07 ноября 2014
1005

Гусев Владимир Матвеевич: С.А Есенин - `лирическое выражение советского строя`

К 115-ой годовщине со дня рождения С.А. Есенина

Сергей Александрович Есенин очень эмоционально
встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В 1917 году создает цикл маленьких поэм: "Товарищ", "Певущий зов", "Отчарь", а в 1918 "Пришествие",
"Преображение", "Инония", "Иорданская голубица".
Поэт считал, что наступает эпоха великого духовного обновления, преображения жизни.
Но чем яростнее интервенция, блокада, разруха обрушивали жестокие удары на молодую республику трудящихся, тем сильнее охватывает поэта душевное волнение, тем неотступнее встревоженные чувства и беспокойные мысли.
Печаль, грусть-тоска об обреченной на гибель старой деревне звучит в "Сорокоусте", "Песне о хлебе".
Его охватывает смятение, обеспокоенность за завтрашний день России. От восторженно-романтических миражей "Инонии" и "Пантократора" не осталось и отблеска.
В 1919 году Есенин вступил в группу имажинистов.
Хотя оставался совершенно самобытным поэтом, глубоко переживавшим тяжелую противопоставленность при-
вычного ему жизненного уклада, деревенского, патриархального, и городского, идущего ему на смену.
Большое место в его послеоктябрьском творчестве
занимает образ Владимира Ильича Ленина.
Сегодня прорежимные СМИ представляют Владимира Ильича палачом русского народа. Оболванивание
ложью идет беспрерывно: Ленин - мучитель, лиходей,
ирод, аспид, злодей, изверг - ежедневно и повсеместно
вещает телевизор. А потом люди выходят на улицу, на
площадь Ленина, где ему памятник. Сознание раскалывается. Особенно трудно обрести истину молодежи.
Как справедливо говорит лидер глухой молодежи
Астрахани А.А.Аверьянов, "революция длится, общество глухих еще не определилось, поскольку на большинство глухих направлена пропаганда политических
жуликов от демократии" (От себя добавим: "На слышащих "жулики от демократии "влияют не меньше" - ред.).
И в поисках истины следовало бы обратиться к творчеству С.А.Есенина, для которого Ленин был священным
символом. Любого политика можно назвать палачом,
если он при выполнении своей миссии вынужден принимать жесткие решения.
Есенин - поэт поистине независимый, с чистой, незапятнанной совестью пишет о Ленине, что тот "слегка суров и нежно мил".
Застенчивый, простой и милый,
Он вроде сфинкса предо мной.
Я не пойму, какою силой
Сумел потрясть он шар земной?
Многие верят прохвосту Волконогову больше, чем
Есенину, но эта полоса пройдет непременно.
Миссия Ленина была для России избавлением от
грозящей катастрофы, и Есенин воспринимал Ильича как
истинного выразителя воли и чаяний русского народа:
Скажи,
Кто такое Ленин?
Я тихо ответил:
Он - вы.
Ленин понял то, чего не смогли понять его современники и политические оппоненты: Керенский и Милюков (либералы - западники), Колчак и Деникин ("белые"),
Савинков и Чернов (эсеры), Махно (анархисты), Троцкий
(коммунисты - космополиты). Все эти политики проявили
себя словом и делом, и их антинародные деяния пробовались "на зуб" на фронтах гражданской войны русским
народом, а не изучались в тиши кабинетов. Революция в
России в главном своем потоке не могла привести к либеральной западной демократии. Для крестьян, как огромной и сплоченной антибуржуазной силе, были близки и
понятны советы, рожденные самим народом. Эту форму
демократии и принял Ленин.
Но привыкшие сладко жить за счет ограбления народа не могли вытерпеть власть "низших классов". Это
главная предпосылка к гражданской войне.
Есенин писал о Белой армии:
В тех войсках к мужикам
Родовая месть.
И Врангель тут,
И Деникин здесь.
Красный террор был отражением белого террора.
Это был факт войны, дело борения. Есенин написал об
этом так:
Цветы сражалися друг с другом,
И красный цвет был всех бойчей.
Их больше падало под вьюгой,
Но все же мощностью упругой
Они сразили палачей.
Октябрь! Октябрь!
Мне страшно жаль
Те красные цветы, что пали...
Еще в начале 1918, в момент массовых упований на
мирное развитие революционного процесса, церковь не
встала над назревавшим братоубийственным конфликтом как миротворческая сила, а заняла радикальную позицию на одной, антинародной стороне. Есенин слышал
проповеди против советской власти и в 1924 году в поэме "Русь бесприютная" писал о разглагольствовании
черноризцев:
Говорят,
Забыв о днях опасных:
"Уж как мы их...
Не в пух, а прямо в прах...
Пятнадцать штук я сам зарезал красных
Да столько ж каждый,
Всякий наш монах".
Россия - мать!
Прости меня,
Прости!
Но эту дикость, подлую и злую,
Я на своем недлительном пути
Не приголублю
И не поцелую.
Не приемлет Есенин и бессознательной неорганизованный бунт:
Хлестнула дерзко за предел
Нас отравившая свобода.

Но поэт видит гениальные шаги Ленина, советской
власти от военного коммунизма к НЭПу, мужественную
борьбу за вывод России "из мглы", которую ведут про-
должатели дела Ленина:
Того, кто спас нас, больше нет.
Его уж нет, а те, кто вживе,
Страну в бушующем разливе
Должны заковывать в бетон.
Пресловутый либерализм - это своеобразное
поощрение "бунта" эгоистов. "Бунт" этот погубил СССР,
а в России наблюдаем гигантский откат в организации созидательного труда, в просвещении, в науке и культуре, а
это предпосылки для вымирания народа, для утраты нации. Посмотрите на то, что стало с Россией за последние
20 лет, и вы поймете, как прав был Есенин, говоря о Ленине: "...того, кто спас нас".
Известный историк С.Г.Кара-Мурза пишет, что Есенин - "именно лирическое выражение советского строя с
предчувствием тех тягот, что нас ждали впереди".
Цитирую по Кара-Мурзе слова "умного ненавистника крестьянской и аристократической культуры"
Н.И.Бухарина: "С мужицко - кулацким естеством прошел
по полям революции Сергей Есенин, звонкий песенник и
гусляр, талантливый лирический поэт". Бухарин задает
вопрос: "Что за социализм воспевал Есенин?" И отвечает: "Это "социализм" или рай, ибо рай в мужицком творчестве так представлялся, где нет податей за пашню, где
избы новые, кипарисовым тесом крытые", где "дряхлое время, бродя по лугам, сзывает к мировому столу
все племена и народы и обносит их, подавая каждому
золотой ковш сыченою брагой". Этот "социализм" прямо враждебен пролетарскому социализму". Кара-Мурза
справедливо замечает: "Бухарин верно подхватил идеал Есенина, но только враждебен он был вовсе не социализму русского пролетариата, а социализму самого
Н.И.Бухарина и его идейных соратников...>> Сергей Есенин оставил чудесное наследие. Читайте "его стихи, которые не могут состариться". (Н.Тихонов)
Владимир ГУСЕВ,
член Союза журналистов
России, член Российского
общества историков - архивистов

газета АП N 38 от 29 сентября 2010

http://www.kprfast.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован