16 декабря 2003
1499

Анатолий Васильев: Общенациональная идея России

Размышления на заданную тему

Понятие "национальная" или "общенациональная идея" пока еще недостаточно разработано в нашей литературе. Высказываются лишь самые общие представления. Однако, исходя из лексического понимания данного словосочетания, можно высказать следующие соображения.
Слово "идея" представляет собой понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения1.
В сочетании со словом "национальная" понятие "идея" означает, что она принадлежит не одному человеку, а этническому сообществу людей - нации. Поэтому словосочетание "национальная идея" можно охарактеризовать как представление нации, в котором отражены условия ее проживания и отношение к этим условиям.
Применительно к слову "общенациональная" можно сказать, что это идея многонационального народа, проживающего в одном государстве.
Термин "идея" имеет еще одну черту. Она рассматривается и как основная мысль, замысел, намерение, план2. Следовательно, понятие "идея" включает в себя не только отношение к реальной действительности, но и определенное намерение или план изменить ее, усовершенствовать, достичь определенной цели.
С учетом изложенного можно сказать, что национальная или общенациональная "идея" - это идеологическая установка, определяющая направление мышления и деятельности нации, народа, общества по достижению поставленной цели.
Как известно, единая цель способствует сплочению общества, согласованию деятельности государства, общественных организаций, граждан и более успешному решению задач, стоящих перед обществом. Так, например, в условиях советской власти национальной идеей было достижение единой цели - создание самого демократического и справедливого общества на земле - коммунизма, при котором наступит полное благоденствие и благополучие всех людей.
Однако эта вполне разумная идея не выдержала испытания практикой, поскольку ее реализация происходила в условиях кровавых репрессий, уничтожения многих сотен тысяч невинных людей, тоталитаризма, отсутствия демократии, нищенского уровня жизни основной массы населения.
Поэтому, появившись как общенародная, общенациональная идея создания наилучшего общества, она постепенно превратилась в идею партийно-государственной элиты советского общества. Граждане во многом утратили к ней интерес, поскольку она никак не реализовывалась на практике. Эта идея в основном существовала в лозунгах, призывах, насильственно внедрялась в сознание людей, но не воспринималась ими как национальная идея.
Известна и другая национальная идея, которая существовала в Российской империи и представляла собой триаду: "Самодержавие. Православие. Народность".
Однако данная идея в первую очередь выражала интересы и соответствовала целям господствующей элиты, а именно царствующей фамилии и приближенного к ней привилегированного круга титулованных высокопоставленных чиновников.
Кроме того, она признавала только одну религию - православие, в то время как в Российской империи существовали и другие религии. Поэтому она изначально не являлась национальной, то есть общей, идеей народа и поэтому не была всеобщим объединяющим началом российского общества.
В настоящее время, после великих перестроек, политических, экономических и правовых реформ, в России наступило смутное время. Никто не знает, что ждет российское общество в будущем, куда идет и куда придет страна.
Ведущие политологи, социологи, другие ученые и мыслители отзываются о современном состоянии России и ее будущем в основном в негативном плане. Достаточно посмотреть на заголовки статей, публикуемых в наших газетах, чтобы понять, какой сумбур самых противоречивых мыслей и идей имеет место в общественном сознании. Лишь несколько примеров.
"Аргументы и факты". 2003 г. N 9. "Стучите Грызлову по пейджеру". "Авантюра года, или Кому мы платим за проезд".
"Известия". 2003 г. N 36. "Море мафии". "Пятиминутка ненависти". "Кукиш на подставке".
"Независимая газета". 2003 г. N 41. "Кадырову ищут замену. Для успеха референдума по конституции во главе Чечни требуется другая фигура". "Они из России делают страну дураков".
"Новая газета". 2003 г. N 16. "Секретные герои. Закрытыми указами золотые звезды раздают начальству. О чем нам написали бойцы группы Альфа". "О преждевременности русского человека. В нем все дано - а все остальное требуется доказать". "Страна воюющих пацифистов". "Пьяные десантники бомбят садовые домики под Псковом". "Этика взятки". "Услада глазу, или Пора гнать феню".
"Новые Известия". 2003 г. N 32. "Странные звезды генерала Патрушева". "Православная коллективизация. Власть и Церковь зовут народ к послушанию". "Уральские крестьяне отказываются сеять хлеб. Власти хотят их заменить китайцами". "В патриотическом ударе".
"Парламентская газета". 2003 г. N 40. "А неплохо бы и с народом посоветоваться".
"Правда". 2003 г. N 21. "Что такое невезет и почему губернатор предпочитает олигархов". N22. "Беспамятство сродни предательству". "Знамена разных поколений. Надгробие к законодательству об армии".
"Российская газета". 2003 г. N 39. "Инвалид всея Руси: не ходи и не проси?". "Бездарное прощание с оружием". Краткая аннотация: "Имущество бывшего номерного завода в центре Питера, в том числе 35 гектаров земли, должно быть продано за бесценок. Кто на этом нагреет руки?". "Мамы до шестнадцати и младше".
"Сельская жизнь". N 11. "Жилкоммунхоз под прицелом". N 12. "Страна теряет продовольственную независимость". N 13. "Добро дали Центристы". N 15-16. "Зарежь корову, купи солярку".
Данный сумбур в мыслях объясняется политическим и идеологическим плюрализмом, который отражает реально существующую многопартийность, наличие существенно отличающихся друг от друга по материальному положению групп и слоев населения, различным национальным и религиозным составом общества, специфическими региональными особенностями. При этом нередко в интересах отдельных личностей, групп населения используются дезинформация и даже прямая ложь. Все это создает очень сложную, запутанную палитру мнений, в которой кажется невозможным существование какой-то единой, общей для всех идеи.
Думается, что для решения данного вопроса нужно исходить не из политических взглядов и идей разных партий, отдельных групп и слоев населения, а опираться на общие социальные ценности, провозглашенные в российском обществе, которые в современных демократических государствах во многом уже существуют на практике. Такими ценностями, прежде всего, являются демократия, широкие права и свободы граждан, материальное благополучие населения, господство закона.
Данные ценности нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации. В ней констатируется, что Россия является демократическим, правовым, светским и социальным государством, а единственным источником государственной власти является ее многонациональный народ.
Однако эти конституционные положения во многом не реализуются и поэтому многими воспринимаются как определенная идеологическая парадигма, не имеющая никакого отношения к реальной действительности.
В условиях современного состояния общества названные положения Конституции, наверное, являются таковыми. Но ценность национальной или общенациональной идеи заключается в том, что она должна содержать определенную цель, на достижение которой направляются усилия общества.
В настоящее время Россию захлестнуло самоуправство и безответственность чиновников. Народ не может законными способами отстоять свои конституционные права, не может пробиться сквозь бюрократизм и коррупцию властей предержащих. Он вынужден применять меры, не свойственные демократическим и правовым государствам, - объявлять голодовки, своими телами перекрывать железные дороги и автострады. Однако наше государство, называемое демократическим и правовым, запретило голодовки и установило за них ответственность. До какого цинизма нужно дойти, чтобы не платить зарплату и тем самым обрекать народ на голод и одновременно запрещать публичные голодовки?! Можете умирать от голода, но молча, в своих промерзших квартирах, но упаси вас Бог заявлять о своем трагическом положении публично, тем более требовать от государства заработанное своим трудом! И это называется политикой государства, направленной "на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ст. 7 Конституции РФ)?!
При таком положении дел как бы само собой напрашивается, что ключевыми словами, которые выражают не только отношение к реальной действительности, но и цель развития нашего современного общества, могут быть "народовластие" и "законность".
Народовластие означает не только власть народа, которая должна приобрести свое подлинное значение в демократическом правовом государстве, каким называется Россия. Оно также выражает реальное значение народа в жизни любого государства, в том числе и российского. Известно, что материальную, интеллектуальную и духовную основу жизни любого общества и государства создает народ. Поэтому только он может и должен определять организацию, полномочия и деятельность всех политических, государственных, социальных и иных структур общества, поскольку он своим трудом создает все материальное богатство общества и на свои средства содержит государство, всех его чиновников, которые по образному выражению Эльдара Рязанова, не сеют, не пашут, не строят.
В связи с этим понятие "народовластие" означает, что сам народ, проживая в Российской Федерации, должен определять деятельность государства в сфере политики, экономики, культуры, социальной сфере, международных отношениях, а государственные органы обязаны выражать его мнение и действовать в его интересах, а не помыкать собственным народом, не уподобляться оккупантам, захватившим страну во временное пользование.
Кроме того, государственная власть, являющаяся производной от народа, обязана создать такие формы и способы воздействия народа на эту власть, которые позволяли бы на практике реализовать действительное народовластие и не давали возможности государственным органам и должностным лицам действовать произвольно, по своему усмотрению и вопреки интересам народа.
Провозглашение России правовым государством означает деятельность государственных органов, общественных и иных организаций, граждан в соответствии с законом, на основании закона и во исполнение закона. При этом, если принципом деятельности граждан является формула "Разрешено все, что не запрещено законом", то для государственных органов и чиновников госаппарата- "Запрещено все, что не разрешено законом".
В настоящее время в России преступность превратилась в национальное бедствие. Убивают губернаторов, предпринимателей, ученых. В основном убийства носят заказной характер. Это означает, что возникающие в обществе противоречия нередко разрешаются по законам уголовного мира. Реальное законодательство во многом не действует.
Грубейшие правонарушения в сфере экономики совершают члены Правительства РФ, руководители субъектов Федерации - и при этом не несут никакой ответственности. Сообщениями о таких правонарушениях переполнены наши средства массовой информации, например телепрограмма "Момент истины" Андрея Караулова и др.
Над всеми этими преступлениями зловещей тенью висит терроризм. Взрывают дома, захватывают заложников, убивают ни в чем не повинных людей. Народ устал от крови, убийств, насилия. А телевидение, наверное, поставило своей целью окончательно уничтожить нормальную психику населения. Постоянно показывают бандитские фильмы, один кровавее другого, жуткие сцены насилия, пыток. Словно хищные звери, люди уничтожают друг друга. Народ возмущен, но сделать ничего не может: свобода информации.
В современных демократических странах данные вопросы решаются иначе. Во многих европейских государствах запрещено показывать фильмы, содержащие сцены насилия и убийств. В США после 11 сентября 2002 года запретили передавать любые интервью или высказывания Бен Ладена, поскольку они признаны лживыми и провокационными. И ни один канал телевидения не смеет ослушаться, несмотря на то что все они частные и свободные. Наше правовое государство ничего не может сделать с антинародным телевидением, не говоря уже о борьбе с преступностью.
В этих условиях признание законности одной из составляющих национальной идеи, борьба за ее реализацию всем обществом, всеми государственными и общественными органами, думается, вполне обоснованно.
Провозглашение России социальным государством означает, что государственная власть обязана проводить политику, направленную на обеспечение достойных человека условий жизни: жилищных, материальных, оказание поддержки семье, материнству, детству, инвалидам и пожилым людям, создание условий для нормального медицинского обслуживания, получения образования, решения иных социальных вопросов. Однако в настоящее время четвертая часть населения живет за чертой бедности, а многие находятся на грани выживания. При этом имеется определенный слой людей с многомиллиардными состояниями!
В современных демократических социальных государствах уровень жизни различных групп населения регулируется с помощью перераспределения доходов самых богатых слоев в пользу наиболее бедных. Осуществляется это, как правило, с помощью прогрессивного налогообложения, не обременяющего людей с высокими доходами. В результате чего нищенство и бездомность в значительной степени уменьшается либо ликвидируется полностью.
У нас размер подоходного налога одинаков для всех. В результате у богатых остается относительно и абсолютно больше средств на личное потребление по сравнению с бедными. Богатые становятся богаче, а бедные-беднее. В результате наше "социальное" государство своей политикой способствует все большему углублению различия в материальном положении богатых и бедных, хотя его задача противоположная - сблизить уровень жизни всех слоев населения.
В современных социальных государствах используется и другой способ выравнивания доходов разных слоев граждан, а именно: перераспределение доходов богатых регионов в пользу бедных. При этом перераспределению подлежат только доходы, полученные в результате более благоприятных географических и климатических условий, большего плодородия земли, наличия полезных ископаемых и других обстоятельств, независимых от людей и их трудовых затрат. У нас нередко перераспределение имеет место в пользу южных, более плодородных регионов за счет других регионов, благополучие которых достигается в результате увеличения количества затрат труда их населения.
Следующей, не менее важной целью нашего общества является сохранение и развитие национальной культуры, духовности народа. Мораль, нравственность в определенных слоях общества упала ниже низших пределов. По телевидению, в кино - насилие, секс. Историческая национальная культура России, ее народов растоптана новоявленными безграмотными оракулами от культуры. Многие авторы и исполнители так называемых шлягеров вопли о своих личных несчастьях, такие, например, как "ты любишь мою маму, а я смотрю в замочную скважину", "я тебя ждала полчаса, и ты меня достал", выдают за произведения искусства. И с этим маразмом выходят в эфир, к народу.
В сознание людей внедряются аморальные принципы жизни типа "Все и сейчас", которые порождают насилие и преступное завладение чужим имуществом, обогащение любыми средствами и способами.
Исторической основой духовности любого народа являлась религия. Именно она формировала чисто человеческие качества людей, дала им мораль, нравственность, необходимость уважения себе подобных, научила, как нужно правильно и достойно жить.
Социальная ценность религии заключается также в том, что каждый верующий сам обеспечивает правильность своего поведения, не допуская нарушения основных заповедей Господа.
В настоящее время отечественные и зарубежные экстремисты разрушают традиционные российские религии, превращают их в идеологию насилия и войны. Особо тлетворное влияние они оказывают на молодежь, которая во многом превращается в бездуховное первобытное стадо, не имеющее ничего святого в душе и не признающее никаких социальных ценностей. Поэтому возрождение и дальнейшее развитие национальной культуры, религиозных чувств граждан очень актуальны и также могут быть одной из составляющих частей общенациональной идеи, которая может быть выражена одним словом - Духовность.
Последней по счету, но первой по значимости частью национальной идеи может быть священное слово "Отечество". Оно объединяет все другие части общенациональной идеи и обеспечивает ее единство, поскольку и народовластие, и благополучие, и законность, и духовность могут существовать только при наличии у народа отечества.
Отечество, родина - это то, что объединяет народ, делает его единым, дает ему, если можно так сказать, адрес в многонациональном и многогосударственном мире. Одновременно, отечество как место естественного происхождения и постоянного пребывания народа связывает его с предками, предоставляет возможность создавать свою историю. Народ, не имеющий отечества, не имеет ни прошлого, ни будущего, не может иметь свой национальный язык, культуру, уклад жизни, народные обычаи, традиции, которые являются его социальными ценностями и превращают географическую территорию в цивилизованное пространство, наполненное национальным интеллектом.
Отечество связано с таким личностным явлением человека, как патриотизм. По ленинскому выражению, патриотизм - "одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств"3.
Свое полное развитие патриотизм получил в эпоху образования национальных государств, когда национальные чувства и привязанность к своему народу дополнились юридической связью с государством в форме гражданства. В результате патриотизм приобрел комплексное национально-юридическое значение.
В условиях многонациональной российской государственности соотношение национальных чувств и гражданского патриотизма не всегда совпадают. Нередко имеют место случаи, когда национальные интересы в определенной степени противостоят общегосударственным.
Масла в огонь подливают средства массовой информации и некоторые политиканствующие деятели. В результате в настоящее время в Российской Федерации понятие "патриотизм" оплевано и загажено. Нередко пропагандируется идея о том, что быть патриотом - плохо, а непатриотом - хорошо. При этом патриотов оскорбительно называют "ура-патриотами", "национал-патриотами" и тем самым уничтожают на корню ростки российского патриотизма, что совершенно недопустимо в условиях существования единого, хотя и многонационального государства.
Данная идеология наносит ущерб не только России как государству, но и всем проживающим в ней народам и нациям, поскольку не соответствует общепринятым отношениям между государством и его гражданами, на чем основывается существование любого государства. Если граждане не защищают интересы своей страны, а наоборот, выступают против нее, то страна разваливается. Именно это ожидает Россию, если в ней победит антипатриотизм. Для предотвращения такого развития событий, думается, идеология должна быть иной, а именно- направленной на соединение национального патриотизма с общегосударственным, поскольку любой отдельный народ или нация являются только частью единой России. Порицание патриотизма, гонение на патриотов должно квалифицироваться как разжигание межнациональной розни и внутригражданской ненависти, а виновные должны привлекаться к ответственности.
Предлагаемое автором словосочетание "народовластие, законность, благополучие, духовность и патриотизм" может быть рассмотрено как один из вариантов общенациональной идеи современной России. Возможны и другие понятия, выражающие главные социальные ценности современного российского общества, способствующие его сплочению и более успешному позитивному развитию.


1 Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов.- М., 2002. С. 260
2 Там же.
3 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 28. С. 167.

2003 г.
www.ni-journal.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован