несколько неделей в Золотой Орде воцарился брат Батыя, Берке (Баркай). Новый властитель перенёс свою ставку в Сарай-Берке и поставил статуи к воротам новой столицы.Около 100 лет украшали кони ворота двух главных городов Золотой Орды.
Легенда о золотых конях Батыя утверждает, что после поражения на Куликовом поле раненый хан Мамай вернулся в Сарай-Берке, где и скончался. Его якобы похоронили под защитной стеной столицы Золотой Орды и в знак признательности его боевых заслуг положили в могилу одного из золотых коней.
Из мифологии образ лошади перекочевал в детские сказки. Например, хорошо известные русские сказки ("Золотой конь", "Сивка-Бурка", "Конёк-горбунок") и былина "Илья Муромец" часто используют образ удивительного коня. Сказочным лошадям "подвластно пространство и время, они с легкостью преодолевают огромные расстояния, спасают человека из самых сложных ситуаций, часто наделены способностью разговаривать". В сюжете народных сказкок "лошадь помогает своему наезднику вернуться из царства мёртвых, таким образом, преодолевается смерть".
Итак, в мифах различных стран можно найти большое количество сказочных лошадей. Это греческий конь Арейон, сын Деметры и Посейдона, который мог говорить человеческим языком и считался Богом. Это скандинавский конь Слейпнир с восемью ногами, олицетворяющий восемь ветров, чьим хозяином был верховный Бог Один. Довольно много в мифологии и лошадей с крыльями. Наиболее известный из них - крылатый конь Пегас, родом из мифологии древних греков. Именно этим лошадям чаще всего ставят памятники.
Памятник Курмангазы стоит в центре Астрахани и представляет собой 6-ти метровую бронзовую скульптуру лошади , на которой сидит Курмангазы с домброй. В Москве на Гоголевском бульваре есть очень необычный памятник лошади. Скульптура посвящена Шолохову и представляет собой человека, сидящего в лодке, по обеим сторонам которого находятся плывущие конские головы. В Красноярске есть памятник лошади, посвящённый русским казакам-первопроходцам Сибири.

Казак без лошади - не казак! (13 часть)
По сути своей казаки - это сословие, а не род войск, но им соответствовали вполне определённые войска, по тактике своей напоминающие улан. Вооружение казака - сабля, пика, кавалерийский карабин и пистолет; во многом тактика казаков была унаследована от конных лучников.
После монголо-татарского нашествия в 1242 г. появились первые казаки в пограничье Руси и Золотой Орды, столица которой находилась на территории Астраханского края, близ нынешней Астрахани. Они порвали со своей социальной средой и поселились на свободных окраинных землях в низовьях Дона, Волги, Яика, Терека... Служили в их пограничных районах.
Ханская Золотая Орда специально формировала летучие конные отряды из угнанных в плен русских юношей, называя их казаками. Казак без лошади - не казак. Казаки были составной частью Орды. Историки говорят, что в составе войск Золотой Орды была в 1256 году конница "казаков". Вооружением казаков была сабля.
Вольные казаки, состоявшие в основном из беглых крестьян и посадских людей, селились по реке Волге, где создавали казацкую вольницу.
В 1380 году энергичный хан Синей Орды Тохтамыш объединил Синюю Орду и Белую Орду в единое государство, правил им по 1395 год, имея свыше полмилиона лошадей.
В 1395-1395 годы трусливые правители Астрахани сдались эмиру, полководцу Тамерлану. Тамерлан отдал город на разграбление, затем поджёг его и разрушил. Он называл себя казаком! В его записках сообщалось: "Усвоивши манеру сражаться по-казачьи, он снарядил свои войска так, чтобы я мог, как казак, проникнуть в расположение моих врагов". В войске Тамерлана казаки считались "лучшими воинами, лихими наездниками, атак которых в конном строю не выдерживал ни один противник".
Вооружённые силы Золотой Орды, её внутренняя организация, внешние и внутренние войны были "школой", в которой вырабатывались свойства "степной казачьей" конницы.
В последующие за XIV веком времена во всех крупных сражениях преимущество перед конным, как и в древности, получает пеший бой. Конница опять становится вспомогательным родом войск. Так было во все времена до первой мировой войны включительно.
С 1547 г., как Иван Грозный вступил на престол, он для борьбы с Астраханским ханством привлекал к себе на службу казачьи войска, испытанные в войнах с осколками Орды-более 15 тыс. донских, терских и яицких казаков и 10 тыс. татарской конницы.Свыше 25 000 лошадей! Эти силы сыграли роль при покорении Астрахани.
В 1550 г. московские казаки (донцы) захватили Астрахань и пленили бывшего астраханского хана Дервиш-Али ибн Шейх-Хайдара.
Весной 1554 г. начался первый поход московского войска и казаков (35 000- 40 000 лошадей) на Астраханское ханство. Казаками руководил Даниил Чулков.
27 июня 1554 г. казаки Чулкова совместно с конницей Вяземского (2 500 лошадей) у Чёрного острова в районе Чёрного Яра разгромили наголову передовые отряды астраханских татар, во главе которых стоял Сакмак (Сакман, Сакаман, Салман).
Безлюдная Астрахань была занята без боя казаками-войсками Ивана Грозного. Русские рабы освободились.
Именно во времена Ивана Грозного, Бориса Годунова чеканили серебряные монеты с изображением на них всадника, с копьём или мечом в руках. Название копейка произошло от изображения на монете всадника с копьём.
7 июля русские конные отряды, возглавляемые казацким атаманом Ф.Павловым, захватили царский гарем, в котором оказались пятая жена Ямгурчи-царица Мергивана и дочь царя Балбиче. Казаки Вяземского блокировали ставку- "царев стан" Ямгурчи.
Только вольные казаки, остававшиеся добровольно на территории астраханской округи, переходили в разряд астраханцев. Астраханские казаки при переходе Руси (Русского государства) в Россию первыми осознали себя россиянами именно в Астраханском регионе и становились творцами истории нашего края. После присоединения Астрахани к Русскому государству какая - то часть донских, гребенских и волжских казаков, бывших в Московском войске, бросив якорь, осталась со своими лошадями на астраханской службе.
С присоединением Астраханского ханства к России по покорённой территории проходили сухопутные дороги.На лошадях и верблюдах ведётся торговля:купцы из разных местностей привозили красные кожи,бараньи шкурки,уздечки,сёдла,ножи.деревянную посуду,хлеб,свинину,товары из хлопка,шерсти и шёлка,шёлковые нитки,краски,грецкие орехи...
С 1560 г. в Астрахани прославлялись "воровские казаки". Казаки же с лошадями после "смуты" направились в Астрахань на службу уже в качестве стрельцов и имели другой социальный статус. Из них 1000 стрельцов, бывших казаков, были "настоящими солдатами", охранявшими крепость,оказавшуюся в числе сильнейших крепостей средневековой Руси, наряду с Московской и Смоленской. Крымско-ногайское войско безуспешно пыталось овладеть Астраханью.
В 1563 г. и 1577 г. годы казачьи отряды и стрельцы перешли с Нижней Волги на реку Терек.
В 1569 году в зимнее время состоялся совместный поход Крыма и Османской империи на Астрахань с целью взять Астрахань и построить там крепость. К туркам присоединился 15-й хан Крымского ханства Даулат-Гирей I (Девлет-Гирей) (1551-1577) с трёмя сыновьями и 50 000 всадниками (100 000 лошадей).Турки шли на конях вдоль Дона, а крымские татары- "полем", сойдясь с турками па Переволоке. Однако турки потерпели неудачу в строительстве канала от Дона до Волги и отправили суда вместе с тяжёлыми пушками обратно в Азов.Остальные войска двинулись к старой Астрахани, овладели ею без труда. "Когда же турки узнали, что Даулат-Гирей I со своей конницей вернётся в Крым после окончания строительства крепости,а они останутся зимовать в неприятельской земле,начался бунт". В итоге лошади и турки погибнули от голода и холода.
В 1580 г. в Астраханской крепости содержались " в готовности" 2000 казаков и стрельцов. Целая конница!
В 1582-1589 годах каменный кремль в Астрахани был построен силами не только людей, но и лошадей ( предположительно 6 000 лошадей - подвод).
В 1605-1606 г. Астрахань была взята и разграблена конницей, состоявшей из донских и гребенских казаков (8000 лошадей).
В 1606 г. терские казаки во главе с самозванцем, военным казаком Пётром Фёдоровичем Илейкой (ранее служилым казаком Илейкой Муромцем) совершили поход в Астрахань. На стороне восставшей Астрахани были воровские казаки верхом на лошадях, и провозгласили Илейку царём. "Астраханские люди" побили "воровских казаков".
Весной 1606 года восставшие казаки, придя на волжские низовья. решили идти на Москву. Крупный отряд воровских казаков и стрельцов (700 лошадей) из Астрахани направился в Царицын с целью овладеть его крепостью. Войско казаков двинулось вверх по Волге, разоряя все селения от Астрахани до Казани.
В 1613 г. к Астрахани выдвинулся Иван Заруцкий с Мариной Мнишек и царевичем Иваном Дмитриевичем, её сыном. В Астрахани он намеревался создать своё правительство. В августе 1613 года Заруцкий вошёл в Астрахань. Воевода Хворостинин не признал сына Марины Мнишек и был убит. Воинство Заруцкого представляло собой банду из волжских казаков и объявивших себя казаками беглых холопов, грабивших астраханских жителей. Заруцкий пытался завязать отношения с татарами , терскими казаками, персидским шахом Аббасом, но они отказались его поддерживать.
В 1616 г. в Астраханском стрелецком войске насчитывалось 1208 человек, в том числе 22 пушкаря, 172 конного стрельца. Их командирами были: Д.И. Милославский, А.Н. Шушерин, И.Г.Чертков, Г.А. Пальчиков, С.С. Соковнин. Постоянный гарнизон только одного в Астрахани состоял из шести сотен стрельцов.
Именно служилые городовые казаки на лошадях играли огромную роль в обороне и освоении южного пограничья России на Нижнем Поволжье и стали гарнизонами и первым населением поволжских городов и крепостей. Они вели борьбу с кочевниками и воровскими казаками, которые периодически перекрывали Волжский торговый путь.
В 1636 году "400 казаков, по свидетельству путешественника А.Олеария, хитростью напали на русский караван из 1 500 человек и перебили более половины их".
В 1654 году из Москвы чума перекинулась по Волге до Астрахани, ставшей главным транзитным пунктом на юге России в торговле со странами Востока. Не исключены жертвы чумы-лошади.
В 1660 году татары напали на Астрахань,разграбили,сожгли, но стольник Прозоровский отразил их от Кремля,перебив до 10 000 врагов.
В 1667 г. С. Разин появился впервые на Нижней Волге. Он набрал до 2000 лошадей. Отказавшиеся примкнуть к Разину стрельцы были поголовно перебиты. Уходившие добровольно с гарантией в Астрахань рядовые стрельцы присоединились к казакам.
В 1667-1669 годы казаки во главе со Степаном Разиным совершили походы в Астрахань "за зипунами".
В 1670 г. начался разинский мятеж. Казаки взяли город Астрахань. Летом и осенью войско Степана Разина , достигшее 10 800 человек (по другому источнику,1 200), после месячного пребывания в Астрахани двинулось вверх по Волге. В городе осталось 2 000 ( по другому источнику,1 500) казаков-всадников под предводительством трёх атаманов: В. Уса, Ф. Шелудяка, И. Терского.
В 1670-1671 годы в городе Астрахани с прилегающими территориями была установлена "Казачья республика". Эта казачья оккупация сопровождалась "безудержным террором и грабёжами".
В 1671 г. Степан Разин "был выдан царскому правительству казацкой старшиной....".
В 1692-1694 годы чума в Астрахани была "самою жестокою", унесла в могилу 10 383 человек из 16 000 населения города.Чума могла косить лошадей до 95 %.
В 1693 г. в Астраханской посадской общине числилось 18 конных и 4 пешего стрельца.
В конце апреля 1703 года нидерландский художник, путешественник и писатель Корнелис де Брюйн (Корнилий де Бруин) (1652-1727) побывал в Астрахани и писал,что в Астрахани размещёны 2 конных полка по 500 человек из здешних русских. Он видел "множество виселиц с разных сторон города, на каждой из которых висело по полудюжине казаков". Русские власти всегда рассчитывали на помощь конницы из кочевников и могли выставлять в поле до 20 000 войска.
В 1737 г. при Анне Иоанновне было решено организовать казачье население Астрахани. Указом Военной Коллегии было приказано сформировать Астраханскую казачью команду из 100 человек казаков и 20 новокрещённых калмыков. В таком виде команда просуществовала недолго.
Русское правительство подчинило Астраханское казачество центральной власти; использовало казаков для охраны границ и в войнах, превратило их в привилегированное военное сословие, создав из него иррегулярные войска. Казаки несли воинскую службу на своих собственных лошадях. Коневодство у них было общинное. Каждая казачья семья имела несколько кобыл, которые находились в общем "плодовом" табуне.
К 1742 г. калмыки разбежались, уведя с собой казённых лошадей.
В 1750 г. команда эта была преобразована в Астраханский казачий военный полк в 600 человек. Для поселения полка в 5 вёрстах на Юго-восток от Астрахани была создана станица Казачебугровская. Организованное таким образом, Астраханское казачье Войско несло регулярную кордонную и- охранную службу. Высылались казаки и для охраны рыбных и соляных промыслов, выставляли кордоны по Волге и на почтовых трактах в Калмыцкой и Ногайской степи. Ряды казаков непрестанно пополнялись вольными людьми.
В 1762 г. Правительство запретило принимать в казаки " бродяг и беглых людей ".
В 1764 году много казачьих лошадей служило в военных поселениях или станицах Астраханского края: Городофарностинская, Дурновская, Лебяжинская, Замьяновская (Астраханского уезда), Сероглазинская, Копановская, Ветлянская, Грачевская (Енотаевского уезда).
В 1784 г. присоединены к Астраханскому казачьему полку - Енотаевская конская команда, в 1786 - Чёрноярская и Красноярская, а 1801 г. Саратовская, Камышинская, Царицынская и остатки волжских казаков, образовавшие в 1802 г. станицы Александровскую и Пичужинскую.
В 1803 г. число строевых казаков достигло до 1 600 человек (около 5 000 лошадей).
В 1808 астраханские казаки разделены на три конские полка, на обязанности которых лежало содержание кордонов на четырёх линиях: Каспийской, на протяжении 260 верст - 14 постов; Ахтубинской - 270 в. - 17 постов; Елтонской и Узенской на 580 в. - 23 поста.
В 1816 г. для усиления боевой силы казаков предписано сформировать полуроту конной артиллерии 6 орудийного состава.
В 1817 г. утверждено положение о воинском и гражданском управлении и полки переименованы в Астраханское казачье войско. Первым войсковым атаманом, в 1818 г. выбранным из казачьего сословия, был войсковой старшина В. Ф. Скворцов.
В 1833 г. Астраханское казачье войско выделено из состава Кавказского корпуса и подчинено астраханскому военному губернатору. В 1836 из 4-х оберегательных линий были образованы три; в 1861 уничтожены были все эти линии, а сформирована была новая Кумо-Манычская, которая в 1864 году уничтожена.

Астраханские калмыки-всадники (14 часть)
В 1613 году часть ойратских племён торгоутов, хошоутов и дербетов, каждая во главе со своими предводителями, тайшами, переселилась из Джунгарии (Западной Монголии) в низовья Волги. Там такие племена стали известны под названием калмыков. Первую группу переселенцев возглавил предводитель торгоутов Хо-Урлюк (с шестью своих сыновей и с 50 000 лошадей; 5 000 кибиток).Вскоре к группе присоединилась вторая группа 3 000 кибиток Хошоут (9 000 лошадей).
Так кочевники - калмыки впервые двинулись к Волге.
В 1630 и в 1644 годах Хо-Урлюк напал на Астрахань два раза. С лужба калмыков чисто конная, с луками и копьями, а огнестрельное оружие редко применялось.
В 1625 году в Астрахани первый русский гостинный двор был выстроен в складчину иноземцами.
В 1632 году калмыки закончили собой движение кочевых орд с востока на запад и "в числе почти 250 000 душ" прикочевали навсегда, "расположив свою ставку на берегу реки Ахтубы".
Кочевой образ жизни калмыков, связанный со скотоводческим типом хозяйствования, повлиял на то, что основным видом жилища калмыков служила покрытая войлоком решетчатая кибитка. Она сооружена из кошем, то есть из войлочных ковров, из овечьей или верблюжьей шерсти. Деревянный остов состоял из 6-8 складных решеток, двухстворчатой двери, круглых или квадратных в разрезе и заостренных на верхнем конце жердей от 66 до 146 штук и верхнего круга. Все внутренние стены кибитки занавешивались сплошной ситцевой или коленкоровой занавеской, коврами,кошмами,шкурами,цинковами (чаканками), а земляной пол застилался кошмой или коврами. Зимой земляной пол утеплялся бараньими, козьими, телячьими, сайгачьими шкурами и толстой кошмой. Ночью кибитка освещалась светильником, заполнявшимся салом.
В середине кибитки всегда находится таган (очаг).Здесь же постель, сундуки, жертвенный стол с бурханами (идолами). Налево от входа находится конская сбруя.
Кибитка - сборно-разборное жилище, очень удобное, прочное, лёгкое и простое по устройству. Добротное войлочное покрытие кибитки хорошо выдерживало резкие перемены климатических условий: в жаркие летние месяцы в ней было прохладно, а зимой кибитка защищала людей от холодных ветров и морозов.
Почти все калмыки живут в кибитках круглый год.
Калмыцкие лошади очень редко болеют, видимо, благодаря своей генетике и кочевому образу жизни. Их толстая кожа отлично приспособлена к холодному климату, не перегревается летом и не переохлаждается зимой. Лошади, как верблюды, способны долгое время идти и жить без корма, получая энергию из запасов жира. Даже зимой под снегом для них не составляет труда найти корм. Калмыцкая лошадь имеет крупную горбоносую голову, короткую с кадыком шею, сильно развитую нижнюю челюсть; спина прямая и прочная, ноги крепкие, сухие, с развитыми мышцами, светлой,по большей части,масти. Масть чаще всего рыжая (бурая и гнедая). Лошади стройны, очень надёжны, лёгки, игривы, вихревы и быстры.Они способны бежать без остановок,без отдыха и корма до 100 и более верст. Характерно для лошади запавшее запястье, "бесколенность". Средний рост маток 141 см, живой вес 390-400 кг. Лошадь была выведена калмыками в 17 веке. Она произошла от монгольской лошади, чистокровной английской породы и восточных лошадей. Эта "термоядерная" смесь и дала калмыцкой лошади столько преимуществ: скорость, прекрасный экстерьер, резвость и верховые качества. Порода считается мясной, достигая в весе 500 кг. Её используют как кумысную лошадь, так как она даёт много молока. Кочевая жизнь калмыков заставляет их иметь "самое ограниченное количество предметов хозяйства и при том, чтобы они были приспособлены к помещению в тесной кибитке и к перевозке не на телегах, а вьюком". Любопытно,что число калмыцких лошадей в XIX веке было более 500 000 голов в России.
Пища калмыков мясная, молочная и мучная. Калмыки питаются кониной, верблюжатиной, притом не пропадает и падаль, если "животное околело не от заразительной болезни".
Женятся калмыки в 15-19 лет. В день брачной церемонии жених, в большой компании друзей, едет к невесте и везёт с собой арьку (водку, перегоняемую из кумыса, крепостью не выше 18 градусов), разные угощения (чай,конфеты,пряники), кумыс, сваренного барана или лошадь и белый платок с серебряной монетой.А богатые женихи везут ещё шубы,халаты,деньги и в подарок лошадей. "Дружки" жениха по традициям "похищения" хватают невесту, вытаскивают из кибитки, сажают на лошадь, садятся и скачут от кибитки родителей невесты к группе кибиток родителей жениха, где уже всё приготовлено для пиршества. По традиции хозяин выплескивает немного арьки в дверь: пусть лошадь всегда стоит в седле.
В буддизме лошадь есть нечто неразрушимое, вечное, скрывающее природу вещей. Одним из главных образов Авалокитешвары и Гуань-Иня является крылатый конь Туча. К тому же по старинным преданиям Будда покинул свой дом именно на белом коне.
В 1663 - 1665 годы в Астрахани основан русский гостиный двор, до этого русские купцы в силу неспособности конкурировать с азиатскими купцами почти не торговали с зарубежными странами, в основном товары продавали хивинцы, бухарцы, армяне, индийцы, привязав лошадей и верблюдов на улице.Тут сосредоточивалась торговля с киргизскими, калмыцкими, хивинскими,туркменскими всадниками. Кочевники не любили европейских магазинов.
В 1677 году подошло 4000 кибиток Дурбат и 8000 запасных лошадей. Ими в течение 1670-1724 годов правил первенствующий тайша Аюка (1642-1724) (он же ч етвертый главный калмыцкий тайша (1672-1690), первый калмыцкий хан (1690-1724), старший сын и преемник Пунцука , внук Дайчина и Эрдэни-Батура).
В 1701,1744 и 1764 годы из-за междусобиц часть калмыцких всадников ушла в Джунгарию. Группа кибиток Убаши ( примерно 90 000 лошадей) откочевала обратно в Китай.
В 1727 году при Аюке- хане отряды калмыков, когда выступали против кубанских и крымских татар, выставляли 10 000 - 20 000 всадников и больше, "не требуя великого жалованья". Отряды калмыцких всадников для борьбы с другими кочевниками всегда пригодились и обходились очень дешёво.
Русская армия нанимала калмыков, населявших степи в районе Астрахани, применяла их в рейдах на территорию Швеции. Определённая ставка делалась на то, что эти колоритные всадники окажут моральное воздействие на местное население, запугивая его. Калмыки, представители кочевых народов, использовали в боях свои традиционные сложные (композитные) луки вплоть до XIX века. Peter Henry Bruce, посетивший Россию в XVIII веке, так описывал этих степняков: "Они низки ростом и как правило кривоноги, поскольку либо постоянно сидят на коне, либо, садясь на землю, сворачивают ноги перед собою. Их лица широки и плоски, с приплюснутыми носами и чёрными глазами, расставленными, как у китайцев. Кожа их оливкового цвета, а лица покрыты морщинами и почти лишены растительности. Они выбривают себе головы, оставляя только пучок волос на макушке".
В 1733 году отряд, составленный из 4 000 калмыков и 1 000 донских казаков, совершил поход в Дагестан, где и сражался с войсками Отемшанского султана Махмуда.Очевидно общее число 10 000-15 000 коней.Видную роль играл Дондук-Омбо,который "усердно добивался для себя ханства, каковым и был признан в 1737 году".Тогда "степи между Башкирею, Яиком и Волгою были заняты калмыцкими улусами,считавшими у себя десятки тысяч кибиток". Это примерно 30 000- 40 000 лошадей.
По указу Сената от 4 января 1737 года в день 10 февраля была сформирована Астраханская трёхсотенная (300 лошадей) казачья команда, в состав которой вошли 277 крещённых калмыков.Эта команда предназначена для конвоирования курьеров, почты и караульной службы, а также для прикрытия обширных степных пространств от набегов казахов и закубанских татар, грабивших русских поселенцев , российских подданных - калмыков и ногайцев. Командиром команды был назначен А. Н. Слободчиков, выходец из астраханских стрельцов. Однако сам строй жизни калмыков был "чужд оседлости и элементарным понятием воинской дисциплины". К сентябрю 1737 сбежали 150 калмыков вместе с лошадями.
В 1741 году, когда умер хан Дондук-Омбо, начались усобицы;гибли "насильственною смертью один за другим владельцы, нойоны, зайсанги".А их лошади попали в руки агрессора.Это случилось в годы губернаторства известного историка В.Н.Татищева (1741-1745), назначенного Правительством "особого начальника" "Особой калмыцкой комиссии".
В 1742 г. большинство калмыков дезертировало, украв казённых лошадей.В команде осталось 111 человек. Для пополнения команды стали набирать в неё "всякий сброд".
В 1743 г. казаки по указу императрицы Елизаветы Петровны вошли в состав гарнизона Енотаевской крепости ( около 1265 лошадей,привезённых из Астрахани).
В 1746 г. под Красным Яром казахи захватили в плен 700 калмыцких коней.
28 марта 1750 г. Астраханская казачья команда (трёхсотенная) была переформирована в Астраханский казачий военный полк ( 600 коней). Полк получил новые знамёна и печать, на которой под короной и саблей (воспроизведение астраханского герба) был изображён скачущий влево казак, натягивающий лук. По краю шла надпись: "Печать Астраханского казачьего конного полку". Полк составлял передовую, легкоконную часть кочевого войска и нёс регулярную кордонную и охранную службу.
В 1771 году правящий с 1761 года наместник Калмыцкого ханства Убаши (Убуши) и нойны увели большую часть своих подданных с 60 000 лошадями с левобережья Волги обратно в Джунгарию. При этом Россия потеряла 124 тысячи (по другим данным,170 тысяч) своих подданных - калмыков с лошадями.Уход калмыков изменил обстановку, расклад сил и этническую ситуацию в астраханских степях. В Астраханской губернии осталась небольшая часть калмыков (13 000 кибиток по 2-3 лошади по России), поданных России.
В декабре 1773 казахи разбили форпосты и, переходив через Волгу на нагорную сторону, побили многих людей, отобрали прочих в плен, угнали скот, лошадей. Для противодействия казахским набегам по луговой стороне Волги и на форпостах предписывалось содержать по 30 казачьих лошадей, а в общей сложности для этих целей было рассредоточено по станицам 330 лошадей.
В июле 1774 г. калмыки были переведены на права казачьего сословия в положении военно-служилого населения.
Калмыки выступили в поход под командой: 1-й отряд Серебджаба Тюменя (которого поставил его отец Тюмень-Джиргалан) в 1250 человек, 2-й отряд- Торгоутовского владельца Санджи(Санжи)-Убаши в 1150 человек. Савельев тогда руководил формированием 10 калмыцких полков, которые состояли из 5196 человек. Отряд Тюменя сопровождал пристав Амельченков. В отряде было 2 500 лошадей и 125 верблюдов.
У калмыков Астраханской губернии скотоводство более страдало от суровых зим, в особенности гололедицы и снежных вьюг (шурганов): погибло более 500 000 голов скота.Полмиллион жертв! Главными причинами огромных потерь являлось отсутствие запаса корма на зиму, а потому скот всю зиму паселся под открытым небом,на подножном корму. О количестве погибших лошадей не сообщалось.
В кампанию 1807 г. калмыки снарядили более 5 000 человек, а через 5 лет просили снарядить два полка всего в тысячном составе.
К маю 1807 г. на сборный пункт явилось 10 пятисотенных полков, имевших на вооружении около 2800 ружей, до 800 сабель и более 2000 пик. Калмыцкие всадники прибыли "о двуконь", полки имели более 10 200 лошадей.
К концу 1807 калмыки снарядили и выставили к Екатеринограду вновь пять пятисотенных полков.


Первый государственный конный завод (15 часть)
В конце XV века на Руси первый государственный конный завод был организован в селе Хорошеве, под Москвой, куда в большом количестве поступали заводские восточные лошади. За долгие годы татарского ига коннозаводству на Руси был нанесён непоправимый вред.
Губы лошади могут иметь различные ранения; часто встречаются разрывы углов рта, жесткие мозолистые образования, которые препятствуют управлению лошадью и использованию ее в работе. Лошади имеют недостатки и пороки органов зрения. К ним относятся катаракта и кератит, в результате которых образуется бельмо роговицы глаза. Осмотр ушей тоже важен. Слабая или полная неподвижность ушей может быть признаком паралича соответствующих мышц и, как правило, связана с ослабленным слухом или полной глухотой. Возможны разрывы и обмораживания ушей.
В 1511 году царь Фёдор Иванович издал Указ об учреждении Конюшенного приказа и конюшенной казны, назначил на должность конюшего - невероятно почётную - Бориса Годунова, брата своей супруги. В ведении будущего правителя оказались все придворные конюшни и государственные заводы по разведению лошадей.
В 1550 году была установлена новая податная единица, сохранившая старое название "соха". Сохой стали называть определённое количество распаханной земли. Соха делилась на четверти.
В 16-17-х веках появляются многочисленные конные дворцовые, монастырские и боярские заводы .
С начала 17-го века начинают развиваться государственные, частновладельческие и военные конные заводы , которые в основном выращивали лошадей для нужд вооружённых сил. Тогда в Конюшенном приказе главным являлся ясельничий, которому было по штату положено множество помощников (не менее 500 человек): помимо дьяка и казначея, столбовые приказчики и конюхи, причем последние могли быть стремянные, задворные, стряпчие, стадные. В то время конные заводы именовались "кобыличьи конюшни", и в России их насчитывалось 16. Разводилось всего две породы: "русская" и "аргамачья". Конюшни для размещения племенных лошадей оптимальны на 20,40,60,80,100, и 200 голов.
В период с 1629 по 1676 год (при царе Алексее Михайловиче) при дворе в конюшнях содержалось свыше 50 000 лошадей, 40 000 из них предназначались для воинов и царской свиты, 3 000 являлись запасными, царь и его семья ограничивались двумя сотнями лошадей для своих нужд, а оставшиеся 100 скакунов принадлежали боярам.
В 17-м веке началось развитие современного плуга.
В 17-19-м веках в конных заводах стран Западной Европы были созданы: чистокровная верховая, американская стандартбредная, брабансоны, першероны, ардены, шайры.
К началу 18-го века в России конные заводы занимались преимущественно выведением верховых пород лошадей, предназначенных для двора великого князя, а далее - царского двора. В составе регулярной кавалерии при царе Пётре l было уже 60 000 лошадей.Они использовались на строительстве новой российской столицы - Санкт-Петербурга. Генерал-фельдмаршал,кавалер, граф Б. П. Шереметев (он же был астраханским совоеводой в 1708 году) получил 2 конных завода, которые благополучно просуществовали до середины XIX века.
В 1732 году в селе Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе коновальная школа.
В 1739 году в России насчитывалось 28 конных заводов,а к 1814 году появилось 1339 заводов подобного типа.
К началу 1740 года на заводах, принадлежавших царской семье, содержалось 1685 великолепных племенных лошадей.
В конце 18-го века появились первые металлические конные плуги. Любопытно, что в России плуг появился в лесостепной полосе уже в 8 - 9 веках накануне образования Киевской Руси.
В 1802 году заводское производство конных плугов в России началось.Выпускались плуги беспередковый и с русским передком.
В XIX веке количество государственных конных заводов постепенно уменьшается, а частных увеличивается. Самым известным в то время стал конный завод графа А. Г. Орлова-Чесменского (там был выведен орловский рысак) - Хреновской конный завод.
В царский период существовали: дворцовый конный завод, монастырский конный завод, боярский конный завод, государственный конный завод, военный конный завод, частновладельческий конный завод.

Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член

Российского Общества историко-архивистов.Астрахань
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован