11 апреля 2007
2568

Дорога в рабочий класс

Одной из форм моей работы в комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству стали встречи с учащимися профтехучилищ, чтобы из первых уст знать, чем живет молодежь, которая готовится пополнить трудовые ресурсы Москвы. Это нужно мне как представителю органов государственной власти, но особенно как человеку, который большую часть жизни работал на производстве. Хочется понять, кто придет в ближайшее время работать в промышленность, городское хозяйство, строительство, сферу услуг и быта. Насколько изменились нынешние юноши и девушки, способны ли они испытывать гордость за избранную профессию?


По итогам многих встреч, а первая из них состоялась в феврале прошлого года с выпускниками профессионального училища No89, могу сказать, что молодежь, конечно, стала несколько иной - более прагматичной, что ли, рациональной, но в то же время более открытой и прямой. Они не стесняются задавать вопросы, которые их серьезно волнуют: о перспективах трудоустройства, о существующих льготах для молодых специалистов, о проблемах сохранения и создания рабочих мест для выпускников, студентов-вечерников и заочников, об увеличении стипендий, об организации производственной практики по месту будущей работы.

Без обиняков говорят и о недостатках в системе профобразования, например, о том, что обучение ведется на устаревшем оборудовании, не хватает новых технологий или что в учебной программе больше внимания должно уделяться практическому освоению профессии, ибо выпускники хотят быть конкурентоспособными работниками, иметь высокий разряд, нормальный социальный пакет и получать достойную зарплату. (Кстати, по итогам всероссийского социологического исследования, проведенного несколько лет назад Институтом развития профессионального образования, 56% городской учащейся молодежи назвали в качестве жизненных ценностей и приоритетов создание крепкой семьи и 42% - желание стать высококвалифицированными специалистами.)

Производит впечатление и то, что, как и в прежние времена, ребята хотят освоить выбранную профессию, откровенно и искренне признаваясь в том, что для счастья в жизни им совсем не обязательно заканчивать вуз и быть начальниками. Следует признать, что теперь также высок процент тех, кто идет в профучилища и колледжи из-за материальных проблем в семье или трудностей учебы в средней школе, но все же большинство молодежи хочет просто получить востребованную и хорошо оплачиваемую профессию.

Таков их выбор, поскольку, по их словам, профессиональное образование является гарантией реального трудоустройства. К тому же наличие дисциплин общего образования, предусмотренных в профучилищах - учреждениях начального профессионального образования, - дает возможность выпускникам продолжить образование и получить вузовский диплом.

Конечно, отрадна тяга подрастающего поколения к рабочей жизни, но сегодня все в обществе понимают, как много надо сделать, чтобы эти планы молодежи осуществились. Ведь не секрет, что именно сфера профессионального образована у нас серьезно отстает от других звеньев системы образования, переживающих процесс реформ и модернизации. Парадоксально, но в Москве, например, количество вузов почти в два раза превышает число учреждений начального и среднего профобразования. Притом, что в столице ежегодно выпускается почти 30 тысяч рабочих и специалистов, потребность в них остается большой, достаточно посмотреть московские печатные СМИ и интернет-сайты по трудоустройству, которые насчитывают до десятка тысяч самых разных вакансий.

Разумеется, что власти Москвы в курсе происходящего в системе профобразования, принимают все возможные меры для решения проблем и задач нового времени. В связи с новыми веяниями в 2004 году Департаментом образования города была начата реформа системы профобразования - преобразование и создание на базе 200 ПТУ и лицеев 50 колледжей.

Это государственные образовательные учреждения, крупные обучающие комплексы, которые объединены по программно-отраслевому принципу и которые, исходя из особенностей экономики и городского хозяйства Москвы, строятся по четырем приоритетным направлениям: промышленность и металлообработка, торговля и сфера услуг, архитектура и строительство, малый бизнес и предпринимательство. Также в 2004 году Правительством Москвы было принято постановление "Об участии органов исполнительной власти города Москвы, объединений профсоюзов и работодателей в развитии учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом потребности экономики города в квалифицированных рабочих кадрах".

Этим документом предусмотрено развитие материально-технической базы учреждений профобразования, износ основных фондов которых в Москве достиг в среднем 85 процентов; сохранение и подготовка педагогов и мастеров производственного обучения с учетом изменившихся требований времени к образовательному процессу и прикладным дисциплинам; установление тесного сотрудничества с работодателями по созданию "профильных" колледжей и привлечению инвестиций; поднятие престижа рабочих профессий и другие важные цели.

В итоге исполнения намеченных планов в Москве теперь действуют 90 колледжей, 250 учащихся получают именные стипендии. Принята также городская целевая программа "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005 - 2007 годы", которая вошла составной частью в городскую целевую программу развития образования "Столичное образование - 4" на 2005 - 2007 гг.

Если говорить о сотрудничестве с работодателями, следует отметить, что на словах всем требуются кадры, молодежь. На деле все это остается на уровне деклараций и рассуждений. Практика показывает, что большинство неохотно принимают на работу молодых специалистов, понимая, что с ними надо заниматься, тратить время на совершенствование полученных ими трудовых навыков, и как следствие - перевешивают финансово-экономические интересы. Но есть и положительные примеры. Успешно ведется работа со стройкомплексом Москвы, в котором специально создан государственно-общественный совет по подготовке квалифицированных кадров для строительной отрасли города.

Благодаря его решениям 29 ведущих строительных компаний Москвы стали социальными партнерами 13 строительных колледжей, в том числе среди них: "Трест No26", "Мосфундаментстрой-6", "СУ- 155", "Мосстроймеханизация", "Домостроительный комбинат No3", "Мосинжстрой", "Мос-промстройматериалы" и т. д. Помимо того, что на базе этих организаций 17 тысяч будущих строителей осваивают практические навыки, здесь проводятся многие другие мероприятия по закреплению молодежи в отрасли: конкурсы профессионального мастерства, наставничество бригадиров, спортивные праздники, а также адресная помощь семейным специалистам и решение по возможности жилищных проблем молодых рабочих.

Определенные партнерские связи налажены у столичного образования и с другими профильными департаментами, в частности, с Департаментом потребительского рынка и услуг, который организует производственную практику учащихся и стажировку мастеров производственного обучения на предприятиях сервиса и общественного питания, включая и те, где внедрены новейшие технологии.

Однако в системе профессионального образования имеется еще немало проблем, требующих скорейшего решения, и, по моему мнению, в первую очередь это касается модернизации содержания программ обучения, обновления материально-технической базы, приведения ее в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Без этого бесполезно говорить о подготовке квалифицированных кадров.

Другой важной проблемой сегодня я считаю формирование социального заказа на подготовку кадров. Поскольку процесс этот долгий, мы должны заранее прогнозировать, сколько и какие специалисты понадобятся в будущем в городском хозяйстве, чтобы согласовать объемы и профили подготовки рабочих кадров на всех уровнях образования. И для населения эта информация нужна, ведь все родители заинтересованы в том, чтобы их дети получили специальности, востребованные на рынке труда. При этом неплохо было бы им иметь сведения о рейтинге учреждений профобразования, готовящих таких специалистов и о возможном трудоустройстве молодых специалистов.

Естественно, что работа учреждений профессионального образования и реализация планов по улучшению деятельности всей этой системы невозможны без достаточного финансирования. Сегодня установлен порядок, по которому расходы профобразования оплачиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ, и ежегодно Москва выделяла на эти цели в пределах 3 миллиардов рублей. Многие эксперты считают, что эта схема финансирования - правильная и эффективная, но при этом удивляет, что до последнего времени самая сложная сфера образования не была включена в приоритетный нацпроект. Ведь наши профучилища, лицеи и колледжи не хуже, чем школы и вузы, могли бы участвовать в инновационных конкурсах, используя выигранные гранты по своему усмотрению - на улучшение материально-технической базы, закупку современной техники и оборудования и на прочие острые нужды.

Не случайно проблемами профессионального образования озаботились сегодня и руководители высших органов власти, и представители политических партий, в частности, партии "Единая Россия". В конце прошлого года, например, Мэр Москвы Юрий Лужков в достаточно резкой форме поднял вопросы дефицита квалифицированных кадров и возрождения в столице ПТУ и техникумов в том объеме, в каком они необходимы для подготовки рабочих и специалистов для нашей развивающейся промышленности. Определив задачу развития сферы профессионального образования, как стратегически важную для Москвы, он потребовал решительных мер по совершенствованию и обновлению этой системы.

В связи с этим в настоящее время в управлении науки и профессионального образования Департамента образования Москвы ведется разработка проекта программы "Рабочие кадры" на 2008 - 2010 годы. В соответствии с ней предполагается в 2 раза увеличить число выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования - то есть довести их до 60 тысяч человек ежегодно, а также построить в городе дополнительно 20 колледжей с более узким профилем обучения. Также важное место будет отведено в программе развитию партнерских отношений образовательных учреждений с промышленными предприятиями Москвы.

Все мы хотим жить и работать в благоустроенном красивом городе, получать максимально качественные услуги, приобретать товары, которые бы нас радовали. Но для всего этого необходимо готовить специалистов. Ни одна самая перспективная научная идея, ни одна эффективная разработка не будет воплощена в жизнь без рабочих рук. И наша общая задача - содействовать развитию и укреплению профтехобразования для всех отраслей города Москвы.

Михаил Буянов, депутат Московской городской Думы, член фракции "Единая Россия".
Московская правда - Московское собрание, 11 апреля 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован