12 ноября 2007
2767

Покажи себя миру, Москва!

Туристическому сервису не хватает гостиниц и общественных туалетов.

Мы частенько повторяем: "Москва не сразу строилась". Это относится и к новой эпохе жизни Белокаменной как столицы государства Российского. Город решает бесчисленное количество разнообразных проблем. И как-то за ворохом задач столица несколько подзабыла о туризме. Нет-нет, мы имеем в виду не тот романтический туризм, который "за туманом и за запахом тайги". Москва - город с 860-летней историей и богатейшими традициями. Казалось бы, она должна стать чуть ли не Меккой для путешественников - наряду с Парижем, Лондоном, Мадридом. Готова ли Первопрестольная соответствовать представлениям о туризме на уровне ХХI века? Об этом корреспондент "ВМ" беседовал с депутатом Московской городской думы от фракции "Единая Россия", членом комиссий МГД по городскому хозяйству и жилищной политике и экономической политике и предпринимательству Михаилом БУЯНОВЫМ.

- Михаил Александрович, до сих пор многие горожане туризм ассоциируют только с отдыхом, поездками к морю или в горы. А ведь в действительности это колоссальный мировой бизнес. Бюджет Лондона на 70% формируется за счет туризма. Бюджет Москвы - лишь на 8%! Как же так?

- Москва - город реального сектора экономики. Бюджет столицы формируется за счет работающих предприятий и различных сфер деятельности. А вот о туризме мы вспомнили, пожалуй, несколько поздно. Недавно, кстати, в городе принята программа повышения международного авторитета и формирования положительного образа Москвы. Весьма своевременно. Но ведь имидж - понятие всеобъемлющее. Не последнее место в его повышении играет способность города обеспечить качественное туристическое обслуживание. Ведь кто, как ни гости столицы, смогут рассказать за рубежом о Москве. Встретят их хорошо - и рассказы эти будут радужные. Останутся недовольны, и это наверняка отразится на информации о нашем мегаполисе.

Вы посмотрите, как изменилась столица в последнее десятилетие. Город стал другим. Я помню, какими были десять лет назад столичные магистрали. Но дороги уже стали качественно иными. Сформировалась совсем другая сфера обслуживания. Вспомните наш ненавязчивый сервис. Теперь, например, система общественного питания приспособлена и для студентов, и для бизнесменов - для всех слоев общества. Посмотрите, насколько благоустроенной стала Москва, ее улицы и дворы. Летом и осенью она утопает в цветах, чего никогда не было. Совсем недавно в вечернее время столица освещалась довольно скудно. А сейчас как красиво подсвечены московские улицы, затейливо, с выдумкой. Но вот как-то я разговорился с молодым человеком - коренным москвичом. Он мне сказал: "А ведь красоты Москвы, ее своеобразного облика пока не видно. Наш город пока не сумел показать себя во всей своей гордой красе". И я вынужден был с ним согласиться. Во-первых, на улице чрезмерное количество наружной рекламы, этих огромных уличных стендов. Есть определенные перегибы в формировании ее архитектурного облика. В середине 90-х годов стали вырастать как грибы после дождя палатки, торговые домики. Они загораживали станции метро, фасады зданий, потом со временем вдруг "превращались" в стационарные здания. А снести их теперь достаточно сложно.

Мы за последние 15 лет пережили настоящий строительный бум. Проезжаю по городу, отмечаю: да ведь это здание еще вчера выглядело таким неухоженным, обшарпанным, серым и тусклым. А сегодня его уже привели в надлежащий вид. Погибающая в руинах жемчужина русского зодчества - резиденция Екатерины II в Царицыне - возрождена усилиями московского правительства за два с небольшим года.

- Знаете, я живу неподалеку от этих бывших царских развалин и вижу, как старую обновленную резиденцию штурмует молодежь. Ребята выстаивают в огромных очередях, чтобы попасть в музей! В свой выходной. Иностранцы появились в Царицыне - ходят, изумленно качают головами.

- Вот видите! Нужно судить по делам. А критиковать всегда легче, чем заниматься делом. Мы видим, как постепенно начинает формироваться сувенирная промышленность в городе. Стали появляться вывески на латинице. То есть исподволь все-таки Москва возводила фундамент, на котором можно построить здание современного туризма.

Но! Начну с малого. Я подсмотрел в Голландии: там устроены велосипедные дорожки, трассы для катания на роликах. А у нас даже в парках этого нет. Хотя еще в конце позапрошлого века в районе нынешнего стадиона "Динамо" была выделена специальная площадка для велосипедистов. Вы спросите, причем здесь туристы? А притом, что в этом деле нет мелочей. Вернее, инфраструктура туризма состоит из множества самых разных крупных и мелких деталей. Москве прежде всего следует создавать те заповедные уголки, которые можно и нужно показывать иностранным гостям, не знакомым с нашей историей и культурой. Считаю, необходимо принять специальную городскую программу. Путешественник приезжает в туристические центры Европы или Северной Америки, и там ему всегда доступны карты, на которых показаны основные достопримечательности данной местности. И видно, что это готовые пешеходные зоны. Туризм! Это и реклама, и пункты питания. И общественные туалеты, в конце концов.

- В Минске на всем протяжении проспекта устроены общественные туалеты, причем стерильной чистоты. А в Москве таковых, увы, нет. И куда бедному туристу-Робинзону податься?

- Верно. У нас в городе туалеты исчезли. На углу Неглинной и Кузнецкого Моста всю жизнь был общественный туалет. Сейчас там развлекательный центр. Сходить в туалет, помыть руки - для туриста это само собой разумеющийся атрибут городской инфраструктуры, примета нормального сервиса. В передвижные домики-будки, заменившие стационарные туалеты, туристы ходить не будут. Они этого сервиса не поймут. Мы живем в ХХI веке. Что это за выгребные ямы? Такие будки позволены для летних кафе, не более. Эти вопросы надо решать. А транспортная составляющая? Надо делать специальные стоянки и разворотные круги для туристических автобусов, чтобы показать город во всей его красе. В том же Лондоне, например, ходят открытые двухэтажные туристические автобусы. Какая панорама города открывается! Надо осваивать для туризма и Москву-реку. Но не будут же иностранные туристы платить деньги за поездки на устаревших речных трамвайчиках? В Санкт-Петербурге, например, появились современные небольшие прогулочные суда. У нас таких нет. В городе действует программа по созданию водного такси. Но этого мало. А программы по развитию водного туризма пока нет.

Ворота столицы - аэропорты. Приезжаешь - и проблемы начинаются уже при сходе с трапа самолета. Паспортный контроль приезжие проходят по полтора-два часа! Зачем туристам эти прелести нашей экзотики? Что, нельзя устроить специальные кабинки для пропуска гостей города и подготовить девушек-прапорщиков в достаточном количестве? А таможня? Еще одна проблема. А как добраться иностранцам из аэропорта в центр столицы? Сейчас создается соответствующая транспортная инфраструктура. Но кто же о ней поведает иностранцу, не владеющему русским языком?

- А гостиницы? Разве они отвечают критериям, к которым привыкли привередливые иностранные гости?

- О, это очень серьезная проблема. В Москве заполняемость гостиниц, во всяком случае, класса 3 - 80 процентов. То есть они работают на износ. Отели должны заполняться не более чем на 70-75 процентов, потому что современному отелю нужно постоянно проводить множество ремонтных и профилактических работ. Гостиницы - это комфорт, порядок, респектабельность. В Москве действует программа, согласно которой к 2010 году город получит 353 новых отеля. Всего их будет более 500. Но ведь в Париже 1700 гостиниц. То есть надо догонять. Между тем есть проблемы, связанные с особой позицией Мосинвестконтроля, возражающего против выделения земельных участков под строительство отелей на бесконкурсной основе. И опять уходит дорогое время на разбирательства, доказательства. Ведомство исходит из благих побуждений, но в результате тормозится очень важный процесс.

В конце концов, туризм - это весьма перспективная сфера экономики. И Москва должна зарабатывать с ее помощью. Создавать новые рабочие места. Нам надо привлекать к развитию туризма и малый бизнес. Это важно. Я наблюдал в Праге, как востребованы небольшие частные гостиницы - уютные, почти домашние. А кафе, таверны, бистро. И это дело малого бизнеса. Знаю одно маленькое туристическое бюро. Оно проводило экскурсии, посвященные московским конфессиям. С посещением мечетей, православных храмов. Гиды рассказывали о московских диаспорах. И такой туризм нужно развивать, вкладывать деньги. Да Москва просто переполнена всевозможными "интересностями" для приезжего человека. Скажем, Москва - архитектурная. Или литературная. Представьте, как можно было бы обыграть хотя бы знаменитый "нехороший" булгаковский дом - "героя" бессмертного романа "Мастер и Маргарита". Или же Москва - купеческая. Это тоже огромный и примечательный исторический пласт жизни нашего мегаполиса. Вот видите, нам есть над чем работать.

- Что-то тормозит этот процесс?

- Я бы не так поставил вопрос. В столице чувствуется огромное желание наверстать упущенное. Но это довольно сложно. Программа по строительству гостиниц действует. Но ведь туристская инфраструктура - это не только гостиницы. Очевидно, следует принимать соответствующую - отдельную - городскую целевую программу. Тогда дело пойдет активнее. Кстати, МГД приняла решение о создании рабочей группы по развитию гостинично-туристического бизнеса.

- Вы коренной москвич. Какой уголок города хотели бы восстановить вы таким образом, чтобы он стал доступным для массового туризма?

- Не буду оригинальным. Я очень люблю Замоскворечье. И оно начинает преображаться прямо на глазах. Но восстанавливать нужно очень бережно - так, чтобы показать все очарование этих старых, чисто московских районов. Их нужно реконструировать и в то же время предать им первозданный вид. Вдохнуть в них тот истинно московский дух, которым всегда славилась Белокаменная. Москве есть что показывать миру. И мы должны напомнить ему об этом.

Владимир Ратманский
Вечерняя Москва, 12 ноября 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован