28 марта 2007
5130

Александр Торшин: С межнациональными отношениями все замечательно в пределах Садового кольца

- Александр Порфирьевич, вот уже год в Совете Федерации работает Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений, которую возглавляет Сергей Миронов. Зачем была создана эта комиссия?

- Совет Федерации является палатой регионов и вопросы межнациональных отношений, вопросы национальной политики, взаимодействия с религиозными объединениями для нас очень актуальны. После того, как в Российской Федерации не оправдало себя Министерство по делам национальностей - а за десять лет его существования там сменилось десять министров, стало понятно, что нужна другая структура.

Я думаю, что Объединенная комиссия, которая задумана таким образом, что половина членов комиссии - это члены Совета Федерации, а половина - председатели Законодательных собраний - это практически готовая структура, которая имеет точки опоры на местах. В пределах Садового кольца у нас с межнациональными отношениями все замечательно, но Россия - это не Садовое кольцо. Насколько велика наша страна, настолько серьезен и масштаб этих проблем.

- Как заместитель председателя Объединенной комиссии как вы оцениваете ее работу?

- Объединенная комиссия, можно сказать, заполнила существующую нишу и очень эффективно работает. Дело в том, что это комиссия быстрого реагирования. Мы просто об этом мало говорим. По каждой конфликтной ситуации, которая становится нам известной, на место тут же выезжают два сенатора от этой территории. Если есть необходимость, выезжает еще один сенатор от другой территории, чтобы быть объективным - и конфликт решается в 2-3 дня, и все успокаивается. Просто этим вопросам нужно уделять внимание. Не такое уж это затратное дело.

- Каковы сегодня болезненные точки национальной политики?

- Все меняется очень быстро. Необходимо внимательно следить за тем, как меняется национальный и конфессиональный баланс. Объединенная комиссия - это, как я говорил, комиссия быстрого реагирования. Но это не режим пожарной команды, хотя и этим приходится заниматься, поскольку о том, что у нас происходит, судят не по дружбе народов, а по конфликтам.

Мы работаем над созданием базы, которая бы позволила сохранять спокойствие в обществе - над новой государственной концепцией национальной политики. Предыдущая концепция была утверждена указом, но лучше, если бы это был закон о государственной национальной политике. Мы сегодня работаем над совершенствованием нормативно-правовой базы. Безусловно, для законодателей - это самое главное. Будут хорошие законы, будет налажено четкое их исполнение - тогда все у нас будет хорошо.

- Насколько важен опыт национально-конфессиональных отношений для реализации нацпроектов?

- Я об этом говорил на встрече с президентом 16 марта. Опыт национальных и внутриконфессиональных отношений очень важен для реализации нацпроектов. Скажем, ситуация с демографией в стране. Посмотрите, как она решена в конфессиях. В мусульманской среде и, особенно, на Кавказе - там бум рождаемости, там проблем нет. А посмотрите, что у протестантов... А наши российские старообрядцы... Там тоже по 8 детей - норма. Почему же не привлекать опыт семейных отношений соответствующих конфессий?

И с пенсионерами у нас проблема. Совсем небогатая Ингушетия - а брошенных стариков там нет. Детей - само собой. Там и детдома не нужны. Всегда подберут, накормят, даже если своим хватать не будет. Разве не стоит распространять у нас эти традиции? И ислам, и православие, и другие конфессии имеют свой опыт.

А как чуваши занимаются строительством жилья! Да чувашу молодому жениться не дадут, пока родственники не поймут, как жилье построить для молодой семьи. Почему эту традицию не поощрять и не распространять?!

Мне кажется, что это важный ресурс выполнения национальных проектов. Мы с вами богаты, в этом наше конкурентное преимущество. Главное - в том, как им распорядиться.

- И все-таки нужно возрождать Миннац или нет, ваша точка зрения?

- Министерство по делам национальностей в том виде, в котором оно существовало, не нужно категорически. Оно, скорее всего, даже контрпродуктивно. Министерские системы вообще сложились в начале XIX века. Давайте что-то делать, что соответствовало бы реалиям XXI века.

Создавая Министерство национальной политики, нужно будет тут же создавать и региональные структуры, а это значит - плодить бюрократию. Да вот она, готовая система законодательных собраний Совета Федерации. В Польше, например, законодатели могут не только законотворчеством заниматься. На Верхнюю палату Парламента Польши возложено взаимодействие с "полонией заграничной". Они ведут вопрос поляков за рубежом. Есть соответствующий бюджет. От "полонии заграничной" даже три сенаторских места есть. Они избираются не на территории Польши, а в местах компактного проживания поляков за рубежом.

Легче всего сейчас министра назначить и департаменты наплодить. А что дальше? Нужно что-то более гибкое, органичное, скажем, государственно-общественное... Ну а опыт прежнего Миннаца... Пусть на него посмотрят те, кто ратует за возрождение министерства по делам национальностей. Оно себя не оправдало в предыдущие годы.
28 марта 2007

Любовь Балакирева
Беседовала Любовь Балакирева

http://www.narodru.ru/article8294.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован