01 июня 1980
5341

...Как свести [...] актерские работы Шагаловой

...Как свести [...] актерские работы Шагаловой - от довоенной еще, случайной, девчоночьей роли в протазановских "Семиклассниках" до старухи Павлы Петровны в "Женитьбе Бальзаминова"? Как свести к общему эстетическому знаменателю голубенькую Катю из "Верных друзей" или совсем уже ультрамариновую Настю из фильма "Они спустились с гор" и гротескнейшую Нельку "Рок-н-ролл" из картины "Я вам пишу"! Как добавить к ним положительнейшую до уныния маму из фильма "От пяти до двенадцати" (я намеренно опускаю лучшие роли актрисы, они важны и без всякой доминанты)? [...]

В самом деле, еще в самой первой "взрослой" роли - Вали Борц в герасимовской "Молодой гвардии", роли, за которую студентка ВГИКа была удостоена Государственной премии, - умение (еще инстинктивное) обнаруживать драматургию в себе самой проявилось уже достаточно отчетливо. Вспомним, что предоставили в романе, а затем в фильме Фадеев и Герасимов своей героине? Уже одно только, что она осталась в живых, в значительной степени ограничивало ее равноправие в трагической структуре повествования, снимало с ее девчоночьей судьбы тот налет неизбежной и высокой жертвенности, который определял все поступки и подвиги молодогвардейцев. Поэтому Валя и в романе - на периферии сюжета, она лишь оттеняет героизм более опытных товарищей своей наивностью, своей чистотой. [...] Однако наивность и чистота - не та материя, на которой можно выстроить полнокровный характер. И Шагалова делает свою роль сама, находит зерно внутреннего конфликта в перепаде между своей мальчишеской еще угловатостью и нарождающейся женственностью. В общей трагедийности картины она находит свою трагедию - трагедию несостоявшегося чувства, гибнущей, невысказавшейся любви. [...] любовь к Сереже Тюленину, та общность личного и героического [...], которая выдвигает достаточно пассивный характер Вали Борц на эмоциональную передовую сюжета.

Роль в "Молодой гвардии", единодушные похвалы критиков - все это стало для актрисы пропуском в "большое" кино. [...] Шагалова [...] играла в спектаклях [...], снималась в немногочисленных и не слишком запомнившихся зрителям фильмах. "Они спустились с гор", "В поисках адресата", "Рядом с нами", "Цель его жизни" - одни получше, другие похуже. Шагалова исправно повторяла в них задумчивость и чистоту, импульсивность и угловатость своей первой героини [...] - и мельчайшего намека на сложности жизни, психологии, характеров не найти в этих ролях.

И даже в первой послевоенной комедии М. Калатозова "Верные друзья", даже там Шагалова на периферии сюжета, в роли Катюши, самоотверженно спасающей породистый табун от могучего степного пожара. [...]

Перемены в творчестве Шагаловой проявляются не впрямую, они были не слишком заметны и в режиссуре и в драматургии тех фильмов, в которых она продолжала сниматься в середине 50-х годов. Однако движение характеров намечалось подспудно, неуловимо. В самом деле, что нового с точки зрения драматургической, интеллектуальной, изобразительной было в немудреном детективе А. Рыбакова "Дело N 306"? История взбалмошной и избалованной профессорской дочки, краешком биографии прикоснувшейся к миру преступлений, к темной стороне жизни, - кого нынче удивишь этим? Но в иерархии ролей актрисы, да и в иерархии новых ценностей нашего кино роль Людмилы Иркутовой имела значение по другому счету: здесь впервые после "Молодой гвардии", как ни мало сопоставимы эти картины, Шагалова вновь соприкасается с подлинностью, непростотой жизни, с внутренней конфликтностью психологии своей героини. [...] привычный актерский облик оказался сильнее успеха, и Шагалова продолжает сниматься в фильмах не слишком художественных достоинств.

В таких непохожих на первый взгляд картинах, как "Ровесник века" и эксцентрическая комедия "Не имей сто рублей", но откровенно гротескная роль ботаника Корецкой оказалась лишь оборотной стороной все той же шагаловской героини, только здесь она носила очки и бегала по полям и лугам с сачком и гербарием. [...]

Быть может, наиболее отчетливо эффектная бесхарактерность шагаловской героини тех лет проявилась в роли некоей Терезы, случайной пассажирки самолета N 713, попавшего в беду и попросившего посадки. [...]

К счастью, "713-й просит посадку" был одним из последних фильмов такого рода. В начале 60-х годов к Шагаловой приходят серьезные роли. И пусть это происходит не сразу, пусть ее Надежда Федоровна из чеховской "Дуэли" режиссера Т. Березанцевой была сыграна во многом еще в манере предыдущих ролей, но уже одного обращения к Чехову было достаточно, чтобы отбросить многое из накопленного за прошедшие годы.

Это было особенно важно и потому, что спустя два года после "Дуэли" Шагалову ожидала, наконец, настоящая роль, лучшая за все время ее работы

в кино. Произошло это в картине В. Ускова и А. Краснопольского. "Самый медленный поезд". Ранний рассказ Ю. Нагибина, по которому был поставлен фильм, лежал в той чеховской манере, которая оказалась близка героине Шагаловой.

Любопытно, что и здесь у нее нет имени, что она просто актриса, маленькая актриса в медленном поезде военной поры. Любопытно и то, что поначалу она тоже кажется пустенькой и легкомысленной, кажется случайно попавшей сюда, в этот неустойчивый военный быт, в чужое горе, в холод, неуют. Но где-то в глубине души она несет в себе ту же военную усталость, ту же безрадостную приспособленность к неудобствам, легким потерям и легким встречам, что и остальные ее попутчики, - драматургия щедро позволяет ей жить и чувствовать в той же эмоциональной плоскости, что и все пассажиры самого медленного поезда. Да и как иначе - не слишком талантливая фронтовая певичка в огромном треухе, поминутно наползающем на аккуратно подстриженную челочку. И в этой аккуратности отчетливо видится ее стремление сохранить свою женственность от непогоды и трудностей войны, сохранить, как единственное доступное ей оружие, как внутреннюю силу, позволяющую оставаться собой во что бы то ни стало.

И вся драматургия роли как раз и построена на этом медленном обнаружении характера героини. Потому нигде, может быть, этот конфликт между внешностью и естеством не проявлялся в ролях актрисы столь отчетливо и столь полно. Потому-то мне кажется эта роль лучшей из всех, исполненных Шагаловой до сих пор. [...]

После роли Актрисы Шагалова окончательно избавляется от прежней инерции, позволяет себе многое из того, что ранее казалось немыслимым. И прежде всего я имею ввиду ее работу в "Женитьбе Бальзаминова", где она сыграла нелепую и жалкую мамашу провинциального недоумка, пожелавшего жениться на богатой, мамашу, которая спит и видит блестящее будущее своего отпрыска, будущее, которое делает ему она сама.

Разумеется здесь было естественное желание попробовать свои силы в чем-то полярном обычной работе. Разумеется, атмосфера почти вахтанговской театральности, царившая на съемках "Женитьбы", тоже сыграла свою роль. Известная актриса могла позволить себе остаться неузнанной, а точнее - играть неузнанную, оставаясь собой. Но главное, наверно, все-таки в другом - в том, что Шагалова, наконец, обрела ту степень актерской свободы, ту зрелость таланта, которая заставляет ее менять амплуа, менять внешность, выходить на более широкий простор.

Сейчас Шагалова закончила сниматься в картине, поставленной по рассказу Горького "Скуки ради". Она играет здесь усталую провинциальную женщину, вся жизнь которой - в проходящих мимо полустанка поездах, в бесплодном ожидании чуда, в понимании того, что это чудо не состоится. И все-таки женщина ждет, наряжается, прихорашивается, надеется...

Мне кажется, что много лет Шагалова была похожа на эту женщину. С той разницей, однако, что она знала, что дождется. И дождалась. И не чуда, а самой нормальной актерской судьбы. И хорошо, что дождалась не слишком поздно.

ЧЕРНЕНКО М. Людмила Шагалова // Актеры советского кино. М., 1969.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=2417
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован