02 мая 2007
1617

Частное небо

Как передает пресс-служба президента России, Владимир Путин подписал сегодня указ о создании альянса "ЭйрЮнион". Таким образом, многолетние споры чиновников и бизнесменов о структуре собственности нового крупного авиаперевозчика закончены. Благодаря указу президента в стране появится третья по величине авиакомпания, которая станет конкурировать с лидерами отрасли - "Аэрофлотом" и "Сибирью".
ОАО "ЭйрЮнион" будет учреждено до конца ноября текущего года, после чего войдет в список стратегических предприятий. Суммарный парк "ЭйрЮниона" составит около 100 самолетов. Согласно указу президента, государство передаст в уставный капитал новой компании акции "Домодедовских авиалиний" (доля - 50,04%), а также компаний "КрасЭйр" (51%) и "Самара" (46,5%). При этом ему будет принадлежать не менее 45% ценных бумаг, так как в "ЭйрЮнион" войдут также частные "Омскавиа" и "Сибавиатранс". Эти две компании на 80% и 100% соответственно принадлежат красноярскому предпринимателю Борису Абрамовичу и связанному с ним структурами, которые также владеют 40% "КрасЭйра", 49% "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ) и около 50% "Самары". Кроме того, в уставный капитал холдинга войдет вновь создаваемое ООО AirUnion-RRJ, также учрежденное частными акционерами во главе с Абрамовичем.

Именно Борис Абрамович и был главным идеологом и инициатором создания "ЭйрЮниона". Еще с 2004 года красноярский бизнесмен убеждал чиновников превратить альянс контролируемых им авиакомпаний в полноценный холдинг. Не дожидаясь решения, Абрамович в начале 2005 года создал "ЭйрЮнион" в виде альянса "КрасЭйра", ДАЛ, "Самары", "Омскавиа" и "Сибавиатранса". В прошлом году альянс перевез около 3,3 млн пассажиров, заняв по этому показателю третье место в России. Наибольшая доля приходится на счет "Аэрофлота" (7,3 млн) и "Сибири" (4,9 млн).

Многолетние споры красноярского бизнесмена и московских чиновников касались вопроса о контрольном пакете в "ЭйрЮнионе". Изначально Росимущество (осуществляет права акционера от имени РФ) настаивало на том, что контролировать "ЭйрЮнион" должно государство. Причем данный расклад выходил из стоимости пакетов, передаваемых в холдинг. В свое время аудиторская фирма "Пачоли" по заказу Росимущества провела оценку объединяемых активов и пришла к выводу, что доля государства в объединенной авиакомпании должна составить 50,04%. Абрамович с этим долго не соглашался, убеждая Минтранс и Минэкономразвития в том, что контролировать альянс должны частные акционеры.

Таким образом, президентский указ можно считать крупным успехом Бориса Абрамовича. Уникальность решения Владимира Путина состоит в том, что государство самостоятельно уступило частным акционерам контроль в совместном проекте. Что помогло Абрамовичу убедить государство отдать контроль в холдинге его структурам - неизвестно. Но, как коллективно отмечают опрошенные "Экспертом Online" аналитики, просто так этого достигнуть было невозможно. Скорее всего, между двумя группами акционеров был достигнут определенный консенсус. Возможно, частные акционеры "ЭйрЮниона" доплатят за контроль деньгами. Возможно, отплатят чем-то другим. Как напоминает аналитик компании "Антанта капитал" Илья Макаров, в случае с НПК "Иркут" произошло нечто подобное: при вхождении в Объединенную авиастроительную корпорацию частные акционеры компании не получили адекватную стоимость своего актива, зато получили стратегические задачи государства по развитию авиастроения.

Есть и другие нюансы. Так, чтобы доказать чиновникам правильность своей позиции, Борис Абрамович делал все, чтобы показать, что "КрасЭйр" (базовая компания альянса) работает хоть и с прибылью, но малоэффективно. Для этого Абрамович не скупился тратить деньги на покупку Ил-96 (общие затраты на эти самолеты превышают 80 млн долларов), увеличивал разнообразие используемых типов самолетов (авиакомпания эксплуатирует сегодня около 12 типов самолетов, тогда как для эффективной работы хватит двух-трех типов) и т. п. То есть Абрамович, вместо того чтобы сокращать издержки, напротив, их наращивал. В результате акции "КрасЭйра" были оценены достаточно низко, хотя пакет государства в этой компании составлял 51% акций.

Впрочем, даже при такой оценке выходило, что контроль в альянсе все равно останется не за частниками. И тогда Абрамович и другие частные акционеры учредили ООО AirUnion-RRJ с уставным капиталом более 20 млн долларов. И заявили, что эти средства позднее планируется направить на приобретение 15 самолетов SuperJet у холдинга "Сухой", а саму компанию предложили также внести в уставный капитал "ЭйрЮниона". Благодаря этому контрольный пакет в новом холдинге оказался за Абрамовичем.

По мнению экспертов, у нового авиахолдинга будет много проблем. Аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский отмечает, что сегодня только "КрасЭйр" работает с прибылью (причем эта прибыль минимальна), остальные активы, включенные в холдинг, убыточны. "Понятно, что несколько лет как минимум уйдет на повышение финансовой эффективности нового холдинга, на выстраивание новой корпоративной структуры, удаление нерентабельных бизнесов, масштабное обновление парка самолетов. В связи с этим мы не прогнозируем прибыльность нового авиаперевозчика в ближайшие годы", - отметил аналитик.

Кроме того, новой компании нужно будет решить вопрос с эффективностью своей деятельности. В 2006 году объем перевозок "КрасЭйра" увеличился всего на 2%, а альянса "ЭйрЮнион" - на 4%. Это на порядок меньше, чем у авиакомпаний UTair и "Трансаэро", которые являются прямыми конкурентами "ЭйрЮниона" по объемам перевозок.

"ЭйрЮниону" также предстоит выстроить отношения с венгерской авиакомпанией Malev (аффилированная с "ЭйрЮнионом" компания Airbridge Rt недавно приобрела [1] этого перевозчика) и решить вопрос со вступлением в один из мировых авиаальянсов - Star Alliance или OneWorld.

"Тем не менее в стратегической перспективе создание третьего по величине авиаперевозчика можно только приветствовать. Плюс ко всему, теперь в тройке крупнейших авиакомпаний две будут частными. Это очень позитивный момент для бизнеса", - отмечает Владимир Сергиевский.



Александр Попов
"Эксперт Online"
02.05.2007
http://www.expert.ru/articles/2007/05/02/alians/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован