13 ноября 2007
3856

Игорь Елеференко: Мигрант - не нация, а обстоятельство жизни

Москва притягивает сотни тысяч мигрантов. Сегодня коренным жителям стало сложнее устроиться на работу, поскольку работодателям было выгоднее платить мигрантам скудную зарплату, нежели предоставлять москвичам полноценный заработок. И как-то само собой получилось, что дружеские узы народов бывшего СССР стали рваться и на их место выступила межнациональная напряженность со всеми привходящими, отнюдь не позитивными моментами.

Об этой проблеме мы решили поговорить с председателем Комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорем ЕЛЕФЕРЕНКО.

- Игорь Олегович, скажите, почему проблема незаконной миграции сегодня стоит так остро. Из-за нее в сущности на минувших выборах в Мосгордуму погорела партия "Родина" со своим антимиграционным роликом. Прошло всего два года, и, мне кажется, на нее теперь посмотрели совсем другими глазами. Почему так быстро изменились взгляды общества на присутствие мигрантов?

- Проблема эта глобальная и не является чисто российской. К примеру, Америка тоже устала от нелегалов. Опрос службы Gallup показан, что вопрос нелегальной иммиграции не беспокоит лишь 11 процентов жителей США. 50 процентов считают необходимым принять новые законы, направленные на регулирование потока переселенцев. А опрос телекомпании ABC показал: 56 процентов американцев считают, что нелегалы не помогают, а лишь ухудшают ситуацию в стране.

- Можно сказать, что нечто похожее происходит и у нас. Оказалось, что демократия не тот институт, который братает народы, иногда даже и наоборот?

- Надо сказать, что советская система при всех своих недостатках сумела выстроить государственную модель, сделав Союз - образование, казалось бы, не стабильное -монолитом. Монолитом стал и народ, скрепленный цементом идеологии. Когда социализм по известным причинам приказал долго жить, наша страна превратилась в постсоветскую биржу труда, куда хлынули народы всего бывшего СССР. Это породило парадоксальную ситуацию, совершенно не укладывающуюся в сознании: с одной стороны, люди день ото дня слышат гневные речи брызжущего слюной Саакашвили, с другой - видят его подданных, торгующих на столичных рынках и при этом нередко поддерживающих антироссийскую риторику. В нынешней России удивительная ситуация. Чем сильнее она становится, тем чаще ее называют колониальной державой и обвиняют в том, что она хочет возродить империю. А в последнее время, чего никогда не было, обвинили в том, что незаслуженно владеет богатыми недрами. Нам пытаются навязать чувство вины за бывшие окраины: мол, Россия веками угнетала малые народы. Но это совершенно не так! Надо помнить историю. Не ту, которую пытаются переписывать, а истинную историю государства Российского. Наша держава, развиваясь вширь, всегда поднимала и культуру, и экономику вошедших в состав империи народов. Никогда не было навязанных процессов ассимиляции и уж тем более перекрещивания народов. Иначе бы не было у нас ни мусульман, ни иудеев, ни буддистов. Не было бы многоцветья наций! Хотя при царском режиме, при правящей православной церкви это было бы очень просто сделать, как в свое время сделали турки на Балканах, в результате чего появились те же албанцы, те же мусульмане в Сербии и Хорватии, хотя по этнической принадлежности это, по сути, все те же славяне. Так что когда нам говорят, что мы несем некую ответственность, что мы виновны перед отколовшимися от нас ныне суверенными государствами, что мы должны испытывать перед их народами чувство вины, оправдывая тем самым миграционные процессы, это по меньшей мере неправильно. С другой стороны, в общественном сознании людей до сих пор не укоренилось понимание того, что Россия в ее нынешних границах - новое независимое суверенное государство, а те, кто в ней не живет, - иностранцы. К сожалению, и в бывших союзных республиках продолжают порой думать, что они дети одного государства. И у них возникает синдром обиженного ребенка, которому не позволяют взять приглянувшуюся игрушку (в нашем случае - энергоносители по внутри-российским ценам или возможности для неконтролируемой миграции). Вообще-то мы всей своей историей не были готовы ни к какой миграции. Мы долгое время жили за "железным занавесом". Ни о миграции, ни тем более об эмиграции и речи быть не могло. С перестройкой появилась внутренняя миграция, когда безболезненно можно было посещать любые города. Но рухнул Союз, появились новые государственные границы, которые при советской власти были лишь административными, и в Россию хлынул поток неконтролируемых мигрантов, которых до сих пор вылавливают сотнями и за деньги российских налогоплательщиков возвращают на родину, которая нередко ничего не может дать им кроме безработицы. Оттуда, где хорошо (много вы видели в московских дворах эстонских или казахских дворников?), к нам еще не едут.

- Последнее время мы привыкли к тому, что едут только к нам и в сердцах кое-кто порой говорит: "понаехали тут". Но может, дорога миграции имеет двустороннее движение?

- Сейчас, конечно, миграция носит больше односторонний характер. Может, за исключением ситуации, сложившейся в последнее время с Казахстаном. Там страна бурно развивается, и у них пришло осознание того, что своих амбициозных планов не решить без возвращения высококлассных специалистов, в том числе русских, которые запомнились еще со времен подъема целинных земель. Их поначалу после распада Союза выдавливали. Теперь пошел процесс возвращения. Это говорит о том, что во главе угла любого миграционного процесса конечно же лежит экономика. Ведь ни один нормальный человек, и это надо понимать, не бросит Родину, семью просто так, ради каких-то романтических интересов. Почему я и отношусь с пониманием к людям, которые приезжают к нам заработать. Это в основном мужчины, а долг мужчины - кормить семью. И что ему делать, если у себя на родине у него это не получается? Вот и ищет человек всякую возможность, чтобы заработать. И превращается в мигранта. Только мигрант - это никак не нация. Это скорее обстоятельство жизни.

- Значит, вы оправдываете, когда люди едут за лучшей долей. А где национальный патриотизм тех же русских, которых политически ущемляют в Прибалтике, а они никак не едут в страну белых берез?

- Это другой вопрос и отдельная тема: положение наших в Прибалтике и почему они не едут. Я думаю, когда выстроим экономически сильное государство, то наши соотечественники, привыкшие к определенному стандарту жизни, вернутся на Родину, потому что содержанка никогда не будет жить лучше, чем барыня.

- Давайте вернемся все-таки к московской ситуации. Вы только что сказали, что понимаете мужчин, которые стараются во что бы то ни стало прокормить своих близких. Но ситуация сейчас такова, что уже целые таджикские семьи приезжают в Москву. Город должен предоставить им весь социальный пакет, Департамент образования разрабатывает специальные программы для обучения приезжих детей русскому языку. И это все из одного городского бюджета. Не расточительно ли?

- К перечисленным выше проблемам я добавил бы еще медицинское обслуживание и обеспечение общественной безопасности. Действительно, миграция, с одной стороны, помогает временно решать определенные экономические задачи, а с другой - создает власти целый комплекс проблем. Ведь мы, если считаем себя цивилизованной страной, должны обеспечить мигрантам минимальные человеческие условия жизни и труда. Именно поэтому город настаивает на том, чтобы к нам прибывало только то число трудовых мигрантов, которое Москве действительно необходимо, и уж тем более, чтобы было искоренено такое явление, как незаконная миграция. Есть, конечно, и обратная сторона медали. Мы сами, я имею в виду москвичей, порой весьма инертны. Мы довольны уже одним фактом рождения в Москве. У нас квартира от бабушки или родителей, работа, привычная среда обитания. Чего еще надо? А мигранту не на кого и не на что рассчитывать, кроме как на самого себя. Отсюда гиперактивность и напор, граничащие порой с нахрапистостью. Достаточно взглянуть на наш нынешний шоу-бизнес, почти на 100 процентов укомплектованный выходцами из бывших советских республик и в первую очередь из Украины. Так что и самим нам нужно быть более активными и, защищая собственные экономические интересы, не забывать о необходимости быть патриотами Москвы.

- Обратите внимание, какие у нас бравые парни стоят в частной охране. Целый день переговариваются ни о чем. А в это время поговаривают, что у нас года через три некому будет качать дорогущую нефть, потому что рабочих просто не останется.

- К сожалению, это тревожная тенденция. И она на совести работодателей. Всякими правдами и неправдами они стремятся занизить зарплаты. Вот и не идут москвичи на непрестижные работы, да еще и плохо оплачиваемые. Сегодня власть предпринимает активные усилия, чтобы уже в ближайшей перспективе обеспечить работающим достойную заработную плату. Ушли в прошлое времена, когда самого факта ее получения люди ждали по шесть месяцев и получали копейки. Но этот процесс напрямую связан со стабильностью в обществе и общими усилиями по подъему экономики. Пока же, к сожалению, приходится прибегать к иностранной рабочей силе для решения отдельных задач в экономике. Между прочим, де Голль в свое время с помощью привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа поднял с колен послевоенную Францию. И сегодня потомки тех первых мигрантов стали полноправными гражданами Франции, пусть и с целым комплексом пока еще не решенных социальных проблем. Хочется верить, что и потомки нынешних мигрантов в Москве примут нашу культуру, ассимилируются и привнесут в нашу жизнь немало ценного и позитивного. Не будем забывать, что предки Пушкина тоже были мигрантами. И какой в итоге получился замечательный результат!

Эдуард Лунев
Тверская, 13 - Петровка, 22, 13 ноября 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован