05 сентября 2012
11053

5. Полное использование национальных ресурсов[1] как важнейшее условие реализации национальной стратегии опережающего развития: `забытые` ресурсы и возможности

Реализация настоящей Стратегии обеспечивается за счет
консолидации усилий и ресурсов (подч. - А.П.)...[2]

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.

Одно из определяющих условий модернизационного рывка -
адекватная оценка современной ситуации, базирующаяся
на фундаментальных знаниях о мире, России, о нашей
истории и нашем настоящем[3]

А. Торкунов, ректор МГИМО(У)

Если нацию не удается мобилизовать для решения крупных задач, то она будет "мобилизована" для самоуничтожения. Такова реальность, сложившаяся в 2012 году.

Если первое условие эффективной стратегии - адекватный идеологический выбор и целеполагание, - то второе - максимальный учет и использование всех имеющихся у нации ресурсов. И не только материальных или финансовых, но и идеологических, нравственных, а также национальных институтов социального потенциала. Здесь важна как приоритетность, т.е. определение значения ресурсов в тот или иной период времени, так и максимальный учет тех ресурсов, которые не всегда заметны, "бросаются в глаза". Сегодня, как правило, говорят об экономических возможностях. Как, например, финансовые ресурсы или ЗВР, которые обладают быстрой ликвидностью.

На самом деле это неверно. Так, главный ресурс сегодня для России - это время, и именно его не хватает в нашу критическую эпоху для выработки "программного обеспечения", в частности, национальной идеи в России"[4], - сказал пророчески С. Капица. И был абсолютно прав. Или эффективной стратегии национального развития, которая требует не только работы аналитиков МЭРа, но и широкой, национальной дискуссии.

Другой "незамеченный" ресурс - творческий потенциал нации, моральная атмосфера в обществе, наконец, идеология, объединяющая идея. Под термином "эффективное использование" я понимаю, во-первых, точную и полную оценку существующих и потенциальных ресурсов, а, во-вторых, их максимально эффективную реализацию, т.е. достижение обозначенных в стратегии целей при минимальной затрате ресурсов[5].

Огромное значение имеет политический ресурс, который выражается в формулировании позиции, идеологем, комментариев, других "сигналов" обществу и элите политическим руководством страны. Именно этот ресурс формирует политический вектор развития, атмосферу и условия, в которых существует государство, общество и экономика. Это, в конечном счете, является важнейшим ресурсом власти, с помощью которого осуществляется управление, т.е. влияние на интересы, эмоции, убеждения людей. Как справедливо отмечается в одной из статей, "Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом) (Основы политической науки. Учебное пособие. Часть 1. 1993. С. 110).

Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Государственная власть имеет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения. Она может легально использовать силу, опираясь на специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.

Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, налоговой, социальной политикой. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным.

Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры. Язык власти специфичен, он опирается на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли властелина, от умения читать между строк. Значение штампов, клише бюрократического языка является своеобразным пропуском в коридоры власти. Языковая политика играет далеко не последнюю роль в реальных политических процессах, избирательных кампаниях.

К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации.

Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние"[6].

Но самый крупный и наиболее динамично развивающийся национальный ресурс - это национальный человеческий потенциал, составляющий в развитых странах до 75% всего национального богатства. Напомню в этой связи, что национальное богатство делится на три основные части.



Причем, чем более развито государство, тем выше в приросте ВВП доля, обеспеченная развитием НЧП. Иногда она достигает 90%.

Таким образом, максимально полное использование НЧП обеспечивает максимальную эффективность национальной стратегии. Тем более, что НЧП - воспроизводимый ресурс (в отличие от природных ресурсов). Это последнее обстоятельство имеет огромное значение: в принципе достижимы любые разумные цели, если ресурсы неограниченны. Искусство эффективной стратегии заключается в том, чтобы добиваться поставленных целей при минимальном затрате ресурсов. Иногда используют и критерий "стоимость-эффективность", который определяет достижение поставленных целей разумными ресурсами. К сожалению, в России нередко даже адекватные цели достигаются чрезмерными усилиями, неэффективно. Строительство дорог, например, в несколько раз дороже, чем в развитых странах.

Применительно к заявленным целям модернизации мы сегодня наблюдаем именно такую картину. Выделяемые средства на инновации и новейшие технологии нередко делают минимальный эффект, совершенно неадекватный полученным результатом. Это, например, видно из затрат на интеллектуальную собственность (которые в 2009 г. составили 5% от потраченных средств), или результатов работы госкорпорации "Роснано" и "Ростехнологии". В 2011 году, например, финансирование инновационной деятельности госкорпорациями оказалось на 70 млрд рублей меньше, чем планировалось[7].

Термин "эффективное использование ресурсов" означает понимание правящей элитой страны важнейших особенностей использования ресурсов для достижения стратегических целей в XXI веке. А они таковы:

- учитывая, что НЧК стал главным ресурсом развития, можно говорить с новой взаимосвязи между целями и ресурсами, которая заключается в том, что развитие ресурса НЧК становится самостоятельной целью стратегии. Особенно в связи с тем, что НЧК является возобновляемым ресурсом.

Это означает, что чем больше общество тратит своих возможностей на развитие НЧП, в особенности его новых составляющих культуры, творчества и т.д., тем больше этот ресурс развивается и тем ближе становится стратегическая цель - созданные максимально благоприятных возможностей для развития личности и всего НЧП. Так, вложения в НЧП являются одновременно и тратой ресурсов для достижения главной цели, и развитием главного ресурса - НЧП. На практике это означает, например, что сознательное и искусственное увеличение роста душевых доходов (в особенности, целевым образом направляемых на развитие НЧП, например, стипендий, доплат ученым и работникам культуры и т.п.) ведет к росту НЧП, росту производительности труда и реализации главной цели. Побочные явления (инфляция, бюджетные пропорции и пр.) не исключают этого в целом положительного эффекта для развития;

- НЧК - это новая национальная собственность, которая не может быть отторгнута в эпоху глобализации, вывезена за рубеж или продана. Это - главная и неотъемлемая часть национального богатства.

Кроме того, сохранение институтов социального потенциала НЧК, особенно традиционных, в которых аккумулируются знания навыки и национальные школы (такие, например, как русская школа балета, драмы, науки), имеет огромное значение для развития НЧП, который не может появиться "вдруг", на пустом месте. Традиции - такой же капитал, как и знания, что доказывает, например, опыт Великобритании, где "старые бренды" активно работают на развитие современного общества и экономики. Так, среди старейших СМИ, существующих в мире, значительная часть приходится на старые бренды развитых государств[8].



- НЧП - это самый современный и точный показатель суверенитета государства, его способности проводить самостоятельную политику и быть уязвимым по отношению к влиянию извне. Так, составная часть НЧП - развитые институты гражданского общества, культурно-образовательный потенциал, идеология патриотизма собственно не только делают население нацией, но и осуществляют процесс национальной самоидентификации. Таким образом, получается, что лучшее средство укрепление суверенитета - развитие НЧП.

И, наоборот. Развитие НЧП является сегодня синонимом усиления влияния государства в мире. Так, небольшое государство Катар оказывает сегодня огромное влияние на арабские страны. Прежде всего, идеологическое, проводя политику исламизации во многом через свои институты социального потенциала - фонды, СМИ и НКО[9].

Таким образом НЧП становится (в форме своих институтов и людей) главным внешнеполитическим инструментом влияния. Это в полной мере относится к институтам гражданского общества, но в еще большей степени - к личностям, чей творческий потенциал становится главной ценностью, товаром и инструментом влияния в мире. Другими словами, ради всех прочих внешнеполитических инструментов государства (включая военную силу) национальный человеческий потенциал как в форме его институтов, так и отдельных личностей, становится в XXI веке главным инструментом влияния. Что, собственно говоря, впервые отметил В. Путин в феврале 2012 года, заявив о необходимом становлении России в качестве мирового культурного лидера.

Возвращаясь к алгоритму идеологии, мы должны ясно представлять себе то, что также существует важная взаимозависимость между ресурсами, с одной стороны, и базовыми интересами и ценностями - с другой. Сами по себе национальные ресурсы являются базовой национальной ценностью и интересом. И не только природные, но и такие важные сегодня, как национальный человеческий потенциал, являющийся основным ресурсом развития. Поэтому в системе национальных интересов в настоящие дни развитие НЧП становится самой приоритетной задачей среди других важнейших задач обеспечения национальной безопасности.

Важно отметить, что, кроме того, на эти взаимосвязи оказывает воздействие и комплекс вопросов, связанных с международными реалиями; их нельзя недооценивать, а тем более не учитывать. Причем в двух, очень важных аспектах. С одной стороны, глобализация и вытекающие из этого процесса реалии, оказывают, безусловно, сильнейшее влияние на формирование целей внутренней и внешней политики. Это влияние - очевидно. Налицо усиливающаяся тенденция "размывания" национальных ценностей. Что явственно становится основой для политических и даже военных конфликтов. Как очевидно и то, что оно усиливается по мере развития глобализации. Оно проявилось, например, в сокращении суверенитета отдельных стран, получившем название "поствестфальская эра", или даже в передаче значительной части суверенитета наднациональным органам, как, например, в странах Евросоюза.

Более того, влияние глобализации стало сказываться не только на формировании политических целей, но и на всей ценностной и культурной базовой системе, вступая нередко в прямое противоречие с ними. Как отмечалось в докладе высокопоставленного сотрудника ООН, "если посмотреть на мир 2009 года, мы увидим, что из 143 конфликтов 108 имели культурное измерение"[10].

Другой аспект внешнего воздействия - превращение внешнего влияния в ресурс, в средство реализации внешней стратегии по отношению к стратегии национальной. Пока что это внешнее влияние не стало решающим (по крайней мере, для тех стран, которые не потеряли свой суверенитет), но оно усиливается настолько, что отчетливо звучит мнение о его будущем решающем влиянии на формирование и реализацию национальных стратегий. Что особенно заметно на примере "мягкой силы". Как отмечал Ж. Сампайю - высокий представитель Генерального секретаря ООН по Альянсу цивилизаций, "с моей точки зрения, совершенно очевидно, что мы являемся свидетелями рождения нового мира, который принесет с собой новую модель управления и мирового порядка. В этом новом, едином мире, по-видимому, управление приобретет глобальное измерение и обоснованность инструментов "мягкой силы" станет решающей из-за природы вызовов, с которыми нам придется сталкиваться"[11] (подч. - А.П.).

Таким образом, ресурсы, предназначенные для достижения сформулированных стратегией целей, имеют не только внутреннее, но и внешнее измерение. В особенности, если речь идет об использовании человеческих ресурсов и национального человеческого капитала.

На рисунке это может выглядеть следующим образом:

1. Комплекс базовых ценностей и национальных интересов.

2. Цели и проблемы, сформулированные в стратегии.

3. Национальные ресурсы.

4. Международные реалии.

5. Представления национальной элиты.



Цели и сформулированные угрозы и проблемы, как уже говорилось, могут быть неадекватны имеющимся ресурсам, либо завышенными, либо заниженными. И то, и другое плохо. Это, повторю, прежде всего зависит от идеологического выбора и сформулированной стратегии развития государства.

Так же и интересы, и базовые ценности могут в разной степени учитывать имеющиеся у нации ресурсы. Их адекватное использование зависит не "напрямую", а косвенно, через восприятие элитой и ее идеологического выбора. Но сам этот выбор и стратегия, его реализующая, конечно, сказываются как на национальных ресурсах, так и на национальных интересах.

Поэтому важно еще раз остановиться на более подробном анализе категории "национальные ресурсы". Наиболее часто встречающееся определение гласит: "Ресурсы (от франц. resource - вспомогательное средство) - ценности, запасы, возможности, денежные средства, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы)"[12]. Или другое определение: "Ресурсы - источники, предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях. Ресурсы подразделяются на три основные группы:

- материальные;

- трудовые ресурсы, в том числе интеллектуальные ресурсы;

- природные (естественные) ресурсы"[13].

Сравнивая эти два определения, можно легко обнаружить одно принципиальное различие, а именно: во втором определении под эту категорию попадают те ресурсы, которые "можно реализовать", т.е. ресурсы делятся на потенциальные и используемые, или "потенциал" и "фактор", понимая, что фактор - используемый потенциал[14]. Предлагаю простую формализацию категорий "ресурсы" в матричной форме, которая позволит лучше оценить эффективность их использования:



Даже самый простой анализ формализации имеющихся потенциальных и используемых ресурсов позволяет сделать следующие, к сожалению, неутешительные выводы относительно эффективности использования имеющих ресурсов российской правящей элитой.

Самое главное заключается в том, что хотя НЧП стал не только главным ресурсом, но и целью развития, это далеко не до конца понимается правящей элитой. При этом любые усилия по развитию НЧП совпадают с усилиями по реализации главной цели стратегии развития, т.е. НЧП стал уже не только ресурсом, но и целью (самоцелью) и главной ценностью, а также главным национальным интересом. Подобная взаимосвязь по оси "ресурсы-цель", и оси "ценности/интересы - ресурсы" требует особенного внимания и НЧП.

Если говорить коротко, то любые усилия по развитию НЧП, прежде всего, в таких областях, как

- образование;

- наука;

- творчество;

- уровень жизни;

- здравоохранение и др.

Становятся как самоцелью, так и приоритетным способом увеличения национальных ресурсов. Инвестиции в НЧП становятся не просто критически важными, но и самыми эффективными, ибо они являются одновременно и самым эффективным способом достижения стратегических целей и самым эффективным способом увеличения ресурсов.

Нация, прежде всего правящая российская элита, в целом крайне неэффективно использует все виды ресурсов. Причем, если природные ресурсы используются относительно полно, но затратно, (так, в 2009 году фактический коэффициент использования нефти - КИН - в России составил 20%, а в США - 35% и в регионе Северного моря - 46%)[15], то материальные - не более чем на 50%, а нематериальные - либо на очень незначительную долю, либо вообще не учитываются. Не случайно в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года эти ресурсы, как потенциальные, а тем более реальные возможности государства и общества, практически не учитываются. Между тем они имеют огромное значение с самых различных точек зрения. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (в 3-м разделе, названном "Развитие человеческого потенциала") есть, конечно, соответствующий подраздел, где образование рассматривается как "необходимое условие формирования инновационной экономики" и "важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества". Но "стратегическая цель государственной политики в области образования" сводится к "повышению доступности качественного образования" [16] (подч. в Концепции). Это, естественно, не может быть целью, тем более стратегической. В лучшем случае - одной из задач.

Образование имеет ключевое значение для России, да и стран СНГ по целому ряду причин. Основные из них следующие:

- Накопленный образовательный потенциал, единое культурно-образовательное пространство стран СНГ предоставляет этим странам исключительное экономическое конкурентное преимущество. Сегодня образование следует рассматривать как наиболее эффективную отрасль экономики, непосредственно влияющую на уровень и темпы развития государств. Не случайно государства-лидеры по качеству жизни - Финляндия, Ирландия, Дания - являются и мировыми лидерами в области образования. Не случайно и то, что две ведущих экономики мира - США и КНР - делают особый акцент в своей стратегии развития на образовании, как главном факторе развития НЧК. Заняв пост генсека КПК в 2002 г., 60-летний Ху Цзиньтао сделал все, чтобы подвергнуть коррекции официальный идеологический курс, расставив в нем новые гуманистические акценты в виде концепций "брать человека в качестве основы" и "гармоничного социума", что сегодня активно переносится и на сферу международных отношений. Призывы Ху Цзиньтао к КПК "следовать помыслам народа, помышлять об интересах народа и заполучить сердце народа" стоят ближе к традиционным конфуцианским представлениям о гуманном правлении на основе человеколюбия и справедливости, чем к западным идеям представительной демократии"[17].

В Стратегии национальной безопасности США, принятой в мае 2010 года, подчеркивается необходимость сохранения американского лидерства в образовании, которое выражается, в частности, в том, что в процентном отношении к числу граждан США должны превосходить другие государства по числу студентов. В Китае за последние 10 лет число лиц с высшим образованием выросло в 8 раз, достигнув 350 млн человек[18]. Это - самый высокий показатель в мире, определяющий человеческий капитал, позволяющий уже сегодня Китаю претендовать на лидерство в научно-технической и технологической областях[19]. Некоторые страны уже ставят в качестве долгосрочной цели всеобщее (не обязательное) высшее образование.

В этой связи государства СНГ могут не только использовать общее огромное культурное и образовательное наследие, но и объединить усилия в его развитии. В частности, в создании единой общей базы учебных и культурных программ. Опыт Массачусетского технологического института, сделавшего общедоступными все учебные курсы, - весьма показателен и может служить примером для стран СНГ. Создавать качественные учебные курсы дорого и многим странам просто не под силу, да и времени требует немало, а вот воспользоваться продуктом, созданным друзьями, - совершенно естественно. Тем более, что сегодня технологически это сделать совсем не трудно.

- Большинство из сотен военных и вооруженных конфликтов, состоявшихся в мире в 2009 году, имели под собой социокультурные корни. Развивая единое культурное и образовательное пространство, страны СНГ предпринимают по сути самые эффективные меры по предотвращению, профилактике насилия.

Отдельно следует сказать и о том, что общие усилия в области образования - лучшее средство для взаимного обогащения культур, а не просто воспитание толерантности. Мы, надо признать, многое потеряли из того колоссального образовательного и культурного наследия, которое нам досталось в прошлом веке. В какой-то мере мы обокрали сами себя, лишив достижений, созданных в СССР.

- Следует понимать, что с геополитической точки зрения страны СНГ представляют собой такую же международную реальность, как и страны Евросоюза, которые после вступления в силу Лиссабонских соглашений в декабре 2009 года фактически превратились в конфедерацию. Мы понимаем, что если в Европе интеграционным стимулом послужило создание общего рынка и единой валюты, то в странах СНГ это может и должен стать единый рынок образования и культуры. Другими словами, мотором интеграции в СНГ должно стать образование и воссоздание единого культурного пространства. Против которого, кстати, выступает очень мало противников

Главный ресурс и фактор развития современной экономики и общества - человеческий потенциал - не только не является сегодня в России фактором развития, но и не учитывается в числе потенциалов. О нем лишь известно из вполне абстрактных рассуждений и политических заявлений. Это видно на примере человеческого ресурса в исследованиях и разработках[20].

Динамика численности занятых в сфере НиР, баланс оттока человеческих ресурсов, в том числе и "утечка умов" из страны, и их притока и за счет иммиграции, определенно свидетельствуют о резком сокращении (количественном убывании) человеческих ресурсов и, как следствие, о неотслеживаемом и неконтролируемом убывании человеческого капитала в сфере НиР. Сокращение касается всех фиксируемых государственной статистикой групп, занятых в сфере НиР (см. табл.).



За период с 1990 по 2005 годы численность занятых в сфере НиР сократилась более чем на один миллион сто тридцать тысяч человек (с 1943,4 тыс. чел. до 813,2 тыс. чел.). Даже без учета качественных показателей совершенно очевидно резкое, если не катастрофическое, сокращение человеческих ресурсов в сфере НиР. Численность исследователей за тот же период сократилась более чем на шестьсот тысяч человек (с 992,6 тыс. чел. до 391,1 тыс. чел.).

Выбор идеологии и стратегии развития предполагает, что элита выбирает приоритеты для расходования своих ресурсов: достижение тех или иных целей невозможно без соответствующего ресурсного обеспечения. Под ресурсными приоритетами здесь понимается совокупность возможностей - экономических, демографических, финансовых, политических, военных, природных, нравственных, духовных и пр. - нации государства, которые могут быть направлены на приоритетное достижение тех или иных целей. Очевидна взаимосвязь: приоритетные цели - приоритетное выделение ресурсов. Можно декларировать приоритеты, как, например, развитие потенциала человеческой личности, но не обеспечить эти приоритеты в полной мере ресурсами. Так, в современной России совершенно очевидна нарушенная взаимосвязь между заявленным приоритетом на развитие потенциала человеческой личности и фактическим сокращением выделяемых ресурсов на фундаментальную и прикладную науку, образование и культуру.

Другой важный аспект: некоторые из ресурсов (такие, например, как территория, природные ресурсы) величины относительно постоянные, другие (например, демографические) меняются медленно, а некоторые (ВВП, ЗВР и т.д.) относительно быстро. В идеологии и стратегии эти качества должны учитываться в полной мере. Так, для эффективного долгосрочного использования природных ресурсов необходима такая же долгосрочная политика, учитывающая многие факторы - перспективные геологоразведочные работы, будущее ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий, климатические последствия и т.д.

Для демографических ресурсов нужна идеология и стратегия, которая рассчитана на несколько десятилетий[21]. Это процессы рождаемости и смертности (где существует множество факторов), иммиграционные процессы, но, главное, в условиях роста значения потенциала человеческой личности, - качество человеческого потенциала, ведь принципиально важна не столько численность населения будущей России, сколько такие критерии, как образованность, культура, духовность, способность к творчеству и инновациям.

Наконец, третья группа - там, где тактические изменения происходят относительно быстро, за 3-5 лет. Их место в идеологии нельзя недооценивать потому, что они могут стать мощным ресурсом для реализации долгосрочных идеологических целей и задач национальной стратегии. Либо эти ресурсы - как в сегодняшней России - так и остаются потенциалом, т.е. не реализованным фактором развития. Так, выгодная для России конъюнктура мировых цен на энергоносители в 2001-2007 годах не была использована в долгосрочных интересах. Накопленные резервы - не стали ресурсами развития, превратившие всего лишь в "подушку безопасности", резерв, который не спас Россию от резкого падения ВВП и примышленного производства. Этот резерв не был использован ни в интересах промышленной политики, ни для изменения отсталой экономической и социальной структуры. Что наглядно проявилось в период кризиса 2008-2010 годов[22].


______________

[1] Ресурс - зд. мера возможности выполнения какой-либо деятельности для достижения какой-либо цели. Применительно к целям настоящей работы - все национальные ресурсы (материальные и нематериальные).

[2] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г.

[3] Торкунов А. Школа российской идентичности // Независимая газета. 2009. 14 октября.

[4] Капица С.П. Об ускорении исторического времени. Статья // Новая и новейшая история. 2004. N 6. С. 15.

[5] Следует отличать понятия "ресурсы" и "влияние". Ресурсы могут быть использованы неэффективно, либо вообще не использоваться. Они могут использоваться даже во вред. См. подробнее: Мельвиль А.Ю. и др. Российская внешняя политика глазами экспертного сообщества // Полис. 2009. N 4. С. 85.

[6] См.: Ресурсы власти. URL: http://www.lekziya.ru/politishvlast/34

[7] Жебит М. Развитие инноваций в госкомпаниях отстает от плана // Известия. 2012. 11 марта. С. 1, 3.

[8] Говердовская О. Бумага все стерпит // Известия. 2012. 13 марта. С. 2.

[9] Константинов И. Исламизация по всем азимутам // Независимая газета. 2012. 13 марта. С. 7.

[10] Сампайю Ж. "Мягкая сила" - веление современности // Международная жизнь. 2010. N 9. С. 4.

[11] Сампайю Ж. "Мягкая сила" - веление современности // Международная жизнь. 2010. N 9. С. 4.

[12] Краткая российская энциклопедия. Т. 3. С. 3.

[13] Ресурсы. URL: http://www.glossary.ru/cgi-bin/

[14] Часто используется и такое понятие, как фактор производства, которое означает ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг (трудовые ресурсы, капитал, природные ресурсы, сырьевые и т.д.).

[15] Астахова А. Деньги не туда // Независимая газета. НГ-энергия. 2012. 13 марта. С. 14.

[16] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. М.: МЭР, 2008. Март. С. 41-45.

[17] Корсун В.А. Идеологический облик КНР на современном этапе. 2010. 24 сентября. URL: http://www.mgimo.ru

[18] Бахвалова М., Зотин А., Носырев И. Восточный гамбит // РБК. 2010. N 9. С. 44-45.

[19] China: The Balance Sheet N.-Y., Public Affairs. 2006. P. 73-117.

[20] Семенов Е.В. Человеческий капитал в российской науке. URL: http://emag.iits.ru/arc/

[21] В этой связи уместно вспомнить о длинных демографических циклах, описанных С.П. Капицей в статье "Об ускорении исторического времени" // Новая и новейшая история. 2004. N 4.

[22] См. подробнее: Aslund A., Guriev S., Kuching A. Russia After the Global Economic Crises. Wash.: 2010. June. P. 9-39.

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован