Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
13 апреля 2018
658

Филиппины: государственные корпорации и национальные банки развития

Main an

Как и в других странах Юго-Восточной Азии правительство Филиппин создавало и активно использовало национальные финансовые институты развития и государственные корпорации для реализации стратегии индустриализации страны.

Национальные финансовые институты развития представляют собой важный инструмент реализации социально-экономической политики государства планов и программ развития.

Функционирование национальных финансовых институтов развития помогает восполнить нехватку долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике.

Они дают возможность обеспечит реализацию проектов, коммерческое финансирование которых затруднено из-за более высоких рисков, длительного срока окупаемости, низкой доходности и необходимости значительных стартовых капиталовложений.

Как правило, к национальным финансовым институтам развития относят:

  • банки развития;
  • государственные корпорации развития;
  • агентства развития;
  • экспортно-импортные банки;
  • экспортные и страховые агентства;
  • долговые агентства;
  • финансовые корпорации;
  • инвестиционные компании и фонды;
  • фонды прямых инвестиций;
  • венчурные фонды;
  • суверенные фонды.[1]

Многие финансовые институты развития занимают лидирующие позиции в национальной экономике, финансовой или банковской системе отдельных стран, активно участвуют в реализации международных инвестиционных программ.

Распространённой формой организации национальных финансовых институтов развития в большинстве стран мира являются государственные корпорации, которые в соответствии с национальными законодательствами имеют статус государственного предприятия, национального банка развития, инвестиционного фонда и др. 

Следует отметить, что на Филиппинах сформирована уникальная система «дирижизма» в форме государственных корпораций, которые на Филиппинах называют ГОКК - «government-owned and controlled corporation» - GOCC.

Указанные национальные финансовые институты развития функционируют на основании специального закона – «Республиканский Акт № 10149 от 2011 г.». Контроль за деятельностью ГОКК возложен на специальную государственную комиссию.

Следует отметить, что государственные корпорации Филиппин имеют ряд характерных особенностей.

В частности, по закону филиппинские ГОКК могут осуществлять как коммерческую, так и некоммерческую деятельность.

При этом, с одной стороны, наиболее эффективные ГОКК могут получать финансирование от государства, в том числе в форме «программного фондирования» на реализацию перспективных проектов развития в форме государственных субсидий на текущую операционную деятельность компаний.

В частности, государственные ассигнования на поддержку деятельности ГОКК в 2013 г. составляли 72 млрд. песо, в 2014 г. - 77 млрд. песо, из которых на субсидии приходилось около 3%.

С другой стороны, все ГОКК обязаны перечислять 50% своей ежегодной прибыли в форме дивидендов в государственный бюджет Филиппин.

В 2013 г. правительство Филиппин в качестве дивидендов от деятельности 50 наиболее прибыльных государственных компаний получило 28 млрд. песо, в 2014 г. - 32 млрд. долл.

Приведенные цифры говорят о том, что ГОКК получают больше средств из бюджета, чем перечисляют туда прибыли, что свидетельствует о недостаточной эффективности деятельности государственных корпораций.

В настоящее время на Филиппинах функционирует 200 ГОКК, сотрудники которых относятся к государственным служащим и пользуются привилегиями социальной защиты и системы социального страхования.

К наиболее крупным ГОКК следует отнести национальные банки развития и прежде всего «Земельный Банк Филиппин» -ЛЭНДБАНК, ЛДБ» («Land Bank of the Philippines» - LANDBANK, LDB) и «Банк развития Филиппин» -  БРФ («De­vel­op­ment Bank of the Philippines» - DBP).

 

ЛЭНДБАНК

Крупнейшей ГОКК и крупнейшим банком развития Филиппин является ЛЭНДБАНК, созданный в августе 1963 г. для финансовой поддержки проведения реформы сельского хозяйства на Филиппинах.

Неэффективное управление банком, рискованная кредитная политика в течение десяти лет поставило Банк на грань банкротства.   

Это вынудило Президента Филиппин Фердинанда Маркоса 21 июня 1973 г. подписать Указ № 251 о санации банка и предоставлении ему универсальной банковской лицензии

Уставный капитал ЛЭНДБАНКа был увеличен до 3 млрд. песо. Банку был предоставлен преференциальный режим налогообложения, в виде освобождения от всех национальных, провинциальных, городских и муниципальных налогов и сборов.

Была расширена сфера финансирования ЛЭНДБАНКа, к которой добавилось кредитование фермерских кооперативов, ассоциаций содействия сбыту зерновых культур, жилищного строительства, в том числе в сельских районах.

В 1982 г. в ЛЭНДБАНК были переданы активы и функции упраздненного «Управления сельскохозяйственного кредитования» Филиппин, который специализировался на кредитовании мелких фермеров.

В том же году бал создан еще один государственный банк «Юнион Банк Филиппин» («UnionBank»), в капитале которого 40% принадлежало ЛЭНДБАНКу

В 1988 г.  ЛЭНДБАНК стал финансовым посредником в реализации государственной комплексной программы аграрной реформы. 

В 1995 г.  в Устав ЛЭНДБАНКа были внесены очередные изменения. Количество членов попечительского совета Банка увеличено до девяти человек. ЛЭНДБАНК стал официальным государственным депозитарием, его уставный капитал был увеличен до 9 млрд. песо.

Очередная докапитализация банка была проведена в 1998 г., уставный капитал ЛЭНДБАНК был увеличен до 25 млрд песо.

В отличие от большинства Филиппинских банков, ЛЭНДБАНК имеет обширную филиальную сеть, в том числе в сельских районах. В 2017 г. на Филиппинах с функционировало 365 филиалов и подразделений ЛЭНДБАНКа, клиентов банка обслуживало 1607 банкоматов.

В 2016 г. собственный капитал ЛЭНДБАНКА составлял 200 млрд. песо, активы – 1,4 трлн. песо, чистая прибыль – 13,6 млрд. песо.

В настоящее время, по размеру финансовых активов ЛДБ занимал первое место среди государственных банков Филиппин и 4 место в банковской системе Филиппин.

 

Банк развития Филиппин

На Филиппинах первые национальные финансовые институты развития были созданы еще в до военный период. В частности, в 1935 г. был образован «Национальный Совет по кредитам и инвестициям» («National Loan and Investment Board» - NLIB).

Совет был создан с целью координации и управления различными правительственными целевыми и трастовыми фондами, такими как «Почтовый Сберегательный Фонд» (Postal Savings Fund) и «Пенсионный фонд Учителя» (Teacher's Retirement Fund).

В 1939 г. Национальный Совет был ликвидирован, а на его базе образован «Сельскохозяйственный и промышленный банк» - СПБ («Agricultural and Industrial Bank» – AIB).

Банк успешно функционировал в период мировой войны, несмотря на активные военные действия в регионе ЮВА и оккупации страны японскими войсками в 1942 г.

После войны и окончания «эры содружества»[2] в 1947 г., СПБ был преобразован в «Корпорацию финансового оздоровления» («Rehabilitation Finance Corporation» - RFC), которая предоставляла кредиты предприятиям и финансировала  проекты восстановление сельского хозяйства, промышленности, торговли и других отраслей филиппинской экономики.

В 1958 г. для придания импульса индустриальному развитию национальной экономики на базе «Корпорации финансового оздоровления» путем реорганизации был создан «Банк развития Филиппин» -  БРФ («De­vel­op­ment Bank of the Philippines» - DBP) с начальным капиталом 500 млн. песо.

В новом национальном финансовым институте развития 100% капитала принадлежало государству. Позднее капитал банка возрос до 5 млрд. песо. Финансовую поддержку деятельности Банка оказывали международные банки развития.

В 1995 г. БРФ получил расширенную банковскую лицензию и стал специализированным государственным банком с универсальной банковской лицензией. Были введены главные исполнительные должности (англ. СЕО) Президента и генерального директора банка председателя, совета директоров и др.

Штаб-квартира была перенесена из столицы Манилы в город Макати.

В 1998 г. решением правительства БРФ был докапитализирован, его собственный капитал был увеличен до 35 млрд. песо.

В последние годы правления Президента Филиппин Фердинанда Маркоса (1917-1998) неэффективная финансовая деятельность БРФ нарушили его финансовую устойчивость, увеличились токсичные активы, выросла доля проблемных долгов, что потребовало санации и реорганизации банка.

Новый Президент Филиппин госпожа Корасон Акино (1933-2009) выпустила Правительственное распоряжение № 81 от 26 июня 1986 г. о реорганизации банка.  Государство вынуждено было взять на себя расчистку баланса банка, погашение просроченных долгов.

Была пересмотрена стратегия развития банка, его кредитная политика, расширен его мандат, изменены направления финансирования, подготовки квалифицированных кадров.

Определены основные сферы финансирования – инфраструктура и логистика, социальная сфера, жилищное строительство, малый и средний бизнес и экология.

Для повышения эффективности инвестиционной деятельности в структуре БРФ были в форме филиалов были созданы - Страховая брокерская фирма и Информационный центр.

В 2008 г. под управление БРФ был передан и исламский банк развития - «Аль-«Аманах исламский инвестиционный банк Филиппин». 

В настоящее время БРФ имеет 114 отделений и 15 региональных маркетинговых центров на территории страны.

В 2016 г. активы БРФ составляли 483 млрд. песо, чистая прибыль (2015 г.) – 4,7 млрд. песо.[3] По размеру финансовых активов БРФ занимал второе среди государственных банков и 7 место в банковской системе Филиппин.

В 2015 г. правительство Филиппин в целях повышения эффективности деятельности государственных корпораций планировало провести объединения ЛЭНДБАНКА и «Банка развития Филиппин», создав крупнейший национальный финансовый институт развития.

В 2016 г. проект слияния двух банковских структур под эгидой «Банка развития Филиппин» был одобрен Президентом Бениньо Акино III.

Однако государственная комиссия по управлению ГОКК по согласованию с «Филиппинской корпорацией страхования вкладов» и «Центральным Банком Филиппин» не санкционировала слияния государственных банков.

 

Аль-Аманах исламский инвестиционный банк Филиппин

На Филиппинах первым исламским финансовым институтом развития был «Банк Филиппины Аманы», созданный в 1973 г. по Указу (№ 264) Президента Филиппин Фердинанда Маркоса (1917-1998).

Первоначальный капитал исламского банка составлял 100 млн. песо. Отделения банка были открыты в 12 районах преимущественного проживания мусульманского населения, в том числе в Басилана, Котабато, Ланао дел Норте, Ланао дел Сур, Палавана, Сулу, Тави-Тави, Замбоанга дел Норте, Замбоанга дел Сур, Мэгуиндэнэо и Султанате Кударате.

В 1989 г. согласно Республиканскому закону № 6848 банк был реорганизован в акционерное общество и переименован в «Аль-Аманах исламский инвестиционный банк Филиппин».

Согласно принятому новому уставу Исламского Банка целью его деятельности является поддержание и ускорение социально-экономического развития Автономного Региона мусульманского Минданао.

Банк может осуществлять банковские, финансовые и инвестиционные операции, а также создавать и участвовать в сельскохозяйственных, коммерческих и промышленных предприятиях, основанных на исламской концепции осуществления банковской деятельности.

Все коммерческие операции и деятельность Исламского Банка должна подчиняться основным принципам и руководствам Исламского Шариата.

Капитал банка был увеличен до 1 млрд. песо. Штаб-квартира банка перенесена на полуостров Замбоангу. Контроль за деятельностью банка был возложен на Бюро Казначейства Филиппин.

В период с 1990 г. по 2007 г. из-за неэффективного управления исламский банк фиксировал операционные убытки и находится в неблагополучном финансовом положении.

Власти Филиппин вели поиски стратегического инвестора, в том числе рассматривались крупные исламские банки Малайзии и Кувейта.

В результате, в 2008 г. исламский Банк был продан другому финансовому институту развития «Банку развития Филиппин», став его 100% инвестиционным филиалом.  

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН, бывший помощник Председателя Правительства РФ

 

[1] Финансовые институты развития: особенности стратегического управления. / Под ред. В.Д. Андрианова. Москва: «Экономика», 2013. – 278 с.

[2] Эра содружества (Commonwealth Era) - 1935-1945 гг. переходный период подготовки к независимости Филиппин

[3] www.devbnkphl.com

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован