Эксклюзив
Куприянов Алексей Анатольевич
05 июля 2011
3985

Адвокат Алексей Куприянов: Порядок создания федерального округа и расширения границ Москвы

Каждый день и каждое СМИ обсуждает вопросы создания президентом Д.Медведевым столичного федерального округа. Действительно, создание нового федерального округа не вызывает никаких юридических сложностей. Достаточно воли президента. Именно в таком порядке были созданы предыдущие семь округов - Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849. Заметим, что, согласно названному указу, "федеральный округ" - не есть новый субъект федерации, а лишь территория компетенции одного из полномочных представителей президента, назначаемых в порядке п. "к" ч. 1 ст. 83 Конституции РФ. Таких представителей может быть много, столько сколько угодно действующему президенту. И срок их действия может быть сколь угодно действующему президенту велик ... или мал. Полномочные представители и их компетенция вполне законно могут меняться хоть ежедневно одним росчерком пера "первого лица": в зависимости от политической и экономической ситуации, от сиюминутной целесообразности. И представители, и сами "округа" вещь достаточно "виртуальная". Сегодня - есть, завтра - нет. Сегодня - такие-то границы действия очередного полномочного представителя, завтра - под другое лицо совсем другие, а после завтра - бац! И нет никаких представителей и никаких округов! Как не бывало! Таков закон. Другое дело - субъект федерации. Тут все об их юридическом статусе, порядке создания и прочих атрибутах прописано в самой Конституции и федеральных конституционных законах. Различия для юристов очевидны. К сожалению, в СМИ и даже в комментариях ряда депутатов и чиновников происходит подмена понятий. Необоснованно ставится знак равенства между созданием очередного федерального округа "в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий", как зоны компетенции очередного представителя президента, - и принудительное расширением границ одного субъекта федерации - Москвы за счет уменьшения другого субъекта федерации - Московской области. "Подумаешь, проблема! У "Единой России" конституционное большинство в Госдуме, завтра же примут какой надо конституционный закон и передадут Москве часть подмосковных земель. Объединили же уже пять пар субъектов ...>> - подумает читатель. И будет неправ. Даже, если речь пойдет только об укрупнении субъектов, то есть о простом объединении Москвы с областью, то реализовать требования Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" будет практически невозможно. Ведь для этого нужно, чтобы жители Москвы на специальном референдуме (ст. 10 Закона) проголосовали за такое объединение. Полагаю, даже самая массированная агитация не приведет к желаемым результатам. Я не вижу убедительных экономических аргументов для московского электората, в значительной части, состоящего из пенсионеров, получающих "лужковские" надбавки, в пользу того, чтобы поделиться этими благами с жителями области. Ясно, что область - расширит круг лиц, посягающих на московский "пирог", включая и пенсионеров, и чиновничество, а сам бюджет мегасубъекта существенно не увеличится. Кроме того, чисто психологически жители столицы не захотят расширять круг граждан, носящих "гордое звание" - москвича. Это как продлить Рублевское шоссе до Звенигорода. Что касается передачи части территории одного субъекта в состав территории другого смежного субъекта без объединения, то для этого пока вовсе нет никакой законодательной основы. Кроме того, тут уж точно не добьешься согласия избирателей Подмосковья, ведь придется отдать Москве "лакомые кусочки". Правда, существует процедура, обычно применяемая для уточнения границ между субъектами. При этом главами субъектов подписывается договор, который утверждается представительными органами обоих субъектов, а затем - Советом Федерации. Такой договор между Москвой и областью совсем недавно заключен. И еще даже не вступил в силу. "Если совсем абстрагироваться от реалий сегодняшнего дня, - говорит руководитель юридической фирмы "Адвокатская контора Ф.Куприянова", известный адвокат Федор Алексеевич Куприянов, - то исходя из экономических соображений очень небольшая по площади Московская область просто подлежит ликвидации, с разделом ее территории между столицей и сопредельными областями. Например, до Истры и Раменского - Москва, а Волоколамск и Воскресенск - Калужская и Рязанская области". Полагаю, что без референдума решениями законодательных собраний смежных субъектов передавать земли от субъекта - субъекту юридически неправильно, так как "земельный" суверенитет - основа любого федеративного государства. Иначе оно автоматически становится унитарным, как бы при этом не называлось. С другой стороны, в соответствии с "простым", даже не конституционным, законом РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" (ст. 1) "Столица Российской Федерации - место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации. Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы". За 20 лет госаппарат РФ по сравнению с госаппаратам РСФСР и даже всего СССР вырос в несколько раз. Тратить дорогую московскую землю на строительство зданий для очередного набора клерков лицам, принимающим решения, жалко: лучше реализовать какой-нибудь рентабельный инвестиционный проект: жилье, бизнес-центр, мега-молл и проч. А клерки, пусть едут работать в область и к ним туда же - все просители со всей страны, вместе с представительствами субъектов федерации. Уже сегодня по этой же схеме здания для просителей строятся у самой МКАД Например, Федеральная налоговая служба и ее общемосковские подразделения - разместились в Походном проезде и сразу устроили там непроходимую пробку, так как радикально расширить узкую улочку и построить предусмотренную нормами парковку для посетителей никому не пришло в голову. А теперь подобные здания будут строиться сразу в области. Сейчас обсуждаются различные проекты размещения. От знаменитого Архангельского (между Новорижским шоссе и Рублевкой) до Домодедовского района. Если вышеизложенные причины освоения Подмосковья госаппаратом определены правильно, то, нет сомнений, выберут - Домодедово. Основной аэропорт внутренних линий - рядом. Просители будут только рады. Но могут выбрать и обе площадки одновременно. Для клерков и посетителей - Домодедово, а для контор высших уровней власти Новая Рига - и проблема пробок для трудящихся тут граждан будет решена раз и навсегда. От Рублевки-то - рукой подать. А зачем было "огород городить"? Изменить законодательство таким образом, чтобы послать просителей со всей России подальше от пробок - в областные приемные, действительно, не проблема. Для этого ни Москву не надо расширять, ни околокремлевского округа создавать. Причина тут видимо чисто политическая: если границы федерального округа будут мало отличаться от границ Москвы, прибавятся только один-два города-спутника, то представитель президента РФ будет сидеть на плечах московского мэра. Иначе говоря, Москвой в любой момент напрямую сможет управлять сам президент. Инфраструктура - новые окружные главки всех ведомств, по аналогии с действующими округами будут заранее созданы, и они станут фактически прямыми дублерами московских "органов". При этом автоматически возникают экономические следствия создания нового округа. Первое - сразу подорожает подмосковная земля в границах этого эфемерного образования и строящаяся на ней недвижимость. Ведь покупатель недвижимости из какой-нибудь Дудинки не станет особо разбираться, где - "столица", а где "столичный округ". Хотя квартиры в московских домах и домах ближнего Подмосковья и так уже мало различаются по цене. В этой связи региональным представителям, не желающим в ближайшее время выселяться в Домодедово в единый блок, построенный для этих целей, можно посоветовать уже сегодня закупить потребные площади в каком-нибудь из многочисленных бизнес-центров в пределах Садового кольца. Из собственного-то не выселят. А в целом идея Д.Медведева Москве, полагаю, на пользу. Адвокат Куприянов Алексей Анатольевич, почетный адвокат России, почетный юрист города Москвы, руководитель фирмы "Адвокатская контора Алексея Куприянова" viperson.ru viperson.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован