03 сентября 2012
8519

5. Инструменты евразийской интеграции

По большому счету была найдена та модель, которая
помогла сберечь мириады цивилизованных духовных нитей,
объединяющих наши народы... Производственные, экономические
и другие связи...[1]

В. Путин


Говоря так об СНГ, В. Путин по сути ответил критикам этого института, утверждавшим, что "СНГ - механизм для развода стран, входивших в СССР". Действительно, критики в адрес СНГ немало, но, как и в случае с ООН, этот механизм остался универсальным политико-правовым механизмом для сохранения существовавших связей. Более того, - для развития новой интеграционной модели, превращения ее, по словам В. Путина, "... в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект...>>[2].

Здесь следует обратить внимание на политический аспект евразийской интеграции и роли СНГ. Важнейший ресурс власти - политический язык, формулирующий стереотипы, алгоритмы поведения, мифы, традиции, идеологию и прочие "сигналы" обществу, включая информационную политику, отношения к институтам гражданского общества и, конечно же, правовую основу для реализации политических программ. В этом смысле статьи В. Путина, Н. Назарбаева, А. Лукашенко, многочисленные мероприятия второй половины 2011 - первой половины 2012 годов создавали политический климат, необходимый для оживления идей евразийской интеграции, активизации прежних и создания новых механизмов и моделей.

Так, в апреле 2012 года по инициативе С.Е. Нарышкина был проведен международный круглый стол, в котором приняли участие представители почти всех парламентов СНГ. Таким образом был инициирован процесс интеграции парламентской деятельности, который в итоге предполагал трансформацию Межпарламентской ассамблеи (при участии структур СНГ, ОДКБ, СРБ) в Евразийский парламент. Будучи одним из сопредседателей секций, я имел отличную возможность наблюдать как, с одной стороны, все участники проявили горячую заинтересованность в этом процессе, но, с другой, - наблюдались различные, порой противоречивые подходы. В конечном счете была принята резолюция.

РЕЗОЛЮЦИЯ[3]

Международного круглого стола

"Российская Государственная Дума:
становление парламентаризма на евразийском пространстве"

28 апреля 2012 года, г. Москва



28 апреля 2012 года в г. Москве прошёл первый Международный круглый стол "Российская Государственная Дума: становление парламентаризма на евразийском пространстве".

Обсудив широкий круг вопросов, связанных с историческим опытом формирования законодательных и представительных органов власти, современными задачами и перспективами парламентских институтов, участники Международного круглого стола решили:

1. Считать целесообразным дальнейшее проведение круглых столов и конференций, посвященных вопросам развития парламентаризма на территории различных государств Евразийского пространства, как новый механизм продвижения и отстаивания интересов широких слоев населения на многопартийной основе.

2. Способствовать широкому общественному обсуждению евразийских интеграционных процессов, включая задачи активизации межпарламентского и межрегионального сотрудничества.

3. На основе п. 1 и п. 2 выбрать наиболее соответствующие интересам интеграции проекты, темы, а также выявить наиболее ярких политиков, способных их продвигать в информационном поле.

4. Выразить благодарность руководству и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации за инициативу проведения Международного круглого стола.

На постсоветском пространстве мы наблюдаем одновременно не только разные направления сотрудничества, которые развиваются с разной степенью интенсивности, но и наличие множества механизмов, нередко дублирующих друг друга[4]. Так, Содружество Независимых Государств (СНГ) - Региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на основе многостороннего консенсуса участников. По мере развития сотрудничества постсоветских государств их взаимодействие в рамках СНГ было дополнено и расширено различными специализированными форматами многосторонних институтов, в частности, ОДКБ, ЕврАзЭс, ТС, СНГ. Своего рода политико-экономический клуб, где обязательства государств имеют достаточно условий характер[5].

Следующее направление интеграции - Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) - соглашение государств СНГ, подписавших в 2011 году Договор о зоне свободной торговли, проект которого был разработан российским Министерством экономического развития, предусматривает "сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины", экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены. Договор заменил больше ста двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве Содружества.

Зона свободной торговли (ЗСТ) - Распространенный тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы[6].

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)[7] - Международная экономическая организация, в состав которой входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Республики Молдавия и Украина (с 2002) и Армения (с 2003) имеют статус наблюдателя. Также статус наблюдателя при ЕврАзЭС у Межгосударственного авиационного комитета и Евразийского банка развития. 9 декабря 2003 г. ЕврАзЭС получило статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Основной целью ЕврАзЭС является региональная интеграция путем создания единого экономического пространства на территории входящих в него стран. Высшим органом является Межгосударственный совет. В его состав входят главы государств и правительств. Совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. С октября 2008 г. Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств принял на себя также функции высшего органа Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России (Межгоссовет - ВОТС). Организация открыта для приема новых членов, разделяющих ее основные цели и уставные положения и способных, по мнению стран-участниц, выполнять взятые на себя обязательства. 6 августа 2008 г. Узбекистан приостановил членство в ЕврАзЭС.

Антикризисный фонд ЕврАзЭС был создан 21 декабря 2008 года решением неформального саммита глав государств ЕврАзЭС с целью оказания финансовой помощи государствам - членам Фонда в преодолении последствий мирового кризиса. В 2009 г. главы государств ЕврАзЭС одобрили объем Фонда в эквиваленте $10 млрд. Российская доля в уставном капитале Фонда составляет $7,5 млрд, казахстанская - один миллиард, белорусская - $10 млн. Киргизия и Таджикистан, а также ассоциированная с Сообществом Армения внесли по одному миллиону долларов.

Суд Сообщества (2012).

Отдельное значение имеет Таможенный союз ЕврАзЭС (ТС), который действует с 2010 года[8].

Участниками ТС являются: Казахстан, Россия, Белоруссия, Киргизия (с 2012).

Базовый принцип ТС - Свобода передвижения товаров.

Были подготовлены тысячи документов в кратчайшие сроки, в частности:

- Технические регламенты Таможенного союза;

- Таможенный кодекс Таможенного союза;

- Единый таможенный тариф Таможенного союза;

- Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Решение о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана было принято в августе 2006 года на неформальном саммите ЕврАзЭС. 6 октября 2007 г. в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан, основываясь на Договоре об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили План действий по его созданию. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по мере своей готовности. Таможенный союз предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Высшим органом Таможенной союза, является Межгосударственный совет, в который входят главы государств и главы правительств стран-участниц.

С октября 2008 г. функции высшего органа Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России принял на себя Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств. Таможенный союз формально начал свою работу с 1 января 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф (ЕТТ).

С 1 сентября 2010 г. на территории ТС начал действовать режим зачисления и распределения пошлин. Согласно трехсторонним договоренностям, импортные пошлины зачисляются на единый счет, а затем распределяются пропорционально между бюджетами России, Казахстана и Белоруссии. В российский бюджет поступает 87,97% от общего объема ввозных пошлин, в казахстанский - 7,33%, в белорусский - 4,7%. 18 октября 2011 года главы правительств стран ЕврАзЭС приняли решение об удовлетворении просьбы Киргизии о ее присоединении к Таможенному союзу. Споры между государствами-членами Таможенного союза разрешает суд Евразийского сообщества. К 2012 г. в суде ЕврАзЭС можно будет оспаривать действия органов Таможенного союза и органов госвласти этого объединения.

Комиссия Таможенного союза (КТС) - является постоянно действующим наднациональным институтом интеграционного сотрудничества стран-членов ТС, создана для обеспечения условий функционирования и развития союза. Решения КТС обязательны и не требуют подтверждения на национальном уровне. Они принимаются двумя третями голосов, за Россией в комиссии 57 голосов, за Белоруссией и Казахстаном - по 21 голосу. К настоящему времени Комиссия ТС и правительства сторон провели комплекс мероприятий по завершении формирования договорно-правовой базы ТС, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда Таможенного союза.

Многовекторность - это условное определение, получившее распространение в аналитическом и публичном дискурсе для характеристики разнообразия географической направленности международного (политического и экономического) сотрудничества стран постсоветского пространства, расширения внешнеторговых, инвестиционных и других видов связей с мировыми державами и государствами регионального окружения при сохранении существенного уровня двустороннего взаимодействия с Россией.

Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) - Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятый решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17. ТК ТС в полном объеме вступил в действие с 1 июля 2011 года[9]. ТК ТС устанавливает таможенный тариф как один из главных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности. Ожидается, что введение ТК ТС позволит России к 2015 году получить дополнительную прибыль в размере 400 млрд долларов, а Белоруссии и Казахстану по 16 млрд долл. С 1 сентября 2010 г. на территории ТС начал действовать режим зачисления и распределения таможенных пошлин. Согласно трехсторонним договоренностям, импортные пошлины зачисляются на единый счет, а затем распределяются пропорционально между бюджетами России, Казахстана и Белоруссии. В российский бюджет поступает 87,97% от общего объема ввозных пошлин, в казахстанский - 7,33%, в белорусский - 4,7%.

Единое экономическое пространство ЕврАзЭС (ЕЭП)[10] - стало новым шагом по пути интеграции после создания ТС. Этот этап экономической интеграции трех стран, к которому присоединится также Киргизия. Решение о создании ЕЭП принято в 2009 г. на саммите в Алма-Ате президентами Белоруссии, Казахстана и России. Главная цель ЕЭП - углубление объединительных тенденций на основе обеспечения четырех свобод: движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

По оценке В. Путина, к моменту создания ЕЭП интеграция продвинулась достаточно далеко: "В свое время европейцам потребовалось 40 лет, чтобы пройти путь от Европейского объединения угля и стали до полноценного Евросоюза. Становление Таможенного союза и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений. Мы видим их и сильные, и слабые стороны. И в этом наше очевидное преимущество, позволяющее избежать ошибок, не допустить воспроизводства разного рода бюрократических навесов.

Мы также находимся в постоянном контакте с ведущими бизнес-ассоциациями трех стран. Обсуждаем спорные вопросы, учитываем конструктивную критику. В частности, весьма полезным было обсуждение на Деловом форуме Таможенного союза, который прошел в Москве в июле 2012 года.

Повторю: для нас очень важно, чтобы общественность наших стран, предприниматели воспринимали интеграционный проект не как верхушечные бюрократические игры, а как абсолютно живой организм, хорошую возможность для реализации инициатив и достижения успеха"[11].

Предполагается, что единый рынок сблизит хозяйственные системы стран-участниц, повысит возможности адаптации к кризисным явлениям мировой экономики, обеспечит дополнительные иностранные инвестиции. ЕЭП начал работу с 1 января 2012 года, его главной характеристикой на начальном этапе станет расширение условий ведения трансграничного бизнеса - компания, зарегистрированная в любом государстве ЕЭП, будет пользоваться всем, что может предоставить каждая из трех стран, в том числе сельхозсубсидиями и транспортными тарифами[12].

Наконец ближайшая тактическая цель интеграции - создание Евразийского союза (ЕАС), которое предполагается завершить к 2015 году.

Правовой основой будущей организации является Декларация об основании: от 18 ноября 2011 г. с ЕЭП: 1 января 2012 г.

Евразийский союз (ЕАС) - проект конфедеративного союза государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным, культурным пространством, предполагаемого к созданию на базе союза Казахстана, России и Беларуси и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ - ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, Таможенного союза. Становление Евразийского союза идет аналогично (на базе существующих отраслевых структур) Европейскому союзу и другим аналогичным региональным объединениям. Заявлено, что союз строится по модели мощного наднационального объединения, способного стать самодостаточным рынком (население которого должно составлять не менее 200-250 млн человек) и одним из геополитических "полюсов" современного мира, играющего при этом роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом[13].

После подписания 18 ноября 2011 года лидерами России, Белоруссии и Казахстана декларации о Евразийской интеграции, была создана Евразийская экономическая комиссия, контролирующая около 170 функций союза. Во главе комиссии находится Виктор Христенко. ЕЭК будет состоять из совета и коллегии, в совет войдет по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии - по три представителя каждой стороны. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения, и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях и консультативных органах. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится со 150 человек до 1,2 тыс. Согласно проекту, предполагается формирование "ряда наднациональных органов":

- Совет глав республик и глав правительств ЕАС - высший орган политического руководства;

- Парламент ЕАС - высший консультативно-совещательный орган Союза;

- Совет министров иностранных дел ЕАС - координация внешнеполитической деятельности;

- Межгосударственный исполнительный комитет - постоянно действующий исполнительно-контролирующий орган;

- Информационное бюро Исполкома ЕАС;

- Совет по вопросам образования, культуры, науки - формирование согласованной политики в этой области.

Экономика

Общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских стран разделяют на несколько пунктов:

- снижение цены на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья/экспорта своего готового товара;

- стимулируется "здоровая" конкуренция на общем рынке ЕАС за счет равного уровня экономического развития;

- увеличение конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного союза благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства;

- увеличение средней з/п, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности;

- наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары;

- увеличение благосостояния народов стран ЕАС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения в экспансирующихся производствах импортоориентированных / экспортоориентированных фирм;

- повышается окупаемость новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.

Создание наднациональных экономических структур ЕАС

В целях создания единого экономического пространства в рамках ЕАС предлагается создание наднациональных структур:

- Комиссия по экономике;

- Комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов и др.);

- Фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счет вкладов стран ЕАС (финансирует перспективные наукоемкие экономические и научно-технические программы, оказывает помощь в решении круга задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т. д.);

- Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям;

- Международный инвестиционный банк ЕАС;

- Международный арбитраж ЕАС;

- Комиссия по вводу расчетной денежной единицы;

- Комиссия по экологии.

Единая валюта

Единая валюта для Евразийского союза на данный момент не определена. В 2004 году А. Лукашенко предлагал ввести общую валюту для Союзного государства. Второй раз такую же мысль выразил И. Шувалов в марте 2010 года, но уже для трех стран: Беларусь, Казахстан, Россия (учредители Таможенного союза). В качестве названия для создаваемой валюты курсируют "евраз" либо "евразийский рубль". Название "евраз" было предложено в 2004 году президентом Казахстана Н. Назарбаевым.

Вооружённые силы

В области обороны предлагается заключить в рамках ЕАС следующие договоренности:

- О совместных действиях по укреплению национальных Вооруженных Сил стран-членов ЕАС и охране внешних границ ЕАС;

- О создании единого оборонного пространства с центром в Москве;

- О формировании коллективных вооруженных сил ЕАС для поддержания стабильности и погашения конфликтов в странах-участницах ЕАС и между ними;

- О внесении коллективных обращений стран-участниц ЕАС в международные организации, в том числе в Совет Безопасности;

- О создании межгосударственного центра по ядерному разоружению.

Важной структурой интеграции оборонных усилий стала Организация Договора о коллективной безопасности ОДКБ[14], которая была образована 15 мая 1992 года.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. (Этапы развития: подписание Договора о коллективной безопасности 15 мая 1992- Вступление в силу Договора о коллективной безопасности 20 апреля 1994-Подписание Договора о создании ОДКБ 7 октября 2002- Вступление в силу Договора о создании ОДКБ 18 сентября 2003).

Члены ОДКБ

Республика Армения (с 15 мая 1992)

Республика Беларусь (с 31 декабря 1993)

Республика Казахстан (с 15 мая 1992)

Киргизская Республика (с 15 мая 1992)

Российская Федерация (с 15 мая 1992)

Республика Таджикистан (с 15 мая 1992)

Республика Узбекистан (с 15 мая 1992 по 2 апреля 1999 и с 16 августа 2006)

(Формулировка о членстве - Республика Узбекистан подписала Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года в г. Ташкенте. Является членом Организации Договора о коллективной безопасности, созданной в 2003 году на основе и в развитии сотрудничества в рамках ДКБ).

Руководители ОДКБ: Генеральный секретарь Николай Бордюжа, Начальник Объединённого штаба Булат Дарбеков.

Структура ОДКБ

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию её целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей Советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности.

Объединённый штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 г. на объединённый штаб возложены задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Союзное государство России и Белоруссии (с 1996)[15].

Союзное государство (также в прессе встречаются названия Союз России и Белоруссии (СРБ), Союзное государство России и Белоруссии (СГРБ), Союз Белоруссии и России, Союзное государство Белоруссии и России) - политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

Становление этого союза проходило медленно и непоследовательно, сопровождалось "откатами" и "замирало" на годы. Он был основан 2 апреля 1996 (Сообщество Белоруссии и России) - 2 апреля 1997 (Союз Белоруссии и России) - 26 января 2000 (Союзное государство)[16].

Руководители СРБ: А.Г. Лукашенко - Председатель ВГС СГ; Д. Медведев - Председатель Совета министров; Г. Рапота - Государственный секретарь.

При этом символика так и не была определена, как, впрочем, и столица.

Не определена была и валюта, хотя еще с начала 90-х годов шли переговоры о единой валюте.

Государственное устройство

В соответствии с Договором о создании Союзного государства, были сформированы и функционировали Высший государственный совет, Совет Министров и Постоянный комитет Союзного государства. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское собрание Союза Белоруссии и России.

В рамках Союзного государства образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комиссия Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, Телерадиовещательная организация. Эти органы состоят из представителей республиканских и федеральных органов государственного управления Белоруссия и России и периодически собираются на своих заседаниях, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующей сфере.

По другим направлениям работа ведется через совместные коллегии министерств и ведомств Белоруссии и России с вынесением вопросов, требующих решения на уровне правительств и глав государств, соответственно на заседания Совета Министров и Высшего государственного совета Союзного государства.

Высшим органом Союзного государства является Высший государственный совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов.

В заседаниях Высшего государственного совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели палат парламента, Председатель суда Союзного государства.

_____________________

[1] Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 октября. С. 1.

[2] Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 октября. С. 1.

[3] Резолюция. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nasled.ru

[4] См. подробнее: URL: http://www.e-cis.mfd

[5] СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) "Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" (известно в СМИ как Беловежское соглашение). Общая численность населения - 272433087 чел. Штаб-квартира СНГ - Минск, Белоруссия. Члены СНГ 10+1: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Ассоциированный член: Туркмения; Украина - не ратифицировала Устав СНГ, Грузия - вышла из состава СНГ в 2009 году. Исполнительный секретарь Сергей Лебедев. Страна-председатель Туркмения (с 01.01.2012)

[6] Зона свободной торговли СНГ - в октябре 2011 года была создана восемью странами-членами СНГ - Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией, Молдавией и Таджикистаном. Действует с 2012 г. Участники - Казахстан, Россия, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Армения, Молдавия, Украина. Базовый принцип - отменена экспортных и импортных пошлин, а также отменена количественных ограничений. Следующий важнейший интеграционный механизм - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), действует с 2000 года

[7] Участники - Казахстан, Россия, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. Участники со статусом наблюдателя - Республики Молдавия (с 2002). Украина (с 2002), Армения (с 2003). Узбекистан приостановил членство в ЕврАзЭС 6 августа 2008 г. Структура - Межгосударственный совет. Интеграционный комитет. Секретариат. Межпарламентская ассамблея. Евразийский банк развития (2006)

[8] Официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.evrazes.com/customimion

[9] [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?ID=1455037

[10] Официальный сайт URL: http://www.evrazes.com/customunion/eepr

[11] Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 октября. С. 1.

[12] Регулировать общий рынок будут наднациональные структуры. Действует с 2012 года. Участники: Казахстан, Россия, Белоруссия. Базовые принципы - Свобода торговли товарами. Свобода торговли услугами. Свобода передвижения финансового капитала. Свобода передвижения человеческого капитала. Структура: Евразийская экономическая комиссия; Совет комиссии; Коллегия комиссии (председатель В.Б. Христенко).

[13] Государства-члены: Страны, подписавшие декларацию о создании Евразийского союза: Россия, Белоруссия, Казахстан. Кандидаты: Киргизия, Таджикистан (?!) последний сможет присоединиться к Таможенному союзу только после присоединения Киргизии ввиду отсутствия общих границ с его первыми тремя членами. Территория 1-я в мире - 20 007 860 км2; Население - всего - (2011). ВВП (ППС) - всего (2011) 6-й в мире, $ 2,550 трлн. Валюта в процессе создания - предположительно евразийский рубль. Руководство: Евразийская экономическая комиссия - Виктор Христенко

[14] Официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dkb.gov.ru/a/c.htm

[15] Официальный cайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.soyuz.by/

[16] Участники: Белоруссия + Россия. Совокупное население 152 496 906 чел. Население участников: Белоруссия: 9 466 800 (2012). Россия: 143 030 106 (2012). Совокупная территория 17 283 000 кв. км. Территории участников: Белоруссия: 207 600 кв. км. Россия: 17 075 400 кв. км. Политическое устройство: Форма правления - конфедеративный союз. Наднациональные органы: - Высший государственный совет; - Парламентское собрание; - Исполнительный комитет.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован