24 ноября 2006
3003

ОБЪЕКТИВНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ - ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

С трибун различного уровня активно говорится о важности информационной поддержки приоритетных национальных проектов. О ее недостаточности, приводящей к неосведомленности тех, на кого, собственно, и направлены приоритетные проекты. Россияне не знают о том, что включают в себя эти программы, для чего они созданы, какие возможности в них заложены и вообще какие конкретные действия от граждан ожидаются. Существуют даже мнения, объясняющие пассивность жителей регионов в использовании возможностей, предусмотренных нацпроектами, нехваткой информации.
То есть возникает ощущение единодушия в оценке ситуации и по поводу важности информационного освещения государственных инициатив, и по поводу его нехватки. Между тем, существует меткое высказывание Гегеля: "Когда все думают одинаково, значит, никто не думает". В нашем случае это касается отсутствия у профессионального сообщества - я имею в виду тех, кто профессионально, так или иначе, связан с нацпроектами, - четкого понимания качественных характеристик информации, необходимой для эффективного освещения национальных проектов. Чем средства массовой информации могут помочь в реализации национальных проектов? В принципе, что такое эффективное освещение? В чем может проявляться этот эффект? Основные проблемы СМИ, информирующих общественность о ходе нацпроектов, можно разделить на две большие группы.
Первую можно условно обозначить как стереотипные подходы.
Очевидно, что целенаправленная работа по глубокому и объективному освещению национальных проектов возможна в том случае, когда СМИ имеет собственную позицию по отношению к этой инициативе государства. Сегодняшние же мнения о национальных проектах в основном сводятся к двум тезисам:
Первый - сама по себе идея национальных проектов, кроме того, что является замечательной, подкреплена финансовыми ресурсами - и это хорошо, то есть со стратегией все нормально.
И второй - тактика страдает, и при этом все, что касается конкретного воплощения задуманного, подвергается жесткой критике.
Критика вообще сегодня является самым распространенным жанром, и особенно - когда речь заходит о делах власти. Что крайне досадно. И не только потому, что журналистика в принципе владеет богатейшим стилевым и жанровым разнообразием - речь о том, что эта профессиональная палитра при ее достойном использовании в состоянии выполнять разные задачи.
Уже недостаточно эмоционально написать: "...Не надо повышать рождаемость, надо увеличивать продолжительность" - непонятно с какой целью и рассчитывая непонятно на какую аудиторию. Для простого гражданина это будет еще одно эмоционально заряженное высказывание - информации о национальном проекте это ему не прибавит. Профессионал же все проблемы, которые лежат на поверхности, и так знает - все умные люди. Вывод: если мы принимаем, что задумка национальных проектов полезна и нужна российскому обществу, даже если какая-то подпрограмма подразумевает простое распределение ограниченных ресурсов и основной проблемой встает ее текущее исполнение, конструктивнее привлечь на свои страницы, на свой канал специалиста, непредвзятого эксперта, который в состоянии оценить проводимые мероприятия и предложить реальные шаги по решению проблемы.
Вот, например наш журнал "Национальные проекты" появился как инициатива Издательского дома, органично продолжающая линейку информационных продуктов для профессионалов. Так называемый В2В (be-to-be) формат. То есть авторы журнала, его эксперты и читатели - это люди, ежедневной профессиональной деятельностью которых является реализация национальных проектов. Мы просто предоставили им площадку для профессионального общения, обмена полезным опытом. Создали рабочий инструмент для деятелей нацпроектов. При этом редакция сознательно выбрала спокойный стиль изложения, который позволяет высказываться людям с противоположной точкой зрения и даже спорить на страницах журнала. То есть, с одной стороны, мы не пытаемся на ровном месте создать сенсацию, с другой стороны - мы спокойно, без истерик рассказываем об основных проблемах, с которыми сталкиваются субъекты национальных проектов. И зачастую это вызывает довольно бурную ответную реакцию стороны, которую критикует автор той или иной публикации.
Вторая группа проблем информационной поддержки нацпроектов касается сложностей с получением информации.
Иногда в работе, особенно с органами власти, возникает ощущение попытки отстранить прессу от актуальной информации по национальным проектам, то есть как будто национальные проекты - это дело, причем секретное, касающееся лишь правительства, профильных министерств и подведомственных структур, а не всех граждан страны, в том числе, если говорить про профессиональные группы, региональных государственных служащих, непосредственных исполнителей нацпроектов, которые являются нашими подписчиками и которых мы обязались снабжать актуальной информацией. Все, что мы хотим, - это реализовывать наше право как СМИ на получение и распространение достоверной информации.
Что касается непосредственно проекта "Здоровье", существуют значительные трудности по получению информации - как от Минздрава, так и от Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ. Мы регулярно шлем письма с конкретными вопросами по темам номеров, а ситуация с Минздравом не меняется. То есть ни строчки на момент этой конференции мы оттуда не получили, если не считать ответа Михаила Юрьевича Зурабова на пресс-конференции нашему редактору.
С Федеральным агентством ситуация в настоящее время - после публикации нами материалов, касающихся конкурсов по медицинскому оборудованию, - несколько оживилась, и появился пока робкий, но все же поток информационных материалов.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что профессиональная работа прессы по освещению инициатив власти нужна ей, власти, не менее, а может, и более чем кому-либо. Причем подробная, достоверная, можно сказать, в духе "навязчивого позитива". Не секрет, что сегодня в России наблюдается ситуация общего негатива к любой государственной активности - опросы на улицах показывают высокий уровень недоверия ко всем властным декларациям: "Все равно все украдут, простому человеку ничего не достанется", - такие высказывания. Складывается ощущение, что общество не желает ничего знать. Посмотрите исследования ВЦИОМ в нашем журнале. При этом мы, имея дело с людьми - реальными исполнителями национальных проектов, видим, что многие из них несмотря ни на что выполняют нелегкую работу, что у них действительно при множестве сложностей есть находки, удачные решения, полезный опыт.
Мы ставим своей задачей донесение этого опыта до остальных участников национальных проектов, с тем чтобы его можно было применить в другом регионе и даже отрасли. Нашими авторами выступают чиновники, отраслевые и региональные руководители, столкнувшиеся с проблемами и как-то по-своему ее решившие. Эта информация сегодня как никогда необходима, причем в постоянном режиме - тем более полезно, когда ее источником выступает периодическое СМИ. Наши читатели делятся опытом, находят новые деловые контакты, уже есть примеры начавшегося благодаря журналу государственно-частного партнерства.
Поэтому мы еще раз призываем к свободному обмену информацией - полезной для всех субъектов национальных проектов.
Очевидно, что широкое освещение процессов, происходящих в нацпроектах, может улучшить отношение граждан к власти и сделать возможным всплеск народной инициативы, которой так ждут в связи с национальными проектами.

Эркенова Фатима Солтановна, Главный редактор журнала "Национальные проекты"

http://www.rus-reform.ru/doc
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован