25 октября 2005
2006

Игорь Акулинин: Тестируем мобильный интернет: Круглый стол `Мобильного форума` - `Мобильный мегаполис` и перспективные услуги. Чего ожидать абоненту. Часть 1. Итоги тестирования

21 октября в Москве состоялась

организованная

MForum встреча представителей всех компаний операторов сетей GSM - МТС, "Билайн", "МегаФон" и компании "СкайЛинк", посвященная итогам тестирования мобильного интернета в рамках проекта "Мобильный мегаполис" и перспективам развития VAS в Московском регионе. Также на встрече присутствовали представители компаний-спонсоров проекта - Ericsson и "Связной" и корреспонденты ведущих СМИ - "Ведомости" и "Газета.ру". Рассказ о мероприятии, фотографии, видеоролики и фрагменты выступлений - в репортаже MForum.

Ярослав Ставничий, эксперт "Мобильного форума", напомнил собравшимся о проекте "Мобильный мегаполис" и результатах, полученных в ходе тестирования. "Целью проекта "Мобильный мегаполис" была проверка в действии и демонстрация реальных возможностей современных технологий беспроводной связи. На протяжении 15 недель мы провели 15 тестов. Посещая рестораны Москвы, мы с помощью ноутбука и подключенного к нему мобильного телефона или встроенного Wi-Fi адаптера выходили в сеть и измеряли скорость передачи данных.

 

По результатам этих тестов мы хотим отметить следующее:

1. Так как к моменту тестирования в сети "МегаФон-Москва" уже была широко развернута инфраструктура EDGE, в большинстве мест мы смогли наблюдать эту технологию в действии. Это дало явные преимущества "МегаФону" с точки зрения скорости передачи данных.

2. В последних тестах мы смогли также ощутить нововведение МТС, внедрившего в конце лета поддержку ускоренных схем кодирования CS3/CS4. Скорость получилась лишь ненамного ниже EDGE, хотя и EDGE в сети МТС уже начали внедрять.

3. Технология CDMA2000 сети SkyLink позволяет передавать данные с заведомо большей скоростью, чем сети GSM. Скорость оказалась выше и на практике. Следует лишь сказать, что не во всех местах тестирования мы смогли наблюдать это преимущество. Сказывалось недостаточно плотное покрытие, а также перегрузки в сети, особенно в ЧНН. Внедрение второй несущей, которое происходило одновременно с нашим проектом, заметно разгрузило сеть, что отразилось на последних тестах в центре города.

4. Технология Wi-Fi, хотя и превосходит по скорости передачи данных все мобильные технологии в разы, на практике оказалась недоступной в большинстве мест, где нам довелось побывать. В тех же местах, где она присутствовала, мы столкнулись с рядом технических проблем, и высокой скорости передачи добились лишь в одном из протестированных мест. В целом же за последние год-два мы видим явный прогресс в доступности, надежности и качестве услуг передачи данных. Появление новых технологий, таких как EDGE, не оставляет сомнений в том, что скорости передачи данных и далее будут расти.

 

Игорь Акулинин, директор по техническому развитию сети "МегаФон-Москва", сообщил собравшимся, что в стратегии и тактике технического развития компании в 2005 году ничего не менялось. "Идет активное внедрение EDGE по плану. На всей сети в Московском регионе EDGE будет развернут к 2007 году. Трафик растет уже сегодня, становится все больше базовых станций, поддерживающих EDGE, соответственно расширяется транспортная сеть. Мы также заметили, что по мере запуска EDGE, растет и трафик GPRS в сети".

 

Василий Кузичев, директор по развитию бизнеса "МегаФон-Москва" вспомнил, что в момент начала развертывания поддержки EDGE в Москве, у компании еще были сомнения, связанные с перспективами этой технологии. "Тем не менее, мы поверили в бизнес-план и не прогадали. Личный опыт также подтверждает правильность выбора. Мы в компании стали активными пользователями "виртуального офиса", каждый из наших ноутбуков сейчас поддерживает работу с EDGE/GPRS. По моим ощущениям, в Москве и области уже сегодня удается скачивать информацию примерно втрое быстрее, чем по среднестатистическому диал-апу. Трафик GPRS/EDGE в 2005 году вырос также втрое, в 4 раза выросло число MMS, пересылаемых в сети. За 6 месяцев 2005 года, трафик EDGE в сети вырос вдвое и в июле 2005 года сравнялся с объемом трафика GPRS. Несмотря на то, что на рынке сейчас только около 50 терминалов поддерживает EDGE, тем не менее, если говорить о нашей абонентской базе, то около 40% пользователей располагает телефонами, поддерживающими работу в EDGE. Взрывной рост проникновения EDGE-телефонов на российском рынке (и в абонентской базе "МегаФон-Москва") произошел в 2005 году, мы сами не рассчитывали на столь высокие показатели."

Говоря о показателях пользования, средний объем скачиваемой информации по данным Василия Кузичева, составляет около 5 Мб в месяц, соответственно, можно говорить о вкладе в ARPU примерно до $1 за счет услуг передачи данных GPRS/EDGE. "Как известно, часть пользователей мобильного интернета, что называется, "проводит время" в сети. Соответственно, для этой категории пользователей справедливо правило - чем выше предоставляемая скорость, тем больше информации такой пользователь скачивает в единицу времени - мы это хорошо заметили на результатах внедрения поддержки EDGE. В среднем речь идет об увеличении объемов скачиваемой информации в 2-3 раза, это подтверждает выгодность для оператора ввода поддержки EDGE".

 

Игорь Акулинин заметил, что говорить о "выгодности" высоких скоростей, следует с определенной аккуратностью. "По своему опыту пользования телефоном Nokia 9500 (поддержка WiFi и EDGE), мне не удалось заметить существенной разницы в скорости работы в зависимости от работы аппарата в зоне WiFi или EDGE, поскольку на практике скорость работы сегодня зачастую лимитирована не сетью или технологией, а непосредственно используемым телефоном, возможностями его процессора. Особенно ярко это было видно в сетях 3G, где потенциально высокие скорости фактически оставались теорией при использовании "сырых" версий абонентских терминалов".

Справка MForum: Сегодня в Москве действует 1440 базовых станций "МегаФон-Москва". До конца 2005 года их число вырастет до 1500, а до конца 2006 года планируется развернуть более 2000 БС. Уже сегодня оператор насчитывает более 220 зон действия EDGE в своей сети, к декабрю их должно стать 500, а к марту - более 700. Сеть EDGE в Московском регионе строится с применением оборудования и технологий Ericsson. К январю 2007 года оператор планирует обеспечить 100% EDGE-покрытие на всей территории обслуживания в московском регионе. Абоненты компании могут сегодня выбирать из более 50 различных моделей телефонов с поддержкой EDGE, а в 2006 году ожидается, что 9 из 10 новинок будут поддерживать эту технологию.  Внедрение "быстрого интернета" сделало возможным внедрение новых услуг и комфортное пользование старыми, доход от MMS в первой половине 2005 года вырос в 4 раза!

 

Павел Нефедов, директор по связям с общественностью ОАО "МТС", отметил, что важно понимать, что именно удалось сравнить в ходе тестирования. "Сравнивать технологии некорректно, безусловно, EDGE должен быть быстрее, и вряд ли следует надеяться на какие-то иные результаты. Удивительным оказалось другие - усредненные значения, с которыми может столкнуться реальный пользователь различных сетей, оказались достаточно близкими, несмотря на разницу в подходах к реализации передачи данных и разницу в используемых технологиях".

 

Ярослав Ставничий, эксперт "Мобильного форума" пояснил, что поскольку речь идет о потребительском тесте, то различие в технологиях было совершенно не важным. "Для абонента, как правило, не имеет значения, какие технологии из существующих в мире внедрил тот или иной оператор. Гораздо существеннее для абонента - может ли он в любое время и в любом удобном для себя месте воспользоваться теми или иными услугами, которые его интересуют. И тут важным для него являются не технологии, а "параметры" пользования - есть возможность передачи данных или нет, и, если есть, то на какую примерно скорость доступа можно рассчитывать в сети того или иного оператора. В то же время, тест позволил наглядно показать, что разница (с потребительской точки зрения), между технологиями имеется".


Видео-файл

Юрий Антонов, руководитель службы управления продуктами ОАО "ВымпелКом", заметил, что "отрадно, что такой тест произошел. Мы еще полтора года назад поставили перед собой задачу четко определить, что "чувствует" абонент, который пользуется теми или иными технологическими услугами. Была проделана большая работа по выбору технических систем, которые бы позволяли вести подобные оценки "с точки зрения пользователя". В данный момент на сети эксплуатируется две системы, которые используются для мониторинга "мобильного интернета", MMS, SMS, USSD, iVR как нашей сети, так и сетей конкурентов. Опыт их эксплуатации показал - ни одна система не может оценить качество услуги, чтобы на этой основе можно было бы говорить - качество у "ВымпелКома" такое, у МТС - такое. Качество все время различно, в разное время, в разных точках. Наши системы мы используем в самое разное время, в пяти различных районах Москвы, в двух точках в Подмосковье,  а также в различных точках России - результаты получаются различными. По нашему мнению, сегодня интегральная оценка теста - около 2 кб/с применима ко всем операторам. Тем не менее, говорить о том, что это единственно верные данные, вряд ли возможно, тем более, что ситуация в городе является динамической".

 

Виталий Пантелеев, инженер ОАО "ВымпелКом", согласился с мнением Юрия Антонова, отметив, что измерения в ходе теста, по сути носили нерегулярный характер, в отличие, скажем, от получаемых при круглосуточном использовании наших измерительных систем. Получаемые параметры также зависят от местоположения. Если данные, полученные в ходе проведения "Мобильного мегаполиса" при измерениях на открытом пространстве (outdoor) во-многом совпадают с собственными данными "ВымпелКома", то при измерениях в помещениях, полученные в ходе теста значения зачастую оказывались заметно ниже. Объясняется это, вероятно тем, что телефон в помещениях, где проводились многие тесты, обычно начинает использовать диапазон 900 МГц, тогда как на улице - 1800 МГц, соответственно, и скорость падает. "В целом, основываясь на результатах полученных нами в ходе недавних измерений в центре города (outdoor), можно отметить, что средние скорости заметно выросли, по-сравнению с теми, что показывает "Мобильный мегаполис", примерно до 4 (с небольшим) кб/с, во-многом на это повлияло внедрение поддержки EDGE на ряде базовых станций в пределах Садового кольца".

Справка MForum: Абонентская база подписчиков GPRS-пакета ОАО "ВымпелКом" превышает 3.5 млн абонентов. Доля "ВымпелКом" в общем числе GPRS-пользователей в России оставляет 45% на начало года (версия iKS-Consulting). Услуги GPRS компании доступны абонентам в 74 регионах России и в 161 сети-партнере в 80 странах мира. Объем GPRS-трафика абонентов "Билайн" за 8 месяцев 2005 года составил более 58.000 Гб, прирост числа пользователей за этот период составил >1,6 млн, т.е. 190%. GPRS сервисы доступны всем категориям абонентов "Билайн", включая препейд-абонентов. Наиболее популярной услугой GPRS-WAP пользуется более 92% от всех GPRS-пользователей.


Видео-файл

Александр Горюнов, директор по связям  с общественностью "СкайЛинк-Москва", считает, что выбор мест тестирования совпадал с задачей, которую ставили перед собой исследователи из "Мобильного форума". "Мы считаем результат, полученный применительно к сети "СкайЛинк" вполне приемлемым. На наш взгляд - это реальный результат работы сети, сети загруженной, находящейся в активной коммерческой эксплуатации. "Мобильный интернет" - это одна из услуг с которой мы выходили на рынок 2 года назад, открывая сеть. Не секрет, что качество услуги передачи данных в условиях новой сети, сети незагруженной, может быть заметно выше, чем в сети, где много абонентов. "Мобильный интернет" иллюстрирует, что получилось по прошествии двух лет, в условиях реальной эксплуатации сети "СкайЛинк-Москва", для нас было интересно это посмотреть. Нам приятно, что тест наглядно отразил переход на использование в сети второй несущей - это было четко заметно по результатам. Не могу не согласиться с тем, что в ЧНН (часы наибольшей нагрузки), скорость передачи данных в сети может снижаться, но позволю себе предположить, что для абонентов "СкайЛинк" это не является фактором первостепенного значения. Тем не менее проект "вторая несущая частота" до конца 2005 года, должен дополнительно улучшить ситуацию. Сейчас вторую несущую поддерживают около 50 станций из 285, к концу года поддержку второй несущей будут обеспечивать около 170 станций. 

 

Справка MForum: К концу 2005 года зона покрытия сети "Скай Линк" в Московском регионе должна вырасти до 95%, что по оценкам компании обеспечит покрытием до 99.99% населения региона. "Скай Линк" и Lucent Technologies завершили испытания системы CDMA2000 1x EV-DO, до конца года должно состояться развертывание этой системы на всей территории города, - EV-DO будут поддерживать около 150 БС, т.е. половина от общего запланированного числа станций на конец года. Сегодня в Москве действует 252 базовые станции "Скай Линк". Потенциальная емкость сети - около 200.000, текущее число абонентов по данным компании - 129.000. Средний трафик на абонента - 20 Мб/месяц. Наиболее востребованные услуги: голосовая связь - 70% (от общего трафика сети), что соответствует росту в 1.5 раз по сравнению с мартом 2005 года. MoU составляет около 1000 минут на абонента, если воспользоваться сообщаемыми компанией данными - 131.7 млн минут голосового трафика в августе 2005 года. Портрет абонента: возраст 25-45, мужчина, доход стабильный, выше среднего, предположительно менеджер среднего/высшего звена, "продвинутый" пользователь-новатор.

 

Вячеслав Ерохин, cтарший менеджер по развитию бизнеса “Эрикссон”, отметил, что "методика тестирования, безусловно, не может считаться всеобъемлющей, поскольку не учитывается загрузка соты в данный конкретный момент, ширину канала в интернет, транспортную сеть и т.п. Ценно в тесте то, что он представляет взгляд конечного пользователя, которого тоже не интересуют подобные технологические параметры, который не собирается интегрировать данные, которые можно было бы получить по всей территории Москвы или Московского региона. Измерения в нескольких конкретных точках - это настоящий моментальный снимок, дающий представление "глазами потребителя" услуг связи".

 

© записал Алексей Бойко, "Мобильный форум"


25.10.2005, MForum.ru

http://www.mforum.ru/megapolis/news/016567.htm

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован