Эксклюзив
21 октября 2008
11388

Алексей Подберезкин: Государство и человеческий потенциал

"совет всем родителям:
не ставьте в раннем возрасте своих детей в угол,
ведь именно в этот период
у них формируются основные черты лица".


Второй том работы "Человеческий Капиталъ", как и первый, стал результатом развития идей круглого стола, который состоялся в марте 2007 года под руководством Д.Медведева. В нем основное внимание уделяется взаимосвязи деятельности институтов государства и развития потенциала человеческой личности. И это не случайно Человеческий потенциал в XXI веке, на мой взгляд, во многом стал производным от результатов деятельности государства. И это главная идея второго тома. Роль государства - ключевая не только в развитии обороноспособности, безопасности, обеспечения правопорядка, но и экономики, социальной сферы, общественных институтов. Представление о том, что рынок вытеснит государство, а общественные институты заменили государственные, - глубоко ошибочно. К концу XX века произошло перераспределение функций между государством и обществом: там, где наиболее эффективно оказывалось государство, оно усиливалось, а там, где бизнес и общество, эти функции им делегировались. Прежде всего институтом гражданского общества.

В конце XX века особенно популярна стала дискуссия о "падении роли государства". Это происходило именно в силу того, что государство добровольно избавлялось от ряда нагрузочных функций в пользу институтов гражданского общества. Не более того. И отнюдь не выпускало из рук главных инструментов управления. Что хорошо показал кризис второй половины 2008 года, тогда правительства предприняли жесткие метры, сравнимые с мерами 30-х годов, по стабилизации ситуации.

Иными словами я исхожу из тезиса о том, что в эпоху глобализации роль государства не снижается, а возрастает. Вместе с тем, возвращаясь к эпиграфу, вынесенному выше, государство не должно уподобиться тем родителям, которые уродуют творческий потенциал ребенка. Ни по отношению к личности вообще, ни по отношению к обществу, либо его институтам. Особенно важно, что замечание по отношению к развитию потенциала человеческой личности. С одной стороны, государство в силу своей роли в XXI веке стало ведущим фактором, влияющим на развитие этого потенциала. А с другой, эта сила может неуклюже испортить, исковеркать именно творческую, самую главную составляющую потенциала личности.

Найти тот хрупкий баланс между сильным государством, работающим на общество и развитие потенциала человеческой личности, и интересами общества, его институтов, - задача непростая. При ее решении неприемлемы ни неолиберальные крайности, ни коммунистический догматизм, ни примитивный национал-патриотизм.

Во втором томе рассматриваются вместе с тем более практические вопросы, вытекающие из новой идеологии опережающего развития, т.е. идеология в данном случае будет выступать в качестве теоретической и даже методической основы для формирования прикладных стратегических прогнозов, стратегического планирования и, естественно, ожидаемых в результате таких действий стратегических результатов. В данном случае мысль о том, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория, - лежит в качестве центральной идеи книги.

Подобный подход в 2008 году уже совершенно оправдан. Российское общество, переходя от этапа стабилизации к этапу развития, неизбежно обращается к прогнозам и стратегическому планированию. Пока что, как показывает опыт 2005-2008 годов, отраслевым и региональным. Чаще - среднесрочным (как прогноз социально-экономического развития на 2008-2010 годы), но уже в ближайшем будущем неизбежно придет черед долгосрочных планов. Появление концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и ее скорректированного варианта (август 2008 г.) - первые не бесспорные такие попытки.

Их основные недостатки (о которых подробнее будет говориться в книге) следующие:

- во-первых, они являются продуктом деятельности МЭРа, даже одного из его департаментов, который, естественно не мог дать системного, прежде всего идеологического, видения мира и стратегии России. Многие важные аспекты остались за скобками Концепции. И отнюдь не только международные или военно-политические, но и научно-технические, технологические, культурные, духовные, социальные;

- во-вторых, концепция должна была бы стать производным документом от еще более полного и системного документа, в котором национальные интересы и ценности, а также другие политико-идеологические категории, являются базовыми, фундаментальными. Но не стали. Потому что такого документа нет, хотя его роль могла бы выполнять Концепция национальной безопасности, если бы она существовала в новой, более масштабной редакции;

- в-третьих, концепция должна была быстать не результатом макроэкономических экстраполяций, а выполнять функции постановки задач перед исполнительной и законодательной властями. Более того эта концепция должна была бы быть дополнена конкретным планом;

- наконец, в-четвертых, концепция не учитывает такого важного фактора развития, как воля и дух нации, то, что покойный А.И.Солженицын считал как раз самым главным. И справедливо. XXI век, безусловно только усилит значение этого фактора.

Неизбежна и постановка вопроса о стратегическом планировании, к которой вплотную подошли на Госсовете летом 2006 года. Понимание того, что общенациональное планирование нельзя доверять одному министерству, даже такому крупному как МЭР, становится в элите общепризнанным. Как следствие - неизбежно практическое внедрение стратегического планирования уже в близком будущем. Первые робкие попытки уже предпринимаются. Началась и дискуссия, которая изначально показала, что существует множество, в том числе и спорных точек зрения. Так, на круглом столе 12 апреля 2005 года А.Головков (руководитель секретариата вице-премьера А.Жукова) сказал: "Система целей социально-экономического развития страны предназначена для: формирования системы целей деятельности министерств

Если в Концепции (август 2008 г.) в качестве приложения уже содержится долгосрочный прогноз, то очередь за "пошаговым планом" ее реализации. Именно так была сформулирована задача В.Путиным и Д.Медведевым весной 2008 года, т.е. здесь речь идет о стратегическом планировании. Как раз о том, чего и не было в концепции.

Таким образом, то, о чем говорилось многие годы, в том числе и многое стало реальностью: создается долгосрочная концепция развития, дополняемая прогнозом и (в перспективе) документами по стратегическому планированию. Можно сказать, что правящая элита наконец-то вплотную подошла к системной и долгосрочной работе. Пока еще в режиме эксперимента.

К сожалению, общей, объединяющей идеи в форме официального документа нет. То есть, нет официальной системы взглядов. Иначе говоря, доктрины. Речь идет, прежде всего, о политико-идеологическом документе, имеющим долгосрочный, стратегический характер. Когда такого документа нет, то нет и ответа на многие вопросы как в Концепции социально-экономического развития, так и в прогнозе, а тем более в долгосрочном плане реализации этих документов. Вот почему, в частности, возникают многочисленные нестыковки и даже "ляпы" в период, когда вплотную подошли к задаче создания стратегических документов.

Мировой опыт показывает, что тенденции идеологизации всей политической, общественной и экономической жизни имеют вполне конкретное, даже прагматическое значение. Если в качестве главной цели развития ставится человек, а государство - как одно из средств достижения этой цели - становится механизмом, инструментом ее реализации, то в эту простую формулу вполне укладывается нынешняя идеология опережающего развития. Один из примеров - Китай, где на 17-ом съезде КПК в октябре 2007 года ее генеральный секретарь заявил о том, что планируется к 2020 году увеличить душевой ВВП в 4 раза по сравнению с 2000 годом. Это - конкретный пример реализации стратегии ускоренного развития страны, где присутствуют все ее элементы - стратегический прогноз, целеполагание, стратегическое планирование и методы реализации. В частности, в речи генсека была политически зафиксирована как необходимость политической реформы, так и "полезность" членства в КПК представителей китайской буржуазии.

Применительно к России это означает, что наступило время уже не среднесрочных, а долгосрочных национальных стратегий и доктрин, интегрирующих как отраслевые, так и региональные долгосрочные стратегии на ясной политико-идеологической основе. Так, на мой взгляд, в качестве одной из главных стратегических целей необходимо сформулировать задачу ликвидации 3-4-кратного разрыва в душевом ВВП между Россией и развитыми странами в перспективе 15 лет, т.е. до 2020-2022 годов. (На самом деле такой разрыв ликвидирован не будет . Если в Концепции и выступлениях руководителей страны говорится и о том, что к 2020 году душевой ВВП в России составит 30 тыс. долл., то следует помнить, что к тому периоду США предполагают увеличить душевой доход до 80-100 млрд. долл.). Из этой стратегической цели неизбежно следуют выводы.

Так, этот четырехкратный разрыв не может быть ликвидирован в принципе за счет роста сырьевой экономики, чьи резервы уже практически исчерпаны. Остается единственный способ - развитие возможностей человека. Прежде всего, интеллектуальных, культурных, духовных. И здесь уже ресурсы неограниченны. Новые поколения технологий, новое качество личностей способно обеспечить экономический рост уже не на 6-7%, а на десятки процентов ежегодно.

Кроме того, остается и резерв роста традиционных отраслей. Таких как строительная, деревопереработка, машиностроение, легкая промышленность. Так, по моим оценкам, в результате привлечения внимания к строительству, прежде всего благодаря нацпроекту "Доступное жилье", рост строительной отрасли в 2007 году может превысить 30%. И это не единственный пример.

На стадии перехода к стратегическому планированию, - как и прежде, - ключом к правильному пониманию выступает идея развития человека, его потенциала в качестве главной цели, и, одновременно, главного инструмента опережающего развития. Это подтверждают оценки российских экспертов, в частности, 50 ведущих специалистов ИМЭМО, которые подготовили работу "Мировая экономика: прогноз до 2020 года" . В нем, например, признается, что предлагая свой вариант перспектив мирового хозяйства на ближайшие 15 лет, авторы считают, что это будет развитие глобальной экономики, базирующейся на знаниях. Фундаментальная характеристика прогнозируемого периода - ускорение темпов мирового экономического роста, которые достигнут 4,2-4,3% ежегодно (в предшествующие 15 лет они составляли 3,4%). В ближайшие 15 лет в динамику темпов прироста мирового ВВП основной вклад будут вносить развивающиеся страны, прежде всего Китай (среднегодовой прирост ВВП составит 7,7%) и Индия (6,6%). Эти две страны вообще станут лидерами глобализации второй волны.

При этом роль государства становится критичной в эпоху глобализации. В этой книге я буду отстаивать ту точку зрения, что идеология (как система взаимосвязанных идей и способов их реализации) во многом предопределяет не только возможные результаты стратегического прогноза, но и выступает основой стратегического планирования, а, в конечном счете, является определяющим фактором всего хода развития событий развития страны, более того их конечным результатом. Это утверждение сегодня принципиально расходится с подходом Правительства.

Так, неолиберальная увлеченность свободным рынком 90-ых годов привела к появлению двух тезисов о "бесперспективности отечественного сельского хозяйства" и о "естественной зависимости от западных технологий". Эти политико-идеологические установки привели к тому, что Россия через короткое время фактически потеряла независимость по целой группе важнейших товаров. Вкупе с массовым вывозом капиталов за рубеж это привело к появлению уже не только экономической, но и политической зависимости от Запада, а значит и утрата в значительной части суверенитета.

Есть основания предполагать, что судьба Стабфонда, как и судьба частных капиталов (речь идет о сумме до 700 млрд. долл.), станет одной из причин возможных проволочек с признанием Южной Осетии и Абхазии. "Элита оказалась на распутье и переживает внутренний раскол, - говорит президент компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин. - С одной стороны, она стремится сохранить ресурсы на Западе, а с другой - понимает, что сохранить их она сможет, только если она будет отражать интересы страны". Тем более что наличие денег на Западе вовсе не гарантирует свободы распоряжения ими, добавляет профессор Лопатников. "Деньги отбираются легко и непринужденно, особенно если за тобой не стоит мощное государство, - напоминает он. - Прецедентов масса, тот же Сухарто, потерявший миллиарды после смещения. По большому счету государства ведь и существуют для защиты интересов элит".

Сферы существенной (более 50%) зависимости РФ от импорта*

Товарная группаДоля импорта, % по отношению к выпуску
Мясо и мясопродукты62
Бакалея, макароны, пряности, детское питание, диетические продукты131
Одежда и аксессуары111
Фармацевтические товары390
Пластмассы, пластмассовые трубы, профили, плиты96
Подъемно-транспортное оборудование140
Машины и оборудование для добычи нефти и газа100
Электроприборы162
Легковые автомобили137
*По данным исследования Центра развития на основе источников Росстата.


Можно утверждать, что в зависимости от того, какая политико-идеологическая задача ставится на будущее, во многом зависит результат стратегического прогноза, ибо эта же задача ставится в качестве цели для стратегического планирования. Прежде всего, государства как важнейшего института общества. Как в известной пословице: "Как ты корабль назовешь, так он и поплывет". Это хорошо видно на примере США, где ко второй половине XX и в начале XXI века в США произошли поистине тектонические сдвиги в количестве лиц, получающих пенсии, пособия и социальную помощь по линии федерального бюджета. В середине XX века, в 1950 г., численность получателей трансфертных выплат федерального правительства составляла порядка 11,1 млн. человек, или 7,3% населения США. В 2004 г. их количество увеличилось примерно до 85,7 млн. человек, что составило 29,5% населения страны, которое за этот период практически удвоилось.

В настоящее время федеральный бюджет, по сути, ориентирован и "работает" на социальную помощь и поддержку пожилым гражданам (в возрасте 65 лет и старше) и подрастающего поколения американцев (в возрасте 18 лет и младше). Согласно расчетам Бюджетного управления Конгресса (БУК), в 2000 фин. г. 43,2% федеральных расходов шло непосредственно на удовлетворение нужд стариков и детей. Ожидается, что в 2010 фин. г. эта доля превысит 50% .

Таким образом, к 2008 году социальная политика США стала частью политической системы страны, во многом идеологией правящего класса, не зависящей от того, кто в данный момент находится у власти - республиканцы или демократы. Соответственно и прогнозы социально-экономического развития, планирование (в т.ч. долгосрочное) основываются на этой политико-идеологической установке. Причем, повторно, на долгосрочную перспективу. Именно так повела себя система США в кризисном 2008 году.

Не случайно социологи в своих опросах особое внимание обращают на настроения и оценки будущих перспектив развития. Так, с 2001 года, например, они фиксируют устойчивый рост настроений социального оптимизма в стране, которые были на недопустимо низком, кризисном уровне в начале десятилетия. По декабрьским (2006 г.) оценкам Левада-центра, рубежным оказался период 2005-2006 годов: если в декабре 2005 г. число пессимистов и оптимистов сравнялось, то в декабре 2007 года оптимистов было 46%, а пессимистов - 28%. Та же картина наблюдается и с оценками перспектив развития России: если в 2005 году оптимистов и пессимистов было поровну - 39%, то в декабре 2006 года соотношение стало 42% к 30% в пользу оптимистов. А в 2008 году 60% и 20%. При этом, что примечательно, по-прежнему только 18% опрошенных считают, что они хорошо понимают, куда движется страна и какие цели перед ней ставят нынешние руководители . Вопрос целеполагания для государства, планирование его деятельности отнюдь не отпал.

В то же время отнюдь нельзя говорить о том, что отсутствие ясной стратегии у власти и государства равнозначно отсутствию внутренней системы ценностей и целей у граждан. Достаточно сказать, что по оценкам социологов, в российском обществе существует подавляющий "проправославный консенсус", когда к православной системе ценностей положительно относятся до 94% граждан страны .

Действительно, в этом есть много как рационального, так и иррационального. Сегодня существует немало различных доказательств и практик того, что ясно формулированная цель и направленная воля на достижение этой цели приносят фантастические результаты. Одна из рекомендаций гласит: "нужно устроить так, чтобы люди, думая о своем и занимаясь своими делами, действовали в ваших интересах. Для этого необходимо лишь проснуться, отвлечься от своих интересов и подумать об интересах других" .

Иначе говоря, идеология, все ее составляющие, становится важнейшим инструментом управления государством и обществом. Частью этого стратегического управления становится наука о стратегическом управлении, которая еще недавно считалась только искусством.

Теория стратегического управления - сравнительно молодая (ее история насчитывает менее полувека) и динамично развивающаяся область гуманитарных наук. Для нее характерны не только тесная связь с практикой стратегического управления, но и включенность в многосторонний обмен идеями с различными областями и исследовательскими программами разных дисциплин.

Лишь в 1960-е годы описание стратегии управления как искусства сменилось ее объяснением в терминах научной дисциплины. Однако пройденный путь дает достаточно оснований для контекстуальной рефлексии в рамках данной области знания - как ретроспективной, так и перспективной .

В самом деле, правители государств, национальные лидеры часто ставили внешне невыполнимые задачи. Ставили и добивались их. В самой постановке таких задач национальными лидерами кроется не только идеологическая суть, но уже и вероятный результат, прогноз, и даже конкретная программа. Как гласит одно из правил бизнеса, "Кто не мечтает о невозможном - не добьется и самого малого. Вот почему любая амбициозная позитивная национальная идея (если, конечно, она соответствует общественным потребностям) лучше, чем ее отсутствие, либо "скромные" амбиции. Тем справедливее это относится к деятельности государства, власти.

Справедливо и другое утверждение: идеология во многом предопределяется стратегическим прогнозом, который, так или иначе, сложился в представлении правящей элиты страны. Так, "неизбежная победа" коммунизма в исторической перспективе предполагала в качестве следствия "единственно правильную" коммунистическую идеологию для современников. Мировая революция - как прогноз руководителей большевиков - требовал соответствующей ориентации не только внешней политики СССР, но и некоторое время являлось обоснованием для экономической политики страны.

И наоборот. Если бы не случилось событий 1914-1918 годов, эксперты оценивают иной результат развития России. Так, заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Павел Пожигайло рассказал, что изучая данные о состоянии экономики и демографии в России перед Первой мировой войной, можно сделать однозначный вывод, что наша страна к 1945 году должна была завоевать доминирующие позиции в мировой экономике, а численность ее населения могла к этому времени достигнуть 450 млн. человек .

Сегодня это утверждение хорошо иллюстрируют многочисленные и вполне успешные попытки стратегического прогнозирования в экономике и финансах, сделанные крупнейшими международными институтами. Так, по оценкам экспертов Всемирного банка, объем мировой торговли вырастет более чем втрое к 2030 году, а доля торговли в мировом ВВП - с 25% до более 33% . По этим же оценкам, к 2035 году страны БРИКа обгонят шестерку ведущих государств по объему ВВП.

Справедливо, как уже говорилось, и обратное утверждение - стратегический прогноз во многом определяется существующей и доминирующей идеологией, как системой взглядов, прежде всего на приоритеты развития. Во всяком случае, стратегический прогноз предполагает, как правило, несколько вариантов, из которых правящая элита и народ выбирают для себя оптимальный. Так, некоторые политологи, прогнозируют, что "предстоящие полтора десятилетия почти наверняка будут самыми труднымив истории России. Речь идет о ее выживании как самостоятельного общества и государства. При этом исходят из закономерностей цикличности развития, "резонансов", когда "наиболее критическим для России будет период 2013-2017 годов" . В данном случае теория "резонансов", а, точнее, - идеология цикличности в истории, предопределяет результаты стратегического прогноза.

Сказанное в полной мере справедливо и для сегодняшнего "прикладных идеологий", в частности, Минфина, с помощью которых прогнозируются, например, темпы инфляции. Так, "идеология А.Кудрина" предполагает, что лучшее средство борьбы с инфляцией это снижение расходов. Между тем, справедливо считается, что его прогнозы основываются на законах вымышленного, как полагают некоторые эксперты, мира: " кудринские теории борьбы с инфляцией весьма эффектно опровергаются жизнью. В октябре инфляция достигла самого низкого значения за всю историю российского капитализма - 4,7% в годовом выражении. И это произошло не за счет ужесточения денежной политики, а, напротив, при чрезвычайно быстром расширении денежного обращения: с мая прошлого года реальный прирост держится на уровне 40% годовых" . И, наоборот, в октябре 2007 года был отмечен всплеск инфляции.

Другими словами, идеология (или "кудринские теории") лежит в основе прогноза инфляции, который, заметим, никогда еще не оправдывался у Минфина за последние годы. Это означает, что прикладные идеологи ("теории") во многом не просто обесценивают результаты научного прогноза, но и делают его практически непригодным. Это же означает, что "правильная" идеология оказывается не только основой для прогноза, но и основой для получения практического результата.

Наконец, нельзя не сказать о PR, как системе не столько формирования связей с общественностью, сколько управлением ею. В определенном смысле технологии PR в настоящее время являются "прикладными" идеологиями, ориентированными на достижение практически любых результатов. Как в политике, так и в экономике. Как признался известный специалист в этой области Г.Мехлер, "на сегодняшний день любое событие политического или экономического характера заранее готовится с помощью рафинированных методов PR". И далее: "благодаря его шуточкам, интеллекту и способам реализации он может держать на коротком поводке все наше общество" .

Это необходимо иметь в виду для того, чтобы понимать, что как идеология, так и стратегический прогноз могут являться предметом манипуляций, одной из PR-технологий. Примеров не счесть, но гораздо труднее найти идеологическую концепцию или стратегический прогноз, которые бы находились не под влиянием PR-технологий.

Применительно к формирующейся идеологии и стратегии это имеет самое прямое отношение. С одной стороны, мы слишком сильно зависим от "авторитетных" западных прогнозов и концепций, а, с другой, сами не используем PR-технологии для формирования собственных прогнозов и идеологических концепций.

Простой пример. Любые прогнозы Правительства РФ, даже краткосрочные (за исключением темпов инфляции) заведомо занижены. Иногда на недопустимые показатели. И все об этом знают, включая Президента. Здесь, как мы видим, заранее задается, очевидно, заниженная планка, которая сравнительно легко выполняется. Но не только. Эти прогнозы свидетельствуют об отсутствии ясных приоритетов, встроенных в идеологию, которые бы подкреплялись инструментами PR. Т.е. мы сами, собственными руками, отказываемся от использования эффективных методов финансово-экономического и политического развития, прибегая к ним лишь от случая к случаю по мере тактической необходимости.

Надо понимать, что, выстраивая собственный стратегический прогноз, мы одновременно противодействуем навязываемым нам извне стратегическим прогнозам, которые на деле являются всего лишь частными PR-технологиями.



Алексей Подберезкин - академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор

21.10.2008.
www.viperson.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован