Дороги, которые мы выбираем: проект Путина «Валдай 2020» для мирового сообщества и России ХХI века

Прошло почти 30 лет, как скоропостижно скончался Советский Союз, развалился Варшавский договор и социальный мир стал жить по всеобщим правиламолигархического капитализма, основанного на правахсильного. Поражение СССР в Холодной войне лишило постсоветскую РФ желания жить по собственномуразумению, заставило ее отказаться от самостоятельного курса в претворении будущего, узаконив в 1993 году своеправо на «социальное безумие» статьей №13 Ельцинской конституции о запрете «национально-государственной»идеологии. С того времени россияне, фактически, идут по миру с «завязанными глазами», не ведая, что и кто их окружает и куда они направляются, слепо доверив собственную судьбу Президенту страны, единственным убедительным аргументом которого в пользу своего руководства стала апелляция к росту военных ресурсовроссийского государства. В данной практической проекции у гражданских масс формируется представление, что реальность, к которой мы направляемся, есть Война по всему периметру российских границ.

И тем не менее приближающийся к завершению 2020-й год дополнил эту социальную угрозу новой объективной опасностью, обещая стать новым переломным этапом в развитии всего человечества, ощутившего в пандемии Коронавируса глобальный размах происходящих в миреисторических перемен. Если в прошлом веке лишь «мировые войны» представляли глобальные пределысоциальной реальности, то ныне повседневная «мирная жизнь» людей становится для них в условиях пандемиипостоянной борьбой за существование. При таких«драматических обстоятельствах» россияне очень хотели быуслышать «жизнеутверждающее слово» своего национального лидера, в котором президент страныобозначил бы разумный горизонт практических действийпостсоветской России в претворении светлого будущего. Продуктивные усилия руководства РФ по нейтрализации эпидемиологической угрозы и созданию нескольких вариантов противовирусной вакцины обнадежили россиян в способности Кремля заглянуть в будущее и наметитьразумные пути в достижении достойной жизни. Поэтому выступление президента РФ Владимира Путина на итоговом заседании XVII сессии международногодискуссионного клуба «Валдай» (22.10.2020) было воспринято россиянами как стратегическая парадигма«исторического выбора» России в проектированииглобального будущего человечества: общая тема заседания – «Уроки пандемии и новая повестка: как превратить мировой кризис в возможность для мира» .

​Главная проблема современного этапа исторической жизни России была обозначена уже в первых фразах выступления президента о глобальной угрозе для мирового сообщества пандемии Коронавируса. «Вообще, конечно, мы понимаем, видим это, что эпидемия коронавируса серьёзно изменила общественную, деловую, международную жизнь. Скажу больше, повседневную, привычную жизнь каждого человека» (http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-zasedanii-diskussionnogo-kluba-valdai-22-10-2020.html). Распространение инфекции смертельно опасного вируса, по оценке президента, очень доходчиво свидетельствует, «что мы не просто на пороге кардинальных перемен, а эпохи тектонических сдвигов, причём во всех сферах жизни». Главный вывод российского лидера на основе анализа первых результатов борьбы с пандемией заключается в признании ведущей роли государства в ее нейтрализации. «Борьба с угрозой коронавируса показала, что эффективно действовать в кризисной ситуации может только дееспособное государство». 

Возникает закономерный вопрос, как определяетроссийский президент «дееспособное государство»? По мнению В.В.Путина, практическая эффективность действийгосударства зависит от поддержки его политики народными массами: он «убеждён, что сила государства прежде всего в доверии к нему со стороны граждан – вот в чём сила государства». Не споря с данным тезисом в общеисторическом плане, необходимо конкретизировать его содержание применительно с нынешней ситуации: каким образом доверие народных масс российскому государствуспособно остановить эпидемию коронавируса в стране? Конечно, вера граждан своему правительству предоставляет ему «дополнительное время» на отработку эффективных средств по нейтрализации смертельной угрозы. Но это доверие не рассчитано на «бесконечность»: чем будет определяться продуктивный итог гражданского «долготерпения»?

К тому же следует учитывать крайнюю разноликость жизненных интересов гражданских масс, представленных в противоположности созидательных и разрушительных потенциалов их практических устремлений. В этом плане потребительский дух «охлократии» в требовании «хлеба и зрелищ», полностью завладевший ныне украинским обществом вплоть до высших этажей реализации государственных полномочий, вряд ли сможет решить проблемы выживания глобального социума. Сегодня даже«демократия» с ее политической гибкостью исчерпала, как свидетельствуют массовые беспорядки в США, свои созидательные возможности в утверждении будущего. Поэтому для проектирования жизненных перспективсовременной РФ остается не так много вариантов: это «тимократия» как власть в государственном строительствевоинского сословия, «аристократия» как «правление лучших» представителей гражданских масс и «теократия» как власть «религиозно-церковных кругов» в исполнениигражданами божьих заповедей.

Власть воинского сословия вполне оправдана в реалияхвоенного конфликта с соседними государствами или вооруженного выступления экстремистских сил внутри страны: к нашему счастью, ни того, ни другого пока не наблюдается в жизни современной России, что лишает «тимократию» исторического оправдания. Не отвергая возможность божественного участия в решении земных проблем человечества, следует признать, что божья помощь сопутствует лишь «искренним приверженцам» праведного дела в совершенствовании общественной жизни, в созидательном обновлении ее исторических контуров. Поэтому надо признать, что лишь «аристократия» как «власть лучших» может претендовать на управление историческим курсом постсоветской России в претворении глобального будущего человечества.

Однако сделанный нами вывод требует социально-практического оправдания, так как в результате революционных потрясений начала ХХ века основная масса представителей древней, «наследственно-родовой» аристократии» исторического прошлого России были изгнаны из страны. А в конце того же столетия уже новая, «партийно-политическая» номенклатура проектировщиковидеально-коммунистического будущего человечестваутратила доверие российских граждан и потерпела историческое поражение в борьбе за власть. На сегодняшний день главным претендентом на управлениестраной выступают наиболее могущественные представители «частного капитала», финансово-экономической аристократии реализованного настоящего общественной практики. Но возникновение капиталов нынешнего российского олигархата вызывает у граждан РФ вполне обоснованные подозрения в их «неправедномпроисхождении» путем преступного разделагосударственной собственности.

Наряду с «капиталистической аристократией» в стране есть и подлинные представители современной «российской элиты» в лице наиболее значительных фигур «научного сообщества», обеспечивших своими открытиями как производственный потенциал России, так и ее военно-оборонительный возможности по отражению внешнеполитической агрессии со стороны западного военно-политического блока НАТО. Именно они и выражают творческую «социальную суть» современной РФ: научно-познавательная аристократия одухотворенной целостности развития человечества выступает сегодня передовой социальной силой в утверждении глобального социума. Именно они способны реализовать продуктивный «научный подход» в медикаментозном искоренении пандемии: другими словами, наука является сегодня «определяющей силой» общественного развития. Поэтому лишь научная «идеократия» как державная власть научного разума в управлении социальными процессами обеспечит достойное будущее России в реалиях глобального социума.

​Однако президент Путин видит генеральнуюперспективу развития мирового сообщества не столько в интенсификации научного разума на путях познанияприродных и социальных процессов, сколько в консервации позитивного опыта организации общественного хозяйства. «Тема охраны окружающей среды, – рассуждает он, – давно и прочно вошла во всемирную повестку. Но я бы расширил дискуссию и обсудил ещё и такую важную задачу, как отказ от неумеренного, ничем не ограниченного сверхпотребления в пользу рачительной и разумной достаточности; когда живёшь не только сегодняшним днем, но и думаешь, что будет завтра». Не споря с тезисом о необходимости разумного ограничения норм потребления природных ресурсов, надо признать, что такую меру должна указать наука, которая тем самым становится ведущей силой в проектировании будущего человечества: наука и только наука дает силу человечеству в освоении природной стихии. Другими словами, «идеократия» становится сегодня определяющей формой государственной организации человечества в созидании глобального социума.

​Передовой уровень современной науки связан с развитием информационных технологий, позволяющих перевести систему производства на «удаленный тип» трудового участия людей. Как подчеркивает президент Путин в своем осмыслении исторических перспективразвития глобального социума, «удалённая, дистанционная работа – это не просто вынужденная мера предосторожности в период пандемии. По сути, речь идёт о новых формах организации труда, занятости, социального взаимодействия и просто человеческого общения». По его мнению, информационные технологии выступают сегодня лидирующей отраслью научно-технического прогресса, выражают его предельные возможности в организации общественной жизни людей. «Да, киберпространство – это принципиально новая среда, где, по сути, никогда не было общепризнанных правил поведения. Технологии просто ушли в громадный прорыв от законотворческой, юридической практики. И в то же время это очень специфическая область, где особенно остро встаёт вопрос доверия». В связи с этим прорывом в будущее научной мысли в реалиях информационных технологий требуется, по оценке Путина, доработка «социально-гуманитарного» аспекта их развития как условия сохранении взаимопонимания и доверия между странами, народами и цивилизациями. «В этом смысле киберпространство, – указывает он, – может послужить площадкой для апробирования этих мер, так же как в своё время контроль над вооружениями проложил путь к повышению доверия в мире в целом».

​Надеясь на достижение договоренности с правительством США о совместном контроле за развитием стратегических видов вооружений в современном мире, В.В.Путин указывает на растущую угрозу размывания традиционных, религиозно-нравственных, коренных гуманитарных ценностей. «Человечество достигло очень высокого технологического и социально-экономического уровня. И вместе с тем столкнулось с утратой, размыванием нравственных ценностей, потерей ориентиров и ощущения смысла существования, если хотите – миссии человека на планете Земля». Тем самым в условиях становления глобального социума вопрос о «смысле жизни» людей оказывается ведущим в определении конечной исторической судьбы человечества. В понимании даннойпроблемы, полагает президент, будущие поколения российских граждан должны сохранить нравственную преемственность с ценностными приоритетами прошлых поколений. «Это патриотизм, воля, творчество и работоспособность, взаимовыручка, способность удивлять мир, решая самые трудные, казалось бы, неразрешимые задачи». 

Для утверждения этих идеальных ориентиров в повседневную практику народных масс требуется духовноепреображение человеческих личностей, их победа над собственными нравственными пороками. По мнению В.В.Путина, новые поколения россиян должны победить в себе потребительскую идеологию и руководствоваться в своей жизни идеологией творчества. Таким образом, в пространстве глобального социума на передний план общественной жизни выдвигается не теоретическая проблема познания мира, а практическая задача воспитания достойного гражданина, который способен и сможет «отказаться, в конце концов, от эгоизма, алчности, бездумного и расточительного потребления».

Основным средством духовного преображения людейдолжен стать, по убеждению президента, общественный разум граждан: «я твёрдо верю, надеюсь, во всяком случае, на разум и взаимопонимание». В данной проекции генеральным орудием формирования грядущего глобального социума творческих единомышленниковстановится живое Слово нравственного общения людей.Тем самым человечество должно будет на практике подтвердить священную заповедь Евангелия: «В началебыло Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».Идеология «онтологического символизма» должна направлять усилия гражданских масс в утверждении светлого будущего всего человечества (См.: Л.А. Гореликов, Идейные начала современного «русского мировоззрения» в научно-философской концепции «онтологического символизма» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.22199, 16.06.2016).

 

Л.А.Гореликов – д.ф.н., профессор, академик Ноосфернойобщественной академии наук

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован